Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Факторинг — это одна из древнейших форм торгового кредитования. Его отдельные черты можно найти и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н.э., когда торговцы применяли его в своей деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ ФАКТОРИНГА 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРИНГА 5
ВИДЫ ФАКТОРИНГОВЫХ СДЕЛОК 7
ФУНКЦИИ ФАКТОРИНГА 10
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ФАКТОРИНГА 16
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФАКТОРИНГА В РОССИИ 16
ОБЪЕМ И ТЕМПЫ РОСТА РОССИЙСКОГО РЫНКА ФАКТОРИНГА 17
КЛИЕНТЫ ФАКТОРИНГОВЫХ КОМПАНИЙ 18
ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРИНГОВЫХ СДЕЛОК НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 22
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКТОРИНГА 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Файлы: 1 файл

Краткоср фин политика ФАКТОРИНГ.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

     81% принятой на обслуживание дебиторской  задолженности принадлежит производственным  компаниям, соответственно лишь 19% — торговым (см. рисунок 8).

Рисунок 7 Динамика количества клиентов факторов за 2002-2004 гг.

Источник: «Эксперт РА» 

Рисунок 8 Соотношение объемов  факторинговых сделок в сфере производства и торговли, %

Источник: «Эксперт РА»

     На  рисунке 9 приведено распределение  объемов факторинговых сделок по отраслям промышленности клиентов факторинговых  компаний. Более трети потребителей факторинга являются производителями пищевой продукции, при этом чуть менее половины — это производители алкогольной продукции. Больше половины сделок (66%) заключены с компаниями — производителями товаров народного потребления: пищевой промышленности — 33%, приборостроения (сюда входит бытовая техника и компьютеры) — 16%, химии и нефтехимии (сюда входит бытовая химия) — 12%, легкой промышленности — 5%.

     На  рисунке 10 приведено распределение  объемов факторинговых сделок, заключенных  с торговыми компаниями. Из 21 участника  лишь 6 предоставляют услуги только торговым компаниям, но их объемы незначительны в общем объеме уступленных денежных требований. Как и в случае клиентов — промышленных компаний, здесь доминируют сделки с компаниями, торгующими товарами народного потребления. Привлекательность факторинга для торговых компаний обусловлена, прежде всего, тем, что обычно такие компании, даже довольно крупные, не располагают имуществом, которое могло бы быть передано в залог под кредит.

Факторинг особо востребован в пищевой  отрасли, где сильны западные компании — как производители, так и торговые компании. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа на российском рынке довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высокорисковым. В такой ситуации обращение к факторинговой компании становится спасением для западного поставщика. Российская факторинговая компания на месте имеет больше возможностей для оценки подобных рисков и обычно оценивает их зна- чительно ниже, поэтому такие сделки очень выгодны и для западных поставщиков, и для российских факторинговых компаний.

Рисунок 9 Объем факторинговых  сделок, заключенных  с производственными  компаниями следующих  отраслей промышленности, млн долл.

* Товары народного  потребления 
** Бытовая техника и электроника, аудио- и видеотехника, компьютеры и компьютерные комплектующие 
Источник: «Эксперт РА»

Рисунок 10 Объем факторинговых  сделок, заключенных  с торговыми компаниями, специализирующимися на торговле продукцией следующих отраслей промышленности, млн долл.

* Ювелирная промышленность; полиграфия; саженцы и горшечные растения 
** Бытовая техника и электроника, аудио- и видеотехника, компьютеры и компьютерные комплектующие 
Источник: «Эксперт РА»

     Таким образом, что, факторинг является привлекательным  инструментом для всех групп предприятий  независимо от размера. Для малых — поскольку позволяет им получать финансирование без залога. Для средних предприятий в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет «расчистить» баланс — уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.

     Данные  о распределении объема сделок по регионам демонстрируют, что большая часть факторинговых сделок заключается в Москве (58%), далее идут Приволжский и Уральский ФО (см. рисунок 11). Наиболее активны в регионах банки, располагающие большой филиальной сетью.

Рисунок 11 Распределение объема факторинговых сделок за 2004 г. по регионам, в % и млн долл.

Источник: «Эксперт РА»

Характеристики  факторинговых сделок на российском рынке

     С регрессом и без  регресса .

     В случае безрегрессного факторинга, поставщик  обязуется возместить весь объем  финансирования, предоставленного фактором, если покупатель не расплатится за поставленную ему продукцию по истечении отсрочки платежа.

По данным экспертов 94% всех сделок факторинга заключаются с регрессом и 6% без регресса (см. рисунок 12).

     На  Западе лишь 30% сделок с заключаются  с регрессом. При этом на Западе факторинговые  компании риск неоплаты денежных требований обычно передают страховщикам. У нас же страхование кредитных рисков практически не развито. В последнее время можно наблюдать первые попытки запустить в работу подобную схему сотрудничества: в феврале 2005 года АКБ «Промсвязьбанк» и ОАО «РОСНО» объявили о запуске совместных проектов «Безрегрессный факторинг», «Факторинг с частичным регрессом». «При заключении таких договоров факторинга, страховая компания берет на себя риски за неполную оплату и неоплату профинансированной поставки дебиторов в сумме финансирования, банк предоствляет финансирование и управление дебиторской задолженностью. Правда, комиссия банка по профинансированным поставкам возрастает на 1%-2% за счет комиссии страховой компании», — поясняет Евгений Калужин, начальник управления факторинга «Промсвязьбанка».

     В то же время есть определенные сомнения в целесообразности использования  фактором (особенно в составе банка) услуг страховщика по страхованию  кредитного риска. Ведь функция банка  или факторинговой компании как  финансового посредника как раз заключается именно в управлении риском, и если он считает, что с его основной функцией лучше справится некий страховщик, то он должен отдать ему и большую часть своей прибыли. Кроме того, фактор гораздо ближе, чем страховщик, знаком со специфическими рисками своих клиентов и, следовательно, самостоятельно управлять этими рисками для него дешевле, чем прибегать к услугам страховщика.

     Главной причиной неразвитости безрегрессного факторинга на российском рынке является невысокий пока интерес к этому продукту со стороны самих факторов. Факторы не всегда могут оценить надежность покупателей клиента и поэтому не готовы принимать на себя кредитный риск. В том случае, если и поставщик, и банк уверены в платежеспособности покупателя, заключать договор безрегрессного обслуживания поставщику становится невыгодно, поскольку обычно безрегрессный факторинг стоит дороже, чем факторинг с регрессом.

Рисунок 12 Соотношение факторинговых  сделок с регрессом  и без регресса в 2004 г., %

Источник: «Эксперт РА»

     Открытый  и закрытый факторинг .

     По  оценке экспертов , доля сделок открытого характера преобладает, поскольку применение закрытого факторинга в российских условиях приводит к резкому увеличению рисков фактора. Пункт 1 статьи 830 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту, и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж». Но с другой стороны, в статье 382 ГК РФ об основаниях и порядке перехода прав кредитора к другому лицу сказано, что для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором. В то же время в главе 43 в статье 828 сказано, что уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником существует соглашение о ее запрете или ограничении. Однако это положение не освобождает клиента от обязательств или ответственности перед должником в связи с уступкой требования в нарушение существующего между ними соглашения о ее запрете или ограничении. По мнению Дельфины Нугеред, партнера юридического департамента компании «Эрнст энд Янг», статья 828 позволяет игнорировать договоренность сторон о запрете уступки финансовому агенту.

     Международный и внутренний факторинг .

     По  данным FCI, в 2003 году общий объем сделок международного факторинга в России не превышал 17 млн долл. Это можно объяснить неразвитостью рынка, с одной стороны, и преобладанием сырьевой составляющей в российском экспорте, с другой. Традиционными секторами для факторинга являются отрасли, характеризующиеся более высокой степенью передела: пищевая, фармацевтическая, химическая отрасли, приборостроение (бытовая техника и компьютеры). Кроме того, компании-экспортеры обычно могут прибегать к услугам зарубежных финансовых институтов. Более актуальными услуги российских факторов могли бы стать для импортеров, поскольку они не знакомы с российскими рисками.

     Сроки факторингового финансирования

     В 42 случаях из 100 факторинговое обслуживание по одной сделке в 2004 году предоставлялось  на срок 31-60 дней (см. рисунок 13). На этот срок покупатель получал отсрочку платежа, по истечении которого должен был  перечислить деньги на счет фактора. На срок до 90 дней было заключено более 80% всех сделок. Необходимо отметить, что сам договор факторинга между поставщиком и фактором обычно носит бессрочный характер. В рамках договора поставщик, в тех случаях, когда ему необходимо получить финансирование сразу после отгрузки товара, уступает фактору права денежных требований к своим покупателям.

     Факторинговая компания может устанавливать на каждого поставщика лимиты финансирования, которые пересматриваются с ростом оборотов клиентов.

Рисунок 13 Сроки факторинговых сделок, взвешенные по стоимости в 2004 г., %

Источник: «Эксперт РА»  

     Участники рынка факторинга. Рейтинги российских факторов по основным показателям их деятельности приведены в Приложении № 3 . Отсутствие в рейтинге факторинговой компании «Еврокоммерц» — фактически одного из крупнейших участников рынка, объясняется специфическим форматом работы этой компании, пока не характерным для российского рынка. Дело в том, что в отличие от остальных участников рынка, которые самостоятельно финансируют факторинговые сделки из собственных и заемных средств, «Еврокоммерц» работает на основе партнерства с рядом крупных банков: «ТрансКредитБанк», «Еврокоммерц Стройкредит», Московский Международный Банк, банк «Траст», Всероссийский Банк Развития Регионов. Эти банки финансируют сделки факторинга, в то время как «Еврокоммерц » выполняет ряд чисто факторинговых функций, таких как, административное управление дебиторской задолженностью и страхование рисков, связанных с дебиторской задолженностью.

     В 2004 году доля новичков на рынке была незначительна. Большую часть сделок заключили факторы, начавшие свою деятельность в 2003 году и ранее (см. рисунок 14). Конечно, говорить о завершении формирования рынка пока не приходится, и появление новых игроков может сильно изменить расстановку сил. В то же время следует ожидать, что в ближайшие год-два основной рост будет происходить за счет увеличения объемов бизнеса игроков, уже присутствующих на рынке — ведь для того, чтобы запустить факторинговый бизнес, по мнению опрошенных нами специалистов рынка, требуется не менее одного-двух лет.

     Факторинговый рынок на сегодняшний день высококонцентрирован. Как видно из рисунка 15, где представлена кривая Лоренца по объему уступленных  денежных требований в 2004 году, 80% факторов принимают на обслуживание менее 20% денежных требований. А если бы все банки, сотрудничающие с факторинговой компанией «Еврокоммерц», выступили в рейтинге в качестве единой группы, концентрация рынка оказалась бы еще выше. Доля лидера — НФК «Уралсиб-НИКойл», по нашим оценкам, составляет около 36% (см. рисунок 16), за 2002-2004 гг. его доля сократилась почти на 40 п.п. (процентных пунктов). Первым пяти факторам в 2004 году были уступлены 86% всех денежных требований. При этом на первых двух факторов приходится более 60%. Значения коэффициента Герфиндаля-Хиршмана показывают, что тем не менее, с каждым годом рынок становится все менее концентрированным. Лидирующие позиции НФК «УралсибНИКойл » закономерны, так как компания уже долгое время является крупнейшим игроком рынка. Во многом благодаря примеру этой компании на факторинг обратили внимание и другие участники рынка.

Рисунок 14 Доли компаний, начавших деятельность в разные периоды (по объему денежных требований, уступленных  в 2004 году факторам), %

Источник: «Эксперт РА» 

Рисунок 15 Кривая Лоренца  по объему уступленных  денежных требований

Источник: «Эксперт РА» 

Рисунок 16 Доли крупнейших 5 компаний по объему уступленных им денежных требований в 2004 году, в %

Источник: «Эксперт РА»

«Мы были первой компанией, которая начала заниматься факторингом после кризиса, —  говорит Михаил Трейвиш. — Потом  мы стали первыми, кто начал заниматься экспортным факторингом, потом импортным факторингом, потом факторингом без регресса, потом электронным факторингом. Первыми пошли в регионы, первыми вышли за пределы Российской Федерации». НФК «Уралсиб-НИКойл» и дальше собирается сохранить за собой роль локомотива российского рынка факторинга. По словам г-на Трейвиша, стратегическая цель его компании — войти в десятку мировых лидеров факторингового бизнеса по показателям дохода и прибыли. А в ближайшие несколько лет — стать крупнейшей факторинговой компанией в Центральной и Восточной Европе.

Информация о работе Факторинг