Деятельность ЗАО Райффайзенбанка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрены теоретические основы кредитной политики коммерческого банка, методы управления кредитными рисками, а так же нормативно-правовое регулирование банковской кредитной деятельности.
Задачей курсовой работы является анализ ЗАО Райффайзенбанка.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы кредитной политики банка
1.1. Сущность кредитной политики коммерческого банка
1.2. Нормативно-правовое регулирование банковской кредитной деятельности
1.3. Методы управления кредитными рисками
ГЛАВА 2. Оценка кредитной политики ЗАО Райффайзенбанка
2.1. Информационно-аналитическая характеристика банка
2.2. Анализ динамики и структуры кредитного портфеля банка
2.3. Оценка эффективности кредитной политики банка
Список использованной литературы:
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.48 Кб (Скачать)

Введение

 

Вопросы совершенствования  банковской деятельности и определения  приоритетных направлений развития банкой системы находятся сегодня  в центре экономической, политической и социальной жизни страны. Банковская система является важнейшим элементом  системы национальной экономики. Банки  как кредитные посредники выполняют  специфические функции, заключающиеся  в способности аккумулировать потоки денежных средств и осуществлять их перераспределение между секторами  экономики в территориальном  и отраслевом аспектах. Реализуя данные функции, банки призваны способствовать устойчивому экономическому росту.

Банковская система является одним из важнейших секторов экономики  страны. Во-первых, оказывая услуги юридическим  и физическим лицам, банки вносят свой вклад в создание валового национального  продукта; во-вторых, направляя денежные потоки банки, являются ключевым звеном финансовой инфраструктуры народного  хозяйства; и, в-третьих, чутко реагируя на изменения экономической конъюнктуры, вызываемые действиями государственных  органов управления, банки являются проводниками стабилизационной экономической  политики государства.

Кредитование является той  банковской услугой, которая приносит наибольшее количество прибыли. Между  тем при совершении кредитных  операций у банка возникают высокие  риски.

Объектом исследования данной дипломной работы является ЗАО Райффайзенбанк. Предметом исследования выступает кредитная политика коммерческого банка.

В работе рассмотрены теоретические  основы кредитной политики коммерческого  банка, методы управления кредитными рисками, а так же нормативно-правовое регулирование  банковской кредитной деятельности.

Задачей курсовой работы является анализ следующих данных ЗАО Райффайзенбанка:

  • основные показатели и их динамика;
  • структура и динамика кредитного портфеля банка, включая межбанковские кредиты;
  • структура и динамика кредитного портфеля по срокам ссудной задолженности, предоставленной физическим и юридическим лицам;
  • доходность кредитных операций и их динамика.

Курсовая работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из глав и разделов, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические  основы кредитной политики банка

 

    1. Сущность кредитной политики коммерческого банка 

Термин «коммерческий  банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы, купцы (отсюда и название «коммерческий банк»). Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом.

Современный коммерческий банк — это организация, созданная  для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Основное назначение банка  — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Сущность кредитной политики банка состоит в обеспечении  безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций, то есть в умении свести к минимуму кредитный риск. Кредитная политика – это определение  того уровня риска, который может  взять на себя банк. Отсутствие кредитной  политики неизбежно увеличивает  риски кредитования.

Ответственность за осуществление  кредитной политики лежит на Совете директоров банка. Разработку, проведение и контроль за КП осуществляет Кредитный  Комитет банка.

Совокупность оснований, которыми субъекты хозяйствования руководствуются в процессе деятельности, называется принципами.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов.

Работа в пределах реально  имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами, кредитными вложениями и другими активами, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов.

Прежде всего, это относится к срокам. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность отвечать по обязательствам (ликвидность) оказывается под угрозой.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает:

• свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами;

• свободный выбор клиентов и вкладчиков;

• свободное распоряжение доходами банка.

По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которое может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип заключается  в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска, ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается  в том, что государство может осуществлять регулирование его деятельности только косвенными экономическими методами, а не прямыми приказами, т. е. без вмешательства в оперативную деятельность.

 

 

 

1.2. Нормативно-правовое  регулирование банковской кредитной  деятельности

Банковское законодательство является отраслью права, представляющей систему нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Правовое регулирование  банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Закон  о Банке России), Федеральным законом  от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности", другими  федеральными законами и нормативными актами Банка России.

В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся, в частности, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, данное положение  означает, что правовое регулирование  банковской деятельности может осуществляться только на федеральном уровне.

Статьей 7 Закона о Банке  России установлено, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции  названным Федеральным законом  и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений  и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. За отдельными исключениями нормативные  акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для  государственной регистрации нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти. Помимо издания  собственных нормативных актов  Банк России активно участвует и  в других формах законотворческого  процесса, так как проекты федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, в соответствии с законом направляются на заключение в Банк России.

Другим основным федеральным  законом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон "О  банках и банковской деятельности", которым установлены основные понятия, используемые при правовом регулировании  банковской деятельности, такие, как: "кредитная  организация", "банк", "небанковская кредитная организация", "банковская группа" и т.д.

Названным Федеральным законом  определены составляющие банковской системы  Российской Федерации, установлен перечень банковских операций и иных сделок, определены особенности деятельности кредитных организаций на рынке  ценных бумаг, установлен порядок регистрации  кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также  порядок открытия филиалов и представительств кредитных организаций. Им сформулированы принципы взаимоотношений кредитных  организаций с клиентами и  государством, перечислены основания  для отзыва лицензии на осуществление  банковских операций, сформулированы принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, установлен режим банковской тайны, антимонопольные ограничения для  кредитных организаций, сформулированы принципы организации сберегательного  дела в Российской Федерации.

Важным шагом к формированию в Российской Федерации цивилизованной, соответствующей общепризнанным мировым  стандартам системы признания кредитных  организаций несостоятельными (банкротами) стало принятие Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее – Закон о несостоятельности), который  устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их последующей ликвидации.

    Особое внимание  в Законе о несостоятельности  уделено мерам по предупреждению  банкротства, которые проводятся  до отзыва лицензии на осуществление  банковских операций. К числу  указанных мер относятся: финансовое оздоровление кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; реорганизация кредитной организации.

    Правовое регулирование  системы противодействия легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию  терроризма осуществляется в  соответствии с Федеральным законом  от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О  противодействии легализации (отмыванию)  доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон о противодействии  легализации доходов).

 Закон о противодействии  легализации доходов содержит  критерии объема, операций, подлежащих  обязательному контролю, их перечень, а также определяет организации,  осуществляющие операции с денежными  средствами или иным имуществом, которые обязаны информировать  уполномоченный орган об этих  операциях, в число которых  в том числе входят кредитные  организации.

В целях укрепления доверия  к банковской системе со стороны  населения и роста организованных сбережений населения, а также снижения рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы был принят Федеральный  закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ "О  страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Указанный Федеральный закон  устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

Логически дополнил созданную  в Российской Федерации систему  страхования вкладов Федеральный  закон от 29 июля 2004 года № 96-ФЗ "О  выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

 В целях обеспечения  реализации единой государственной валютной политики был принят Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон о валютном регулировании).

В Законе о валютном регулировании  определено понятие валютных операций. Кроме того, Закон о валютном регулировании  предусматривает разграничение  полномочий по регулированию валютных операций между Правительством Российской Федерации и Банком России.

Важное значение для налаживания  кредитных отношений и построения современной экономики в целом  имеет Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ "О кредитных историях". Целью данного закона является создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышение эффективности работы кредитных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методы  управления кредитными рисками

Кредитный риск – это  риск невозврата (неплатежа) или просрочки платежа по банковской ссуде. Различаются также страновой кредитный риск (при предоставлении иностранных кредитов) и риск злоупотреблений (сознательно прогнозирующийневозврат). Кредитный риск входит в систему рисков финансовой сферы.

Информация о работе Деятельность ЗАО Райффайзенбанка