Финансовая политика государства на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Оглавление

Введение…………..…………………………………………………………………3

Глава 1. Содержание, цели и основные типы финансовой политики государства………………………………………………………………………....4

Цели и механизм финансовой политики………………………………………4
Типы финансовой политики…………………………………………………..8
Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе………………...11

2.1 Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики… …………………………………………………………………………11

2.2 Основные задачи и направления современной налоговой политики……….21

Заключение…………………………………………………………………………27Список используемых источников………………………………………………..29

Приложение 1………………………………………………………………………30

Приложение 2………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик Финансовая политика.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

       Четвертое. Определить оптимальные формы поддержки  реального сектора экономики  и финансовой системы, исключающие  иждивенчество и создающие стимулы  для внедрения и развития современных  технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда.   Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.

       Пятое. Обеспечить кардинальное повышение  качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

       Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и  государственных программ, современных  форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений. 

       Необходимо  определить сферы, в которых целесообразен  переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах граждан на конкурентном рынке, и начать соответствующие преобразования. 

       Шестое. Усовершенствовать механизмы государственных  закупок за счет применения современных  процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами.

       Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного  завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур.

       Государственные закупки должны использоваться, в том числе в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.

       Седьмое. Определить экономически оправданный  уровень налоговой нагрузки и  структуру налогов, соответствующие  современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.

       Необходимо  определить, возможно, ли снижение налоговой нагрузки в целях  смягчения отрицательного для налогоплательщиков  эффекта от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.

       Одновременно  требуется принять меры по мобилизации  дополнительных бюджетных доходов, в том числе за счет внедрения  современных технологий налогового администрирования.

       Восьмое. Обеспечить сбалансированность расходных  полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.

       Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов в уровне предоставления отдельных публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

       Девятое. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.

       Наряду  с системой обязательных платежей, возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования.

       Десятое. Определить и реализовать комплекс мер по созданию «безбарьерной» среды  для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.

       Денежно-кредитная  политика – это политика государства, воздействующая на количество денег  в обращении с целью обеспечения  стабильности цен, полной занятости  населения и роста реального  объема производства.

       Основные направления денежно-кредитной политики включают:

    • концептуальные принципы, лежащие в основе  денежно-кредитной политики;
    • краткую характеристику состояния экономики РФ;
    • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
    • сценарный прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта;
    • основные показатели денежной программы на предстоящий финансовый год;
    • план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы и т.п.

       Количественные  ориентиры денежно-кредитной политики3

       В соответствии со сценарными условиями  и основными параметрами прогноза социально-экономического развития  Российской Федерации на 2009год и период 2010 и 2011 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0-8,5%, в 2010 году – 5,5-7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляция на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,2-8,0% в 2009 ГОДУ, 4,5-6,2% в 2010 году и 4,5-6,1 в 2011 году.

       Расчеты по денежной программе на 2009-2011 годы осуществлены исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса, а также предполагаемой динамике цен на активы.

       Согласно  прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, в 2009 году темпы  экономического роста могут быть ниже, чем в 2008 году, что отразится  на темпах прироста трансакционной составляющей спроса на деньги. Ожидаемое существенное замедление темпа роста цен также обусловит снижение темпов роста трансакционных потребностей экономики в деньгах, увеличив при этом спрос на сбережения в национальной валюте. В результате действия этих факторов, а также учитывая  предполагаемое замедление темпов роста цен на активы, темпы прироста спроса на деньги в 2009 году могут снизиться  по сравнению с 2008 годом. Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличения агрегата М2 в 2009году на 19-28%.

       В 2010 и 2011 годах темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и могут составить 16-25% в 2010 году и 14-22% в 2011 году.

       Ценовая политика государства сводится к  регулированию цен и тарифов  на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет  недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей.

       Таможенная  политика – это органическая часть  налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний  рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

       Основные  направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период»4.

       Принципиальный  подход к формированию Основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

       Это обуславливает ряд особенностей тарифно-таможенной политики в предстоящий  период.

       Во-первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию.

       Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы  и условия для привлечения  капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

       Во-вторых, усиливается роль таможенно-тарифной политики в формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенно-тарифной политики - от регулирования внешней торговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.

       В-третьих, усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.

       В-четвертых, единая таможенно-тарифная политика стран  таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.

       Социальная  политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения  прав граждан России, установленных  в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

       Социальная  политика государства тесно связана  с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим  мероприятиям:

    • согласованию между объемами финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ и выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов;
    • разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;
    • упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
    • регулированию вынужденной миграции и т.п.

       Важнейшим компонентом финансовой политики является инвестиционная политика. Инвестиционная политика связана с созданием  условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами  хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Основные задачи  и направления  современной налоговой  политики 

       Важнейшая часть финансовой политики – налоговая политика. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков – физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства.  Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

Информация о работе Финансовая политика государства на современном этапе