Денежные реформы в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Раскрытие данной темы начинается с рассмотрения истории проведения денежных реформ в нашей республике, т. е. в 1922-1924гг, 1947г, 1950г., 1961г. В политической прессе на начала 90-х годов встречалась часто расхожая фраза – «разойтись по национальным квартирам». Она, как нельзя более точно, отражает центробежные тенденции тех лет.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ.
1.1 ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1922-1924гг., 1947г., 1950г., 1960г………….....5
1.2 ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1993 ГОДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПОДГОТОВКА И ВВОД НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ…………………….6
2. ЗНАЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ТЕНГЕ В 1993 ГОДУ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………………………11
3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА – ТЕНГЕ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………………………15
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ КАЗАХСТАНА – ТЕНГЕ………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………31

Файлы: 1 файл

ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Данные меры увеличили ликвидность валютного рынка и потребность в тенге, способ­ствовали созданию более «про­зрачной» валютной системы в стране.

Для поддержания обрати­мости тенге и централизации использования      валютных средств 1 января 1994 года были созданы золотовалютные резервы Национального Банка РК, а в Положении о порядке их формирования и использова­ния от 8 июля того же года была определена их роль. Они признавались одним из главных инструментов реализации де­нежно-кредитной политики, функционирования ликвидного валютного рынка, обеспечения внутренней и внешней стоимо­сти тенге, текущей конвертируемости тенге. Было также зап­рещено использование резер­вов для выдачи кредитов и пре­доставление гарантий резиден­там и нерезидентам, за исклю­чением случаев, предусмотрен­ных решением Верховного Со­вета РК и Президента РК. В это же время для предотвращения спекуляций на валютном рын­ке Нацбанк начал устанавли­вать уполномоченным банкам лимиты открытой валютной по­зиции по купле-продаже иност­ранной валюты.

С 4 февраля 1994 года были отменены ограничения на вывоз юридическими лицами продукции и товаров, приобре­тенных в РК за тенге, а пред­приятиям - производителям дано право свободно вывозить произведенную продукцию за рубеж за исключением продук­ции, подлежащей квотирова­нию и лицензированию или представляющей националь­ное достояние. Этим самым был открыт путь для более ши­рокого использования тенге в международных расчетах и пла­тежах.

Государством принима­лись также меры по развитию безналичных расчетов и вырав­ниванию курсов наличного и безналичного тенге, тем более, условия для этого уже имелись. Нацбанк теперь полностью кон­тролировал эмиссию наличных денег. Инструкцией от 31 мая 1994 года Нацбанком юридичес­ки урегулирована деятельность обменных пунктов, порядок их открытия и ликвидации в новых условиях. А в декабре 1994 года Верховным Советом РК был принят закон «Об иностранных инвестициях», в котором гаран­тировалась свобода денежных переводов, связанных с иност­ранными инвестициями, при условии уплаты налогов и дру­гих обязательных платежей. Иностранным инвесторам было предоставлено право наряду с выплатой заработной платы ра­ботникам, производить в инос­транной валюте расчеты с кон­трагентами, реинвестировать валюту в РК.

Несмотря   на   принятые меры, в 1994 году курс тенге по отношению к доллару США сни­зился в 8,6 раз. Это было обус­ловлено высоким уровнем инф­ляции (1158,3%) в связи с ли­берализацией цен и со спадом производства (12,6%), а также негативными последствиями проводимых взаимозачетов между хозяйствующими субъек­тами. Рост объемов импорта товаров в Казахстан и его пре­вышение над экспортом факти­чески приводило к росту спроса на иностранную валюту, а, сле­довательно, и к росту курса. Введение в этот период обяза­тельной продажи 50% выручки от экспорта товаров (работ, ус­луг) предприятиями - экспорте­рами на Казахстанской межбан­ковской валютной бирже через уполномоченные банки снизило давление на внутренний валют­ный рынок и привело к определенной стабилизации нацио­нальной валюты.

В январе 1995 года Указом Президента РК «О мерах по ук­реплению и развитию валютно­го рынка РК на 1995 год» была запрещена розничная торговля за иностранную валюту и отме­нено действие ранее выданных лицензий. Однако исключения все же остались: торговля (вы­полнение работ, оказание ус­луг), включая продажу билетов иностранным гражданам в тран­зитных зонах аэропортов и мор­ских портов, а также на желез­нодорожном и воздушном транс­порте, участвующем в перевоз­ках пассажиров в международ­ных сообщениях.

Валютный рынок оставался одним из динамичных секторов развивающегося рыночного хо­зяйства Казахстана. За 1995 год было проведено 218 валютных аукционов. Объем операций - на биржевом валютном рынке со­ставил 1,8 млр. долл. США (что в 1,8 раза выше уровня 1994 года), 59,5 млн. немецких марок (в 4,7 раза) и 734,3 млн. россий­ских рублей (в 1,7 раза). Одна­ко со второй половины 1995 года наблюдалась тенденция оттока капитала с КМВФБ, о чем сви­детельствует уменьшение чис­ла продаж иностранной валюты и перемещения деловой актив­ности на внебиржевой сегмент валютного рынка, на котором к концу года осуществлялась большая часть межбанковских валютных операций. Это вызва­но с одной стороны - дестаби­лизацией на КМВФБ в середи­не июня 1995 года, а с другой - активной игрой банков на пер­вичном и вторичном рынке цен­ных бумаг.

Следует отметить, что 1995 год стал переломным моментом в формировании полноценного валютного рынка в республике.

Возросшее доверие к тенге, улучшение сальдо торго­вого баланса, уменьшение трансфертов мигрантов и вве­дение новых более доходных финансовых инструментов, та­ких, как государственные казна­чейские векселя Министерства Финансов и ноты Нацбанка, ис­ключили ажиотажный спрос на валюту. В итоге в этом году ста­ли наблюдаться первые призна­ки саморегуляции валютного рынка, что позволило с 10 июня 1995 года уменьшить обязатель­ную продажу валютной выручки с 50% до 30%, а с 4 августа 1995 года отменить ее. Участие Нац­банка в формировании обмен­ного курса тенге ограничивалось интервенциями на КМВФБ с целью исключения краткосроч­ных колебаний курса. Причем объем продажи долларов на КМВФБ Нацбанком в целом за год практически был равен объему покупок. Национальный банк не участвовал в торгах на КМВФБ по немецким маркам с ноября, а по российским руб­лям с марта 1995 года. А16 но­ября 1995 года были сняты су­ществовавшие ограничения на предоплату контрактов по им­порту товаров и услуг в разме­ре, превышающем 30% и с ре­жима ведения счетов нерези­дентов в тенге в уполномочен­ных банках республики в части свободы конвертации и покуп­ки иностранной валюты на внут­реннем рынке страны. Это озна­чало, что иностранные и физи­ческие лица получили право без ограничений конвертировать полученные в республике тенге в свободно-конвертируемую ва­люту.

Однако не только объемные параметры характеризовали развитие валютного рынка Ка­захстана. К наиболее важным изменениям, происшедшим на валютном рынке в 1995 году можно отнести то, что он приоб­рел черты, соответствующие или приближающиеся к миро­вым стандартам. К ним можно отнести переход в ноябре 1995 года на электронную торговую систему ведения торгов (ЭТС). Преимущества нововведения в большей открытости аукциона, маневренности дилерских опе­раций. Характерной особенно­стью валютного рынка стало его развитие не только «вширь», но и «вглубь» за счет создания ме­ханизмов хеджирования валют­ных рисков. С 16 января 1995 года прошли первые торги фью­черсными контрактами по дол­лару США на Международной Казахстанской агропромышлен­ной бирже (МКАБ).

В 1996 годутенденция сни­жения темпов роста инфляции при одновременном падении номинального курса тенге по от­ношению к доллару США, воз­росшее доверие к национальной валюте, введение государствен­ных казначейских обязательств Минфина и нот Нацбанка значи­тельно снизили спрос на валю­ту. Снижение номинального об­менного курса по отношению к доллару США составило 12,8%. Этот же год ознаменовался так­же принятием Казахстаном обя­зательств по VIII Соглашению МВФ (16 июля 1996 года) о не­допущении ограничений по опе­рациям текущего счета платеж­ного баланса, что означало вве­дение конвертируемости тенге по текущему счету.

В 1997 году интервенции Нацбанка на внутреннем валют­ном рынке осуществлялись в основном с целью сглаживания краткосрочных колебаний номи­нального курса тенге. В этот пе­риод наблюдался самый низкий показатель девальвации нацио­нальной валюты по отношению к доллару США за 7 лет незави­симости республики - 3%. Ускорение темпов девальвации тенге в 1998 году до 9,8% было связано с российским финансо­вым кризисом.

Наибольшее падение курса тенге произошло в апреле 1999 года, сразу же после введения режима свободно плавающего обменного курса (СПОК) 4 ап­реля 1999 года. В целом за 1999 года он упал на 39,4%. Введение СПОК было вынужденной ме­рой, продиктованной всецело внешними условиями, связан­ными с резкой девальвацией валют в странах СНГ, прежде всего российского рубля. Она позволила устранить переоцен­ку курса национальной валюты и выровнять конкурентные усло­вия в отношении наших торго­вых партнеров из стран ближне­го зарубежья. Несмотря на со­кращение притока капитала, рост валютных поступлений в результате введения обязательной 50%-ной продажи выручки от экспорта, мировых цен на сырьевые товары в сочетании со снижением спроса на валюту из-за девальвации тенге обес­печили увеличение предложе­ния валюты на внутреннем рын­ке. Положительным моментом введения СПОК стала более стабильная динамика измене­ния курса тенге и снижение ва­лютных рисков после устране­ния переоценки курса тенге [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ КАЗАХСТАНА – ТЕНГЕ.

18 февраля 2003 года в г. Москве на форуме Евроазиатского экономическо­го сообщества (ЕврАзэс) Нац­банком РК был предложен план поэтапного перехода к единой наличной валюте стран ЕврАзэс до 2011. Реализация этого плана означает добро­вольный отказ Казахстана и других стран ЕврАзэс (России, Беларуси и Таджикистана) от собственных национальных ва­лют. То есть согласно этому пла­ну тенге осталось быть нацио­нальной валютой Казахстана максимум 8 лет. Но, насколько реален данный план?  Нужно ли отказываться от своей доста­точно устойчивой национальной валюты в ближайшее время во имя неизвестной валюты? Вы­играет или проиграет страна от такого шага?

Постараемся ответить на данный вопрос, взвесив все за и против.

Предтечей появления дан­ного плана, очевидно, был поло­жительный опыт стран Европей­ского Союза по введению еди­ной европейской валюты - евро, которая в последнее вре­мя набирает силу. Введение евро - важнейший этап в раз­витии мировой истории. В мире появилась достойная и реаль­ная альтернатива доллару США. Идея ее создания возникла в послевоенное время на основе осмысления ее причин, ведь, «если между странами Европы будут созданы крепкие и глубо­кие взаимопроникающие ком­мерческие, политические и со­циальные связи, то в Европе станет, наконец, невозможен военный конфликт». Однако, переход к единой валюте стал возможен только после почти полувекового движения Европы по пути интеграции. Это логи­ческое продолжение завершен­ной в 1992 году программы со­здания единого внутреннего рынка ЕС, в соответствии с ко­торой, на его территории были устранены барьеры, препятству­ющие свободному перемеще­нию рабочей силы, капиталов, товаров и услуг. Фактором ста­бильности единой валюты выс­тупили в первую очередь силь­ные экономики стран участниц, высокая степень их интеграции, развитая финансовая система и их значительные золотовалют­ные резервы, а также потреб­ность других стран мира в ди­версификации своих валютных активов.

Другим фактором служит насущная необходимость вза­имных расчетов между страна­ми СНГ в их собственных наци­ональных валютах без исполь­зования валют третьих стран и связанных с ними курсовых по­терь. По словам президента На­зарбаева Н.А. «нонсенсом явля­ется система расчетов, при ко­торой бизнесмены, входящие в страны сообщества, рассчиты­ваются друг с другом в иност­ранной валюте». Он также под­черкнул, что единственный путь ЕврАзэс - «наша интеграция, только тогда нас будут уважать во всем мире».

Третьим фактором являет­ся соображение, что «только региональная интеграция по­зволит «противостоять вызовам глобализации и другим угро­зам», что, несомненно, правиль­но, учитывая наблюдаемое скла­дывание и усиление в после­днее время в мире мощных ре­гиональных блоков.

Рассмотрим, насколько своевременна постановка Нац­банком РК вопроса о введении в рамках ЕврАзэс единой национальной валюты? Связана ли она с объективно созревшими условиями, или больше продик­тована заботой о поддержании имиджа страны как лидера ин­теграционного процесса в Евра­зийском регионе?

Во-первых, заметим, что к введению своей единой валю­ты Западная Европа шла почти 30 лет, начиная с 1969 года, ког­да состоялось встреча руково­дителей западноевропейских государств в г. Ден Нааге и до введения евро в 1999 году. Она начала интеграцию на более высоком уровне, а именно - пос­ле полного завершения восста­новления своей разрушенной войной экономики в конце 1950-х и уверенного стремительного развития на протяжении 1960-х. В странах СНГ производство нив одной стране до сих пор не вышло на уровень 1990 года. А по уровню своего экономического развития на пороге интегра­ции страны Западной Европы различались гораздо меньше, чем страны СНГ сейчас. При этом наблюдаются тенденции не сближения уровня развития отдельных стран СНГ, а их даль­нейшего расхождения. В озву­ченном плане Нацбанка РК на введение единой валюты СНГ отводилось максимум 8 лет. Что это означало бы на деле. Либо страны ЕврАзэс могли бы не успеть привести свои макроэко­номические показатели в соот­ветствие с намечаемыми инди­каторами, тогда единая валюта, так и осталась бы на бумаге. Либо они смогли бы привести их в соответствие искусствен­ным административным путем, тогда это бы означало изначаль­ную шаткость такой валюты. Поэтому указанные в плане сжа­тые сроки, в случае их невыпол­нения способны были полнос­тью дискредитировать саму идею на много лет вперед. В на­стоящее время, самим Нацбанком была признана скоропали­тельность сделанных им ранее выводов. Сроки введения еди­ной наднациональной валюты отодвинуты на целый ряд лет.

На деле, наиболее вероят­но, что к 2011 году только Казах­стан и Россия смогли бы выпол­нить поставленные индикаторы вступления в валютный союз. Это следующие показатели: среднегодовая инфляция в пре­делах 5%, дефицит государ­ственного бюджета к ВВП - не выше 3%, отношение государ­ственного долга к ВВП - не бо­лее 50%, внешнего государ­ственного долга - не менее 30%. В отношении Таджикистана и Беларуси выполнение данных критериев к названному сроку было бы совершенно неопреде­ленным вопросом. Если, конеч­но, Россия или Казахстан не помогли бы им массированны­ми инвестициями. Таким обра­зом, на практике речь, по сути, шла не о единой валюте стран ЕврАзэс, а первоначально - о единой валюте двух стран Рос­сии и Казахстана. Недавний явно неудачный опыт Союза Бе­ларуси и России по переходу на единую валюту заставляет заду­маться, не слишком ли мы торо­пим события. Насколько реаль­ной будет польза от этого нашей стране и ее народу?

Информация о работе Денежные реформы в Республике Казахстан