Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:31, курсовая работа
Развитие банковской системы России требует постоянного переосмысления как опыта зарубежных стран в деятельности коммерческих и центрального банка, так и уже имеющегося отечественного опыта. Развитие банковских операций, направленных на привлечение дополнительных клиентов, является одной из первоочередных задач современной банковской системы. Выполняя функции аккумулирования денежных средств и кредитования экономики, банковская система играет важнейшую роль в развитии реального сектора, который в свою очередь способствует дальнейшему накоплению денежных средств и соответственно инвестиций.
Введение ------------------------------------------------------------------------------------------
Развитие банков в России (история возникновения банков)---------------------------
Сущность и типы денежных систем --------------------------------------------------------
Элементы денежной системы ----------------------------------------------------------------
Денежная система России ---------------------------------------------------------------------
Регулирование денежного обращения в Российской Федерации ---------------------
Заключение ---------------------------------------------------------------------------------------
Список литературы -----------------------------------------------------------------------------
На величину денежной массы влияют также и операции коммерческих банков. Во-первых, сумма выданного кредита и зачисленного на счет клиента увеличивает денежный агрегат М2. Во-вторых, увеличение остатков средств на расчетных и текущих счетах клиентов увеличивает кредитные ресурсы коммерческого банка, предопределяя таким образом дальнейший рост кредитных вложений. В-третьих, выпущенные коммерческими банками банковские векселя, депозитные сертификаты могут использоваться как средства платежа, что означает увеличение денежной массы в обращении.
Определяя элементы денежной системы, государство в законодательном порядке предусматривает экономические инструменты регулирования денежной массы в обращении. Центральный банк как эмиссионный центр страны постоянно изучает состояние денежного обращения и совершенствует его организацию. Он располагает целой системой экономических и административных мер по регулированию денежной массы в обращении. К наиболее распространенным мерам экономического регулирования денежного обращения относятся:
В настоящее время наиболее распространенный инструмент регулирования денежной массы в обращении — операции центрального банка на открытом рынке. Так, в целях сокращения денежной массы Центральный банк может активизировать продажу государственных
ценных бумаг, иностранной валюты. В результате из обращения изымается часть наличных денег и сокращаются остатки денежных средств на счетах клиентов банков. В то же время увеличение предложения государственных ценных бумаг на финансовом рынке может привести к повышению их доходности (для покупателей), к росту ссудного процента и снижению спроса на кредит. Все в комплексе и влияет на величину и структуру денежной массы в обращении.
В странах с развитой рыночной экономикой важным методом регулирования денежного обращения является процентная (или учетная) политика центрального банка. Повышая или понижая официальную учетную ставку, банк стимулирует «кредитную экспансию» или «кредитную рестрикцию», что, в свою очередь, влияет на уровень рыночного процента. При росте кредитных вложений денежная масса увеличивается, при сокращении — уменьшается. Как уже указывалось, регулирование учетной ставки, как правило, осуществляется в сочетании с операциями на открытом рынке.
На величину кредитных ресурсов коммерческих банков, а следовательно, и на объем кредитных вложений влияет такая мера центрального банка, как изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке. По мнению западных экономистов, эта мера является «грубым» инструментом регулирования денежной массы в обращении. В США практика обязательных резервов была введена еще в 1923 г. До 1933 г. норма обязательных резервов коммерческих банков в федеральной резервной системе не пересматривалась. Поэтому данная мера в денежно-кредитном регулировании роли не играла. Ее назначение сводилось к созданию страхового резерва для выплаты вкладов клиентам коммерческих банков в случае их банкротства. В 1933 г. произошел резкий рост избыточных резервов в банковской системе США, который мог привести к инфляционному взрыву. В связи с этим было принято решение о возможности изменения норм обязательного резервирования. Минимальные резервы стали выполнять две функции:
― образования страхового резерва;
― денежно-кредитного регулирования денежной массы в обращении.
В последующие годы этот инструмент был перенят многими странами, в том числе Германией в 1948 г. и Италией после Второй мировой войны, Францией в 1967 г., Испанией в 1979 г.
Желание коммерческих банков приумножить свои доходы заставляет их идти по пути мультипликативного роста пассивов и выпуска собственных платежных средств. Поэтому попытки центрального банка повлиять на величину денежной массы через изменение нормы обязательных резервов часто не достигают цели. К административным мерам регулирования денежной массы в обращении можно отнести ограничения, установленные для коммерческих банков на выдачу отдельных видов кредита, например на выдачу потребительского кредита, кредита биржевым спекулянтам. В некоторых странах для коммерческих банков устанавливаются предельные нормы годового прироста банковского кредита. Такие ограничения могут устанавливать центральный банк и соответствующие правительственные органы.
Денежная система России
Становление и развитие первой денежной системы СССР началось в процессе осуществления денежной реформы 1922—1924 гг. В ходе реформы в законодательном порядке были определены все элементы денежной системы. Денежной единицей был объявлен червонец, или 10 руб. Золотое содержание червонца было установлено в один золотник — 78,24 доли чистого золота, что соответствовало золотому содержанию дореволюционной десятирублевой золотой монеты. Декретом Совета Народных Комиссаров СССР от И октября 1922 г. монопольное право эмиссии червонцев как банковских билетов было предоставлено Государственному банку СССР (далее — Госбанк). Червонец утвердился в обращении как устойчивая валюта, поэтому сфера его обращения постоянно расширялась. Для поддержания устойчивости червонца были созданы все необходимые условия. Так, эмиссия червонцев (банковских билетов) осуществлялась Госбанком в процессе краткосрочного кредитования народного хозяйства. Ссуды выдавались только под легко реализуемые товароматериальные ценности.
Банковские ссуды в червонцах замещали собой, как правило, товарные векселя. Поэтому их эмиссия ограничивалась потребностями хозяйственного оборота в платежных средствах. Для предупреждения оседания излишних червонцев в сфере денежного обращения было решено ссуды Госбанка, предоставленные в червонцах, погашать также червонцами. Для поддержания устойчивости червонца по отношению к золоту государство допускало в известных пределах обмен червонцев на золото в монетах и слитках и на устойчивую иностранную валюту. Кроме того, государство принимало червонцы по нарицательной стоимости в уплату государственных долгов и платежей, взимаемых по закону золотом.
Банковские билеты-червонцы были кредитными деньгами не только по форме, но и по существу. Их эмиссия ограничивалась не только потребностями хозяйственного оборота, но и ценностями, находящимися на балансе Госбанка. Так, по закону выпущенные в обращение червонцы не менее чем на 25% их суммы обеспечивались драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой по курсу цены на золото, а на 75% — легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и другими краткосрочными обязательствами. К началу 1924 г. в стране были созданы необходимые предпосылки для завершения денежной реформы и формирования новой денежной системы. Правительство прекратило использование печатного станка для покрытия бюджетного дефицита. Обесцененные деньги были обменены на новые казначейские билеты по курсу: 1 руб. казначейских билетов приравнивался к 50 млрд. руб. денежных знаков всех образцов, выпущенных в обращение до 1922 г.
Казначейские билеты отличались от банковских билетов не только достоинством купюр, но и экономической природой. До середины 1924 г. выпуск казначейских билетов использовался Наркомфином СССР для покрытия бюджетного дефицита. Для их выпуска в обращение не требовалось банковского обеспечения золотом, товарами или кредитными обязательствами. Как законное платежное средство казначейские билеты обеспечивались всем достоянием государства. Однако для устойчивости денежного обращения Наркомфину СССР был установлен предел эмиссионного права на выпуск казначейских билетов. В 1924 г. он составлял не более половины общей суммы выпущенных в обращение банковских билетов. В 1928 г. предел эмиссии был увеличен до 75%, а в 1930 г. — до 100% суммы выпущенных билетов.
В 1925 г. в связи с ликвидацией бюджетного дефицита эмиссия казначейских билетов была полностью передана Госбанку. Наряду с эмиссией банковских билетов она стала ресурсом для его кредитных операций. Казначейский характер эмиссии сохранился лишь для металлической монеты, монетный доход от которой поступал в бюджет. Существенное значение для организации денежного обращения имело предусмотренное законом развитие безналичных расчетов. Таким образом, в результате денежной реформы 1922—1924 гг. в СССР к концу восстановительного периода сложилась новая денежная система, которая с некоторыми изменениями просуществовала до начала 1990 г. Так было изменено название денежной единицы на основании денежной реформы 1947 г.; ею стал рубль. Неоднократно менялись масштаб цен и порядок его установления. Последний твердо фиксируемый масштаб цен был установлен с 1 января 1961 г. По закону 1 руб. представлял 0,987412 г чистого золота. Установленный в 1961 г. новый масштаб цен отражал в значительной степени покупательную способность рубля на внутреннем рынке и существующую цену на золото на мировом рынке.
В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие «денежное обращение» связывалось только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявились экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения. Это выражалось и в росте цен на товары народного потребления, и в нарастающем дефиците товаров, что вело к снижению уровня жизни населения. Контроль за количеством наличных денег осуществлялся методом прямого планирования их величины и темпов прироста.
Потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом по стране, так и в отдельных районах определяли путем составления кассового плана Госбанка. В кредитном плане Госбанка устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и конец планируемого периода. Изменение этой величины на конец планируемого периода означало эмиссию или изъятие денег из обращения, определяло их размеры. Степень обеспечения в планируемом периоде наличных денег товарами и платными услугами устанавливалась с помощью баланса денежных доходов и расходов населения. Однако система планирования и регулирования налично-денежного обращения в стране при всей ее строгой централизации и жестком контроле за выполнением планов не была совершенной. В стране постоянно существовал значительный разрыв между количеством наличных денег в обращении и их товарно-материальным покрытием, что порождало дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке. Переход к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения.
Основные параметры денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 2 февраля 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этому закону официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль, который равняется 100 коп. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство РФ отказалось от установления масштаба цен. В законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».
Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию обращения наличных денег в народном хозяйстве. В этой связи на Банк России возложены следующие функции:
По действующему законодательству в России осталось два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Казначейские билеты упразднены. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. 18 сентября 1997 г. Правительство РФ приняло постановление об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и монет. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение новые денежные знаки образца 1997 г.: банкноты достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 руб.; монеты достоинством 1, 5,10, 50 коп. и 1, 2 и 5 руб. С 1 января 2001 г. в обращение поступила банкнота достоинством в 1000 руб. С учетом нового масштаба цен 1000 руб. в деньгах старого образца были приравнены к 1 руб. новых денег образца 1997 г. На этом основании все организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, произвели с 1 января 1998 г. пересчет всех оптовых и розничных цен на товары и работы, тарифов на услуги, закупочных цен на сельхозпродукцию и т.д.
Изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одновременном соответствующем изменении масштаба цен рассматривается в теории денег как деноминация, т.е. одна из форм денежной реформы, когда путем «зачеркивания нулей» укрупняют масштаб цен. Однако деноминацию рубля с 1 января 1998 г. нельзя считать денежной реформой, так как в стране не были решены многие экономические проблемы, гарантирующие устойчивость денежного обращения (что подтвердилось событиями второй половины 1998 г., когда произошли резкий рост цен и снижение валютного курса рубля). Целью проводимой «деноминации» было решение технических задач: упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране, возвращение к привычному масштабу денег.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России:
Таким образом, Правительство РФ разрешило Банку России широко использовать в целях укрепления денежного обращения как экономические, так и административные меры регулирования денежной массы.