Доходы населения и источники их формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Регулирование доходов, заработной платы является частью политики любого государства. Таким образом, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе. В Российской Федерации вопросы, связанные с доходами, стоят очень остро. Решение проблем требует большего государственного вмешательства, чем в развитых странах.

Оглавление

1. Введение.
2. Доходы и их измерение.
3. Виды доходов. Заработная плата. Определение заработной платы.
4. Функции заработной платы.
5. Государственное регулирование заработной платы.
6. Государственная политика доходов. Государственное регулирование доходов.
7. Государственная политика доходов РФ.
8. Заключение.
9. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Доходы населения и источники их формирования..doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Итак, исходя из всего  вышесказанного, можно установить три  направления усиления государственного воздействия на организацию оплаты труда в современных российских условиях.

Первое – это активное блокирующее вмешательство государства в процесс снижения покупательной способности заработной платы.

Второе – это содействие государства выполнению заработной платой стимулирующей функции.

Третье направление  состоит в усилении государственного регулирования макроэкономических процессов, прежде всего динамики соотношения денежной заработной платы и цен.

Государственная политика доходов.

Государственное регулирование  доходов.

Государственное регулирование  доходов представляет собой систему  мер и норм законодательного,  исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Оно направлено на создание условий необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.

Теоретически государственная  политика доходов шире, чем государственное  регулирование доходов, так как  политика может быть основана на принципе невмешательства государства (принцип экономического либерализма).  Этот принцип имел место в России в первые годы реформ. Но сейчас эти понятия стали идентичными. 

В современных условиях полностью исключить вмешательство  государства в социально-экономические  процессы невозможно, так как рыночное распределение по своей природе несправедливо. Поэтому существует необходимость во вмешательстве государства.  Возможность государственного регулирования возникает с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.  Необходимость  состоит в увеличении количества трудностей, с которыми призвано бороться государственное регулирование доходов.

В настоящее время  государственное регулирование  доходов является составной частью воспроизводства. Оно стимулирует экономический рост, поощряет прогрессивные сдвиги в отраслевых и региональных структурах, поддерживает экспорт, регулирует занятость, налогообложение, цены.  Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования доходов определяются характером и остротой социально-экономических проблем. Наиболее развитый механизм государственного регулирования доходов сложился во Франции, Германии, Нидерландах, скандинавских странах, Японии, нескольких странах Азии и Латинской Америки. Слабее оно развито в США, Канаде, Австралии, где не было серьёзных экономических потрясений, связанных со второй мировой войной.

Основными объектами  государственного регулирования доходов  являются сферы, ситуации, условия, источники  формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые нельзя решить автоматически или можно решить только в далёкой перспективе. Снятие таких проблем необходимо для нормального функционирования экономики, воспроизводства рабочей силы, поддержания стабильной ситуации.

Объекты государственного регулирования доходов: минимум  доходов, оплаты труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные гарантии, социальные отношения; правовое обеспечение.

Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.  При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями.  Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции.  Если это происходит, то появляется инфляционное повышение номинальных доходов, чрезмерный рост налогов.

Государственная политика доходов  РФ.

Политика личных доходов, вместе с остальными аспектами макроэкономической политики, призвана обеспечить в будущем восстановление того, что было утрачено в период перехода к рыночным отношениям – дореформенного уровня реальных доходов населения. Если исходить из ситуации 1999 года (табл. 1), то развитие общественного производства должно было обеспечить увеличение в два раза дохода населения и пенсии, в три раза – заработной платы, чтобы вернуться к дореформенному уровню. 

 Россия потеряла  в реальном исчислении за первые  годы реформ половину заработной  платы, тогда как в Румынии, например, заработная плата  уменьшилась на треть, в Польше  потеряна только десятая часть, в Чехии – трехпроцентный прирост.

Кризис 17 августа 1998 года отбросил страну  в социальной области, по самым благожелательным подсчётам, к положению 1994 – 95 годов. На начало 1999 года в России 38% населения не имеют минимального стандарта проживания. При такой сложной ситуации невозможно реализация только какой-то одной стратегии доходов и социальной защиты. Среди  мер, необходимых для улучшения ситуации, можно отметить следующие:

1) оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне;

2) изменение соотношений между системой государственной социальной защиты и системой личной самозащиты с усилением опоры на собственные силы, на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы;

3) перераспределение источников финансирования социально-защитных мероприятий – от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателей и работников, а также накоплениям домохозяйств;

4) изменение подхода к субъекту социальных действий – не безусловное право по закону,  а персонифицированный, адресный учёт нуждаемости, требующий специальных процедур подтверждения этого права;

5) более чёткое разделение ответственности между центром и субъектами Федерации в социальной сфере – единые критерии и правила для всех субъектов, определённая стабильность этих правил, перераспределение источников, особая роль муниципального уровня;

6) активизация негосударственных форм распределения и социальной защиты - некоммерческого сектора, общественной деятельности, различных форм народной, потребительской, финансовой, производственной кооперации, благотворительности.

Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения.

Заключение.

 

 Итак, доходы, т.е. сумма денежных средств  и материальных благ, которые получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих  основных источников: оплата за результат  труда, трансфертные платежи, занятость в неформальном секторе, а также безденежные доходы. Оплата труда, т.е. заработная плата в 90-ые годы в РФ практически перестала выполнять свои основные функции из-за слишком низкого её уровня. Несмотря на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут, минимальная оплата труда по величине далека до прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума заработной платы до очень высоких значений. Кроме того наблюдается довольно крупная задолженность по заработной плате на предприятиях всех видов. Темпы её погашения возрастают, но долг всё же очень велик, что не может не иметь негативных последствий. Некоторое место в доходах населения занимают общественные фонда потребления, в основном для бюджетной сферы, а также доходы от личных подсобных хозяйств, для безработных, пенсионеров, частично занятых. Неформальный сектор экономики достаточно хорошо развит во многих странах, доходы от этого сектора нигде не регистрируются и, следовательно, не облагаются налогами. Дифференциация заработной платы выше, чем в развитых странах, хотя без определённой разницы в доходах не обойтись. Эту цену платит общество за ускорение повышения своего благосостояния. Государство осуществляет регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения.

 
 
 
 

Список используемой литературы.

1. Абакумова Н., Подовалова  Р.. Политика доходов и заработной  платы. – М.: , 1999. -    с.

2.Куликов В. Концептуальные  основы современной экономики  труда.// РЭЖ. -  2000. - № 11-12. – с.  61-64.

3. Курс экономической  теории: Учебное пособие/ Под ред.  Чапурина М. Н., Киселёвой Е.  А. – Киров, 1994. – 624 с.

4. Макконнелл К. Р., Брю С. А. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер с 13 – го англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 1999. – ХХХIV, 974 с.

5. Никифоров А., Лубков  А. Основные направления реформирования  заработной платы.//Экономист. –  1999. - № 4 .  – с. 38 – 45.

6. Ржаницына Л. Политика доходов: этапы и резервы.// Экономист. – 1999. - № 9. – с. 62 – 69.

7. Сажина М. А., Чибиков  Г. Г. Экономическая теория: Учебник  для вузов. – М.: Издательская  группа НОРМА – ИНФРА –  М, 1998. – 456 с.

8. Синдяшкина Е. Занятость  в неформальном секторе экономики.// Экономист. – 1998. - № 6. – с. 51 –58.

9. Хомелянский Б. Н.  Уровень жизни населения России: современное положение, тенденции развития.// Эко. – 1999. - №3 – с. 142 –149.

10. Экономика: Учебник./ Под ред. Булатова А. С. 2 –  е изд. Перераб. И доп. – М.: Издательство БЕК, 1997, - 816 с.

11. Яковлев Р. Усиление госрегулирования  заработной платы: необходимость,  направления и меры.//РЭЖ. –  1999. - №3. -  с. 36-49.

 

 


Информация о работе Доходы населения и источники их формирования