Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:49, курсовая работа
Раскрытие данной темы начинается с рассмотрения истории проведения денежных реформ в нашей республике, т. е. в 1922-1924гг, 1947г, 1950г., 1961г. В политической прессе на начала 90-х годов встречалась часто расхожая фраза – «разойтись по национальным квартирам». Она, как нельзя более точно, отражает центробежные тенденции тех лет.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ.
1.1 ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1922-1924гг., 1947г., 1950г., 1960г………….....5
1.2 ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1993 ГОДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПОДГОТОВКА И ВВОД НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ…………………….6
2. ЗНАЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ТЕНГЕ В 1993 ГОДУ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………………………11
3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА – ТЕНГЕ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………………………15
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ КАЗАХСТАНА – ТЕНГЕ………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………31
Данные меры увеличили ликвидность валютного рынка и потребность в тенге, способствовали созданию более «прозрачной» валютной системы в стране.
Для поддержания обратимости тенге и централизации использования валютных средств 1 января 1994 года были созданы золотовалютные резервы Национального Банка РК, а в Положении о порядке их формирования и использования от 8 июля того же года была определена их роль. Они признавались одним из главных инструментов реализации денежно-кредитной политики, функционирования ликвидного валютного рынка, обеспечения внутренней и внешней стоимости тенге, текущей конвертируемости тенге. Было также запрещено использование резервов для выдачи кредитов и предоставление гарантий резидентам и нерезидентам, за исключением случаев, предусмотренных решением Верховного Совета РК и Президента РК. В это же время для предотвращения спекуляций на валютном рынке Нацбанк начал устанавливать уполномоченным банкам лимиты открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты.
С 4 февраля 1994 года были отменены ограничения на вывоз юридическими лицами продукции и товаров, приобретенных в РК за тенге, а предприятиям - производителям дано право свободно вывозить произведенную продукцию за рубеж за исключением продукции, подлежащей квотированию и лицензированию или представляющей национальное достояние. Этим самым был открыт путь для более широкого использования тенге в международных расчетах и платежах.
Государством принимались также меры по развитию безналичных расчетов и выравниванию курсов наличного и безналичного тенге, тем более, условия для этого уже имелись. Нацбанк теперь полностью контролировал эмиссию наличных денег. Инструкцией от 31 мая 1994 года Нацбанком юридически урегулирована деятельность обменных пунктов, порядок их открытия и ликвидации в новых условиях. А в декабре 1994 года Верховным Советом РК был принят закон «Об иностранных инвестициях», в котором гарантировалась свобода денежных переводов, связанных с иностранными инвестициями, при условии уплаты налогов и других обязательных платежей. Иностранным инвесторам было предоставлено право наряду с выплатой заработной платы работникам, производить в иностранной валюте расчеты с контрагентами, реинвестировать валюту в РК.
Несмотря на принятые меры, в 1994 году курс тенге по отношению к доллару США снизился в 8,6 раз. Это было обусловлено высоким уровнем инфляции (1158,3%) в связи с либерализацией цен и со спадом производства (12,6%), а также негативными последствиями проводимых взаимозачетов между хозяйствующими субъектами. Рост объемов импорта товаров в Казахстан и его превышение над экспортом фактически приводило к росту спроса на иностранную валюту, а, следовательно, и к росту курса. Введение в этот период обязательной продажи 50% выручки от экспорта товаров (работ, услуг) предприятиями - экспортерами на Казахстанской межбанковской валютной бирже через уполномоченные банки снизило давление на внутренний валютный рынок и привело к определенной стабилизации национальной валюты.
В январе 1995 года Указом Президента РК «О мерах по укреплению и развитию валютного рынка РК на 1995 год» была запрещена розничная торговля за иностранную валюту и отменено действие ранее выданных лицензий. Однако исключения все же остались: торговля (выполнение работ, оказание услуг), включая продажу билетов иностранным гражданам в транзитных зонах аэропортов и морских портов, а также на железнодорожном и воздушном транспорте, участвующем в перевозках пассажиров в международных сообщениях.
Валютный рынок оставался одним из динамичных секторов развивающегося рыночного хозяйства Казахстана. За 1995 год было проведено 218 валютных аукционов. Объем операций - на биржевом валютном рынке составил 1,8 млр. долл. США (что в 1,8 раза выше уровня 1994 года), 59,5 млн. немецких марок (в 4,7 раза) и 734,3 млн. российских рублей (в 1,7 раза). Однако со второй половины 1995 года наблюдалась тенденция оттока капитала с КМВФБ, о чем свидетельствует уменьшение числа продаж иностранной валюты и перемещения деловой активности на внебиржевой сегмент валютного рынка, на котором к концу года осуществлялась большая часть межбанковских валютных операций. Это вызвано с одной стороны - дестабилизацией на КМВФБ в середине июня 1995 года, а с другой - активной игрой банков на первичном и вторичном рынке ценных бумаг.
Следует отметить, что 1995 год стал переломным моментом в формировании полноценного валютного рынка в республике.
Возросшее доверие к тенге, улучшение сальдо торгового баланса, уменьшение трансфертов мигрантов и введение новых более доходных финансовых инструментов, таких, как государственные казначейские векселя Министерства Финансов и ноты Нацбанка, исключили ажиотажный спрос на валюту. В итоге в этом году стали наблюдаться первые признаки саморегуляции валютного рынка, что позволило с 10 июня 1995 года уменьшить обязательную продажу валютной выручки с 50% до 30%, а с 4 августа 1995 года отменить ее. Участие Нацбанка в формировании обменного курса тенге ограничивалось интервенциями на КМВФБ с целью исключения краткосрочных колебаний курса. Причем объем продажи долларов на КМВФБ Нацбанком в целом за год практически был равен объему покупок. Национальный банк не участвовал в торгах на КМВФБ по немецким маркам с ноября, а по российским рублям с марта 1995 года. А16 ноября 1995 года были сняты существовавшие ограничения на предоплату контрактов по импорту товаров и услуг в размере, превышающем 30% и с режима ведения счетов нерезидентов в тенге в уполномоченных банках республики в части свободы конвертации и покупки иностранной валюты на внутреннем рынке страны. Это означало, что иностранные и физические лица получили право без ограничений конвертировать полученные в республике тенге в свободно-конвертируемую валюту.
Однако не только объемные параметры характеризовали развитие валютного рынка Казахстана. К наиболее важным изменениям, происшедшим на валютном рынке в 1995 году можно отнести то, что он приобрел черты, соответствующие или приближающиеся к мировым стандартам. К ним можно отнести переход в ноябре 1995 года на электронную торговую систему ведения торгов (ЭТС). Преимущества нововведения в большей открытости аукциона, маневренности дилерских операций. Характерной особенностью валютного рынка стало его развитие не только «вширь», но и «вглубь» за счет создания механизмов хеджирования валютных рисков. С 16 января 1995 года прошли первые торги фьючерсными контрактами по доллару США на Международной Казахстанской агропромышленной бирже (МКАБ).
В 1996 годутенденция снижения темпов роста инфляции при одновременном падении номинального курса тенге по отношению к доллару США, возросшее доверие к национальной валюте, введение государственных казначейских обязательств Минфина и нот Нацбанка значительно снизили спрос на валюту. Снижение номинального обменного курса по отношению к доллару США составило 12,8%. Этот же год ознаменовался также принятием Казахстаном обязательств по VIII Соглашению МВФ (16 июля 1996 года) о недопущении ограничений по операциям текущего счета платежного баланса, что означало введение конвертируемости тенге по текущему счету.
В 1997 году интервенции Нацбанка на внутреннем валютном рынке осуществлялись в основном с целью сглаживания краткосрочных колебаний номинального курса тенге. В этот период наблюдался самый низкий показатель девальвации национальной валюты по отношению к доллару США за 7 лет независимости республики - 3%. Ускорение темпов девальвации тенге в 1998 году до 9,8% было связано с российским финансовым кризисом.
Наибольшее падение курса тенге произошло в апреле 1999 года, сразу же после введения режима свободно плавающего обменного курса (СПОК) 4 апреля 1999 года. В целом за 1999 года он упал на 39,4%. Введение СПОК было вынужденной мерой, продиктованной всецело внешними условиями, связанными с резкой девальвацией валют в странах СНГ, прежде всего российского рубля. Она позволила устранить переоценку курса национальной валюты и выровнять конкурентные условия в отношении наших торговых партнеров из стран ближнего зарубежья. Несмотря на сокращение притока капитала, рост валютных поступлений в результате введения обязательной 50%-ной продажи выручки от экспорта, мировых цен на сырьевые товары в сочетании со снижением спроса на валюту из-за девальвации тенге обеспечили увеличение предложения валюты на внутреннем рынке. Положительным моментом введения СПОК стала более стабильная динамика изменения курса тенге и снижение валютных рисков после устранения переоценки курса тенге [14].
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ КАЗАХСТАНА – ТЕНГЕ.
18 февраля 2003 года в г. Москве на форуме Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзэс) Нацбанком РК был предложен план поэтапного перехода к единой наличной валюте стран ЕврАзэс до 2011. Реализация этого плана означает добровольный отказ Казахстана и других стран ЕврАзэс (России, Беларуси и Таджикистана) от собственных национальных валют. То есть согласно этому плану тенге осталось быть национальной валютой Казахстана максимум 8 лет. Но, насколько реален данный план? Нужно ли отказываться от своей достаточно устойчивой национальной валюты в ближайшее время во имя неизвестной валюты? Выиграет или проиграет страна от такого шага?
Постараемся ответить на данный вопрос, взвесив все за и против.
Предтечей появления данного плана, очевидно, был положительный опыт стран Европейского Союза по введению единой европейской валюты - евро, которая в последнее время набирает силу. Введение евро - важнейший этап в развитии мировой истории. В мире появилась достойная и реальная альтернатива доллару США. Идея ее создания возникла в послевоенное время на основе осмысления ее причин, ведь, «если между странами Европы будут созданы крепкие и глубокие взаимопроникающие коммерческие, политические и социальные связи, то в Европе станет, наконец, невозможен военный конфликт». Однако, переход к единой валюте стал возможен только после почти полувекового движения Европы по пути интеграции. Это логическое продолжение завершенной в 1992 году программы создания единого внутреннего рынка ЕС, в соответствии с которой, на его территории были устранены барьеры, препятствующие свободному перемещению рабочей силы, капиталов, товаров и услуг. Фактором стабильности единой валюты выступили в первую очередь сильные экономики стран участниц, высокая степень их интеграции, развитая финансовая система и их значительные золотовалютные резервы, а также потребность других стран мира в диверсификации своих валютных активов.
Другим фактором служит насущная необходимость взаимных расчетов между странами СНГ в их собственных национальных валютах без использования валют третьих стран и связанных с ними курсовых потерь. По словам президента Назарбаева Н.А. «нонсенсом является система расчетов, при которой бизнесмены, входящие в страны сообщества, рассчитываются друг с другом в иностранной валюте». Он также подчеркнул, что единственный путь ЕврАзэс - «наша интеграция, только тогда нас будут уважать во всем мире».
Третьим фактором является соображение, что «только региональная интеграция позволит «противостоять вызовам глобализации и другим угрозам», что, несомненно, правильно, учитывая наблюдаемое складывание и усиление в последнее время в мире мощных региональных блоков.
Рассмотрим, насколько своевременна постановка Нацбанком РК вопроса о введении в рамках ЕврАзэс единой национальной валюты? Связана ли она с объективно созревшими условиями, или больше продиктована заботой о поддержании имиджа страны как лидера интеграционного процесса в Евразийском регионе?
Во-первых, заметим, что к введению своей единой валюты Западная Европа шла почти 30 лет, начиная с 1969 года, когда состоялось встреча руководителей западноевропейских государств в г. Ден Нааге и до введения евро в 1999 году. Она начала интеграцию на более высоком уровне, а именно - после полного завершения восстановления своей разрушенной войной экономики в конце 1950-х и уверенного стремительного развития на протяжении 1960-х. В странах СНГ производство нив одной стране до сих пор не вышло на уровень 1990 года. А по уровню своего экономического развития на пороге интеграции страны Западной Европы различались гораздо меньше, чем страны СНГ сейчас. При этом наблюдаются тенденции не сближения уровня развития отдельных стран СНГ, а их дальнейшего расхождения. В озвученном плане Нацбанка РК на введение единой валюты СНГ отводилось максимум 8 лет. Что это означало бы на деле. Либо страны ЕврАзэс могли бы не успеть привести свои макроэкономические показатели в соответствие с намечаемыми индикаторами, тогда единая валюта, так и осталась бы на бумаге. Либо они смогли бы привести их в соответствие искусственным административным путем, тогда это бы означало изначальную шаткость такой валюты. Поэтому указанные в плане сжатые сроки, в случае их невыполнения способны были полностью дискредитировать саму идею на много лет вперед. В настоящее время, самим Нацбанком была признана скоропалительность сделанных им ранее выводов. Сроки введения единой наднациональной валюты отодвинуты на целый ряд лет.
На деле, наиболее вероятно, что к 2011 году только Казахстан и Россия смогли бы выполнить поставленные индикаторы вступления в валютный союз. Это следующие показатели: среднегодовая инфляция в пределах 5%, дефицит государственного бюджета к ВВП - не выше 3%, отношение государственного долга к ВВП - не более 50%, внешнего государственного долга - не менее 30%. В отношении Таджикистана и Беларуси выполнение данных критериев к названному сроку было бы совершенно неопределенным вопросом. Если, конечно, Россия или Казахстан не помогли бы им массированными инвестициями. Таким образом, на практике речь, по сути, шла не о единой валюте стран ЕврАзэс, а первоначально - о единой валюте двух стран России и Казахстана. Недавний явно неудачный опыт Союза Беларуси и России по переходу на единую валюту заставляет задуматься, не слишком ли мы торопим события. Насколько реальной будет польза от этого нашей стране и ее народу?