Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Факторинг — это одна из древнейших форм торгового кредитования. Его отдельные черты можно найти и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н.э., когда торговцы применяли его в своей деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ ФАКТОРИНГА 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРИНГА 5
ВИДЫ ФАКТОРИНГОВЫХ СДЕЛОК 7
ФУНКЦИИ ФАКТОРИНГА 10
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ФАКТОРИНГА 16
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФАКТОРИНГА В РОССИИ 16
ОБЪЕМ И ТЕМПЫ РОСТА РОССИЙСКОГО РЫНКА ФАКТОРИНГА 17
КЛИЕНТЫ ФАКТОРИНГОВЫХ КОМПАНИЙ 18
ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРИНГОВЫХ СДЕЛОК НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 22
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКТОРИНГА 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Файлы: 1 файл

Краткоср фин политика ФАКТОРИНГ.doc

— 361.50 Кб (Скачать)
gn="justify">В случае если договор уступки ( Приложение № 2 )заключен после наступления срока платежа по договору реализации товаров (работ, услуг), то половина суммы убытка уменьшает налоговую базу на дату уступки права требования, а остальные 50% — по истечении 45 дней с момента уступки права требования.

     Вышеизложенный  порядок вычета убытка делает факторинг  интересным инструментом налогового планирования. Так, факторинг может быть использован для более эффективного с налоговой точки зрения структурирования операций по реализации амортизируемых основных средств и/или ценных бумаг (т.к. НК РФ устанавливает ограни- чения на вычет убытков по таким видам активов).

     Если  поставщик использует метод «по  оплате» для признания НДС, уступка  прав требования по дебиторской задолженности (по облагаемым НДС товарам, работам  и услугам) приравнивается к оплате товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС. При этом НДС исчисляется исходя из цены реализации товаров, работ или услуг покупателю, а не из суммы, оговоренной в договоре факторинга, которая, как правило, меньше цены реализованных товаров (работ, услуг) на сумму дисконта.

     Таким образом, сама уступка прав требования для поставщика не является оборотом для целей НДС, однако она может ускорить момент признания налогового события по реализации. В маловероятной ситуации, когда уступка прав требования осуществляется с премией, премия подлежит включению в базу по НДС.

     Ниже  схематично представлены налоговые  последствия для поставщика.

Схема 1 Налоговые последствия  уступки прав требования с дисконтом для  поставщика

     Налоговые последствия фактора (финансового  агента)

     Теперь  рассмотрим порядок налогообложения  операций факторинга для фактора. При  определении налоговой базы фактор вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга. Исходя из данной формулировки, существует риск того, что расходы будут вычитаться для целей налогообложения только в пределах доходов, полученных от реализации права требования. Такая позиция была высказана в ряде писем налоговых органов. При реализации фактором услуг финансирования под уступку денежного требования дата получения дохода определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования. При этом, нам кажется необходимым учитывать отдельно такие доходы, как, например, проценты по денежному требованию и курсовую разницу, момент признания дохода по которым может быть ранее вышеназванной даты. Также, существуют особенности признания результата по факторингу при частичном исполнении/переуступке прав требования.

     Согласно  статье 155 НК РФ налоговая база по НДС  при оказании финансовых услуг фактором определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного фактором при последующей уступке требования или прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования в случае, если первона чальное требование облагается НДС. При этом, зачет НДС, начисленного на «маржу» фактора, у поставщика будет скорее всего невозможен, так как НДС на вознаграждение фактору не уплачен поставщиком. Поэтому одной из основных задач в структурировании операций факторинга является снижение негативного эффекта в этой связи. Основным направлением для решения данной проблемы является переквалификация дисконта фактора в комиссию за услуги.

     Ниже  схематично представлены налоговые  последствия для фактора.

Схема 2 Налоговые последствия  уступки прав требования с дисконтом для  фактора

     Факторинг как обеспечение

     Согласно  ГК РФ денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому  агенту также в целях обеспечения  исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Факторинг как обеспечение представляет собой особую форму факторинга. Основное отличие от «обычного» факторинга состоит в том, что существует основное обязательство, например, по кредиту, а уступка права требования фактору является вторичной по отношению к основному обязательству. При этом налоговые последствия для поставщика и фактора будут определяться исходя из правил налогообложения, применяющихся к основному обязательству.

     Краткие выводы

Факторинг может быть эффективно структурирован с налоговой точки зрения, таким образом, чтобы и поставщик, и фактор выигрывали от его экономических преимуществ. При этом требуется тщательное планирование факторинговой сделки с налоговой точки зрения.

Заключение

Преимущества  и ограничения  использования факторинга

     Ключевым  преимуществом факторинга является то, что фактически это инструмент беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых  и средних компаний. В этом заключается  основное идеологическое отличие факторинга от банковского кредитования: размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, а размер кредита зависит от прошлых доходов, выраженных в виде предмета залога и общего благополучного финансового состояния заемщика. Как известно, банки готовы давать деньги лишь тем, у кого они и так есть. Размер кредита всегда ограничен размером залога (причем стоимость залога может раза в два превышать размер кредита), а размер факторингового финансирования зависит от объемов продаж, и поэтому факторинг способен обеспечить ресурсами самые амбициозные планы увеличения продаж.

     Благодаря этой важной характеристике факторинговое  финансирование становится доступным  широкому кругу малых и средних  российских предприятий, для которых  недоступны другие источники финансирования. Неудовлетворенный спрос на финансирование со стороны таких компаний становится залогом быстрого развития факторинга в России в ближайшие годы. В связи с этим развитию факторинга будут способствовать все меры государства, направленные на «вывод из тени» предприятий малого и среднего бизнеса.

     Важное  преимущество факторинга заключается  в том, что он не исключает одновременное  использование традиционных долговых инструментов. Притом что, например, кредиты, облигации и векселя являются конкурирующими инструментами привлечения заемного финансирования, факторинг может применяться одновременно с ними, поскольку не требует предоставления традиционных залогов или гарантий. Это, кстати, существенно облегчает Факторам конкуренцию с банками за клиентов.

     Следующим важным преимуществом факторинга является то, что это целевой инструмент для увеличения объемов продаж. Он позволяет предоставлять клиентам отсрочку платежа, что является одним  из важнейших ресурсов конкурентоспособности  продаж компании. К тому же, на высококонкурентных рынках в деятельности компаний часто наступает такой момент, когда дальнейшее снижение цены уже невозможно, и в этих условиях отсрочка платежа становится единственно возможным конкурентным преимуществом. В этом отношении факторинг обладает явным преимуществом перед кредитом, поскольку, получив кредит, компания хотя и пополняет свои оборотные средства, то есть получает возможность предоставлять отсрочки платежа, но остается при прежнем механизме управления рисками дебиторской задолженности. Поэтому для многих компаний, которые обладают практически безграничными возможностями привлечения любых видов финансирования, факторинг тем не менее остается безальтернативным инструментом.

     В России объективные условия складываются в пользу того, чтобы факторинг развивался в рамках специализированных компаний. Дело в том, что сейчас факторинг является приоритетным инструментом лишь для небольших банков, которым для конкуренции с крупными нужно развивать какие-то новые направления. А в крупных банках, вследствие конкуренции с кредитами факторинг всегда будет оставаться на вторых ролях и не сможет должным образом развиваться. Таким образом, действительно крупный факторинговый бизнес сможет развиваться лишь в рамках специализированных компаний.

     В конечном итоге наибольшую проблему для рынка факторинга представляет сейчас не столько «выбор пути» — развиваться в банках или вне их, сколько просто полная разрегулированность рынка факторинга. Российское законодательство до конца так и не определилось с тем, чем является факторинг. Если это банковская деятельность, то она не должна облагаться НДС, как и другие банковские операции. Если же это небанковская деятельность, то факторинговые компании должны лицензироваться и иметь собственного регулятора.

Список использованной литературы .

 
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации .Часть вторая. (в ред. Федеральных законов 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ,от 21.03.2005 N 22-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,от 18.07.2005 N 89-ФЗ,).
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от от 03.06.2005 N 55-ФЗ,от 18.06.2005 N 62-ФЗ, от 18.06.2005 N 63-ФЗ,от 18.06.2005 N 64-ФЗ, от 29.06.2005 N 68-ФЗ,от 30.06.2005 N 71-ФЗ, от 01.07.2005 N 78-ФЗ,от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ,от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ).
  3. Ковалев В.В. введение в финансовый менеджмент. М.:Финансы и статистика.2001.
  4. «Факторинг набирает обороты»,журнал «Банковское обозрение»,№ 6 ( 72 ) . июнь 2005. 
  5. "Двеcти процентов роста" / журнал "Эксперт", № 19 (422) от 24 мая 2004
  6. "Власть должна быть дорогой и эффективной" , газета "Московский предприниматель", №17-18, 2004
  7. "Факторинг: финансирование развития предприятий" , газета «Деловой Квартал» № 34 (462) 20 сентября 2004 г. (г.Екатеринбург).
  8. Сайт  www.faktorinq.ru. / национальная факторинговая компания «Урасиб-НИКойл».
  9. Сайт   www.expert.ru   /Материалы первой Всероссийской конференции « Факторинг -финансовый  инструмент развития российских компаний»
  10. Сайт www.finansy.ru

     

 

Приложения

Приложение  №1.

 Объемы  внутреннего и международного  факторинга в странах мира в 2003 г. (страны в рамках своего континента проранжированы по доле международного факторинга в совокупном объеме факторинга), млн евро

 

Приложение  № 2 .

Договор финансирования под  уступку денежного  требования путем  покупки этого  требования (факторинг) 

    г. ________________                                 "__"_________ 20__ г. 

         _______________________________________________________________,

            (наименование предприятия, передающего  денежные средства) 

    именуемое  в дальнейшем "Финансовый агент", в лице ___________________ 

    ____________________________________________________________________,

                            (должность, Ф.И.О.) 

    действующего  на основании __________________________________________,

                                         (Устава, положения) 

    с  одной стороны, и __________________________________________________ 

    ____________________________________________________________________,

         (наименование предприятия, уступающего денежное требование) 

    именуемое  в дальнейшем "Клиент" ("Кредитор"), в лице ________________ 

    ____________________________________________________________________,

                             (должность, Ф.И.О.) 

    действующего  на основании __________________________________________,

                                          (Устава, положения) 

    с  другой стороны, заключили настоящий  договор о нижеследующем. 

                             1. Предмет договора 

         1.1. По  настоящему  договору  Финансовый агент передает Клиенту

    денежные  средства в счет денежного  требования  Клиента  (Кредитора)  к

    третьему  лицу (должнику), ___________________________________________

                                  (наименование организации-должника) 

    вытекающего  из предоставления Клиентом ______________________________

    _____________________________________________________________________

Информация о работе Факторинг