Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:58, контрольная работа
Факторинг — это одна из древнейших форм торгового кредитования. Его отдельные черты можно найти и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н.э., когда торговцы применяли его в своей деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ ФАКТОРИНГА 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРИНГА 5
ВИДЫ ФАКТОРИНГОВЫХ СДЕЛОК 7
ФУНКЦИИ ФАКТОРИНГА 10
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ФАКТОРИНГА 16
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФАКТОРИНГА В РОССИИ 16
ОБЪЕМ И ТЕМПЫ РОСТА РОССИЙСКОГО РЫНКА ФАКТОРИНГА 17
КЛИЕНТЫ ФАКТОРИНГОВЫХ КОМПАНИЙ 18
ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРИНГОВЫХ СДЕЛОК НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 22
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКТОРИНГА 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности. Кроме того, факторинговое финансирование более целевое, чем, например, кредит: компания выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ей действительно нужны деньги.
Факторинг — это одна из форм залогового финансирования, при этом объем финансирования прямо зависит от стоимости переуступаемых факторинговой компании денежных требований, то есть от величины долга покупателей поставщика. В отличие от других форм залогового кредитования, в данном случае денежные требования покупаются фактором, а не используются в качестве залога (хотя возможна и такая ситуация, когда права требования поставщика к своим покупателям выступают залогом при выдаче кредита). Таким образом, при факторинге происходит смена собственника, поставщик продает денежные права требования факторинговой компании. Эта особенность факторинга становится особенно важной в странах с переходной экономикой, законодательство которых далеко от совершенства: закон о банкротстве предприятий работает плохо, правовое обеспечение торговых сделок не развито, торговые законы не работают.
В случае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует потерять свои деньги, поскольку права требования к дебиторам поставщика перешли к ней и не подлежат изъятию при процедуре банкротства.
Факторинговое финансирование в отличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно-непрозрачным предприятиям, поскольку риск невозврата долгов лежит не на них, а на их покупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чем кредитоспособность его покупателей. Поэтому использование факторинга возможно, когда покупателями клиента являются крупные и надежные компании, в том числе иностранные.
2. Административное управление дебиторской задолженностью .
Факторинг
позволяет клиенту также
3. Оценка платежеспособности покупателей поставщика .
В
странах, где кредитные бюро и
рейтинговые агентства развиты,
эта функция факторинговых
4. Страхование рисков, связанных с поставкой товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок, из-за чего у продавца могут возникать проблемы с недостатком денежных средств для расплаты с его собственными поставщиками.
Факторинговое обслуживание может включать в себя все или лишь некоторые из перечисленных функций.
Отдельные функции факторинга выполняют банковские и страховые инструменты, таким образом, выступая конкурентами факторинга. А факторинг интересен, прежде всего, тем компаниям, которые заинтересованы именно в сочетании услуг, которые присущи данному продукту.
Функция финансирования выполняется банковскими кредитами.
Специалисты
отмечают, что банковские кредиты
выступают субститутом
Рисунок 3 Доля банковских кредитов, выданных частному сектору в процентах от ВВП
Источник: Всемирный банк
Функцию принятия кредитного риска выполняют документарные аккредитивы, банковские гарантии и страхование кредитного риска.
Аккредитив представляет собой обязательство банка выплатить поставщику товара за счет заказчика-покупателя определенную сумму при условии, что поставщик предоставит банку в установленный срок документы, подтверждающие исполнение обязательств перед заказчиком. Основная функция аккредитива — снижение недоверия как со стороны покупателя, так и продавца, особенно, когда они работают друг с другом впервые. Банковская гарантия, в отличие от аккредитива, не является платежным инструментом (платеж по ней наступает в исключительных случаях) и служит дополнительным обеспечением исполнения обязательств по сделке. В частности, гарантия позволяет не вносить предоплату, а произвести платеж по факту поставки или с рассрочкой. Иногда предоставление банковской гарантии является непременным условием участия клиента в сделках либо операциях (например, таможенные или тендерные гарантии). Оба эти инструмента используются, как правило, предприятиями, работающими на внешнеэкономическом рынке, и объемы операций по аккредитивам и банковским гарантиям находятся в зависимости от внешнеторгового оборота страны. После кризиса 1998 года многие иностранные компании сократили объем своей деятельности на российском рынке, что привело к отрицательной динамике операций по аккредитивам и гарантиям. Однако в последние годы наблюдается рост по данным банковским продуктам, в том числе в связи с ростом внешнеэкономической деятельности.
Кредитное страхование осуществляют страховые компании. Страховщик определяет страховую сумму исходя из предоставленной страхователем информации обо всех контрагентах, которым осуществляет поставку на условиях отсрочки платежа. По результатам анализа кредитоспособности и платежной дисциплины по каждому контрагенту устанавливается кредитный лимит, в пределах которого компания может принять риски на страхование. Сумма кредитных лимитов составляет агрегированную страховую сумму. Далее определяется страховой тариф как процент от страховой суммы. Застрахованные права денежного требования могут выступать гарантией при получении кредита.
Компании, которым не нужно финансирование, но которые хотели бы избавиться от кредитного риска, могут просто пользоваться кредитным страхованием, а не факторингом. Но на российском рынке очень мало компаний, предоставляющих такой вид страхования. Страховщики объясняют это непрозрачностью рынка, из-за которой проверить финансовое состояние дебитора очень сложно, и отсутствием перестрахования таких рисков.
Еще
одним конкурентом факторинга являются
торговые отсрочки, которые получает
поставщик (клиент фактора) от своих
поставщиков. Такие отсрочки могут
в различной степени
История развития факторинга в России насчитывает лет 20, из которых лишь 5 последних лет можно по настоящему считать годами развития рынка.
Первые попытки внедрить факторинг были предприняты Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР в 1988 г. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок.
В 1989 г. появилось письмо Госбанка СССР №252 «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги». В 1992 г. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.
Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г., набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже был принят «Мосбизнесбанк». На протяжении ряда лет факторингом в России занимались и АКБ «Менатеп», и «Международный московский банк», и многие другие. Безусловным лидером рынка тогда был «Международный московский банк» с объемом факторинговых сделок 70 млн долл. США в год. После кризиса 1998 года был определенный всплеск факторинга, поскольку появилось очень много проблемных долгов, которые переуступались банкам с большим дисконтом.
По оценкам специалистов «Эксперт РА» : «В 2004 году объем дебиторской задолженности, уступленной опрошенным нами 21 факторинговой компании и банкам, составил 2,2 млрд долл. США, прирост с 01.01.2003 по 01.01.2004 — 194% (см. рисунок 4).
Рисунок 4 Динамика денежных требований, уступленных факторам в 2002-2004 гг., млн долл.
Источник: «Эксперт РА»
По данным Международной ассоциации факторов Factors Chain International (FCI), в 2003 году объем рынка составлял 547,8 млн долл. .
При объеме 3 млрд долл. в 2004 году доля «рыночных» факторинговых сделок в ВВП составила 0,5%. В 2002 году, по данным FCI, этот показатель составлял лишь 0,1%. Сейчас объемы этого финансового рынка сопоставимы с такими рынками, как рынок лизинга (5 млрд долл.), рынок рублевых корпоративных облигаций (5 млрд долл. — объем новых эмиссий в 2004 году).
В 2004 году объем финансирования, непосредственно предоставленного своим клиентам, составил 1550,8 млн долл., в 2003 г. 515,4 млн долл., в 2002 г. 147,9 млн долл. Темпы прироста финансирования в 2004 г. — 200%, в 2003 г. — 248% (см. рисунок 5).
Факторинговая комиссия в процентах от общего объема финансирования с каждым годом сокращается, что, несомненно, повышает доступность факторинга (см. рисунок 6).
Рисунок 5 Динамика объемов финансирования, предоставленного факторами под уступку денежных требований в 2002-2004 гг., млн долл.
Источник: «Эксперт РА»
Рисунок 6 Объем факторингового вознаграждения и его доля в объеме предоставленного финансирования
Источник: «Эксперт РА»
Уменьшение доли факторинговой комиссии от объема предоставленного финансирования связано, прежде всего, с быстрым ростом объемов финансирования, то есть эффектом масштаба, кроме того, с приобретением опыта отрабатываются схемы ведения этого бизнеса и находятся возможности оптимизации бизнес-процессов.
За 2002-2004 гг. число клиентов факторов увеличилось почти в 3 раза, при этом более 80% прироста пришлось на 2004 год (см. рисунок 7).