Действующий механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основе исследуемого материала дать характеристику налога на доходы с физических лиц, методов его исчисления и проанализировать пути оптимизации.Достижение указанной цели предопределило необходимость постановки решения следующих задач:
рассмотреть социально - экономическую сущность и значение НДФЛ;
исследовать порядок исчисления и уплаты налога;
изучить схемы минимизации налога на доходы физических лиц

Файлы: 1 файл

курсовая 6 курс.docx

— 55.36 Кб (Скачать)

 

 

 

 

2. Действующий  механизм  исчисления налога на  доходы физических лиц

2.1. Способы и  методы взимания НДФЛ

Существует  три способов взимания налога:

          Кадастровый - предполагает использование кадастра. Кадастр — это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения.  К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др.

         Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким образом взимается налог на доходы физических лиц (15).

Изъятие налога после получения  дохода (владельцем по декларации) - предусматривает  подачу налогоплательщиком в налоговые  органы декларации о полученных доходах. Два последних применяются в практике взимания  налога на доходы физических лиц. Принято различать следующие методы оплаты налога:

наличный платеж (плательщик вносит определенную сумму денег  в наличной форме);

безналичный платеж (перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета);

гербовыми марками (при покупке  плательщиком специальных марок  и наклейки их на официальные документы, после чего документы получают законную силу). Два первых применяются в  практике взимания НДФЛ. Методами исчисления  налога являются как коммулятивная  система исчисления налога, т.е. нарастающим итогом с начала налогового периода, так и не коммулятивная, т.е. по частям, в частности, различные виды доходов облагаются раздельно по различным ставкам.

            Важнейшим принципом системы налогообложения  доходов  физических лиц, вступившей в силу  с 2001 года (гл. 23 ч.2  НК РФ - введена в действие с 1 января 2001 г. Федеральным Законом от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»), явилось равенство налогоплательщиков перед законом вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Ставки налога стали едины для всех налогоплательщиков Российской Федерации. Однако в настоящее время всё чаще Минфином обсуждается налог на роскошь (10).

Правительство РФ на заседании 2 мая 2012г. одобрило проект основных направлений  налоговой политики на 2013г. и на плановый период 2014-2015гг. Предполагается, что  в 2013-2015гг. будет совершен налоговый  маневр, суть которого сведется к снижению налоговой нагрузки на труд и капитал, повышению налоговой нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при  добыче природных ресурсов, а также  переходу к новой системе налогообложения  недвижимого имущества.

Одна из ключевых составляющих налоговой системы касается нефтяного  сектора: предлагается выравнивать  налоговую нагрузку на газовую и  нефтяную отрасль, а также изымать 80% доходов производителей газа, получаемых ими в связи с ростом оптовых  цен на газ на внутреннем рынке  свыше прогнозируемого уровня инфляции.

Прорабатывается вопрос о  возможности введения налога на добавленный  доход на новых месторождениях с  отменой налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по таким проектам, а также подготовка предложений о введении в отношении ряда полезных ископаемых, доля экспорта которых превышает 50%, ставки НДПИ, корректируемой с учетом мировой цены на такие полезные ископаемые.

Кроме того, в 2013-2015гг. предлагается индексация ставок акцизов в отношении  алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также табачных изделий, введение налога на недвижимость, введение налогообложения престижного потребления  с установлением максимальной ставки налога для недвижимого имущества, суммарная кадастровая стоимость  которого превышает 100 млн. руб. Предлагается индексация ставок транспортного налога в отношении автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. и других транспортных средств с повышенной мощностью двигателя.

Между тем отдельного налога на роскошь не будет, его планируется  реализовать через повышенную ставку транспортного налога и налога на недвижимость. Повышенная ставка транспортного налога не будет относиться к спортивным автомобилям и автомобилям, выпущенным до 2000г. По расчетам Минфина, под новое налогообложение подпадут порядка 20 тыс. автомобилей, из них 7 тыс. - в Москве и 1 тыс. - в Московской области. Марки автомобилей, владельцы которых будут платить повышенную ставку транспортного налога - Bentley, Lamborghini, Ferrari. Maserati, Porsche, Aston Martin, Roll-Royce, Chevrolet Corvette, а также 6-литровый Mercedes и BMW 7-й серии. На остальных налогоплательщиков это распространяться не будет (27).

Тем временем недвижимость стоимостью до 100 млн. руб. будет облагаться налогом в 0,05%, от 100 до 300 млн. руб. - 0,1%, от более 300 млн. руб. - 0,3%. Речь идет о совокупной стоимости всей недвижимости, находящейся в собственности человека в РФ: если у человека 10 домов, считаться они будут в совокупности.

Доходы консолидированного бюджета РФ, администрируемые Федеральной  налоговой службой России, в январе-июне 2012г. увеличились по сравнению с  аналогичным периодом 2011г. на 14% - до 5,457 трлн. руб., говорится в материалах ФНС. При этом налоговые перечисления в федеральный бюджет РФ выросли на 19,8% - до 2,605 трлн. руб., поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ увеличились в 2,6 раза - до 2,851 трлн. руб.

Большая часть средств  в первом полугодии 2012г. была получена с налога на прибыль организаций - 1,29 трлн. руб. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами принесли казне 1,25 трлн. руб. При этом налог на доходы физических лиц (НДФЛ) пополнил бюджет на 1,005 трлн. руб., налог на добавленную стоимость (НДС) - более чем на 1 трлн. руб., с акцизов по товарам, производимым в РФ, было получено 361,6 млрд. руб., с имущественных налогов - 351 млрд. руб.

Поступления налогов в консолидированный бюджет РФ в январе-мае 2012г. составили 4,6 трлн. руб., что на 15% больше, чем в январе-мае 2011г. (26).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Порядок исчисления  и уплаты налога

    Сумма налога  при определении налоговой   базы исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная  доля налоговой базы. Общая сумма  НДФЛ представляет собой сумму,  полученную в результате сложения  сумм налога, исчисленных по разным  ставкам. Она исчисляется по  итогам налогового периода применительно  ко всем доходам налогоплательщика,  дата получения которых относится  к соответствующему налоговому  периоду. Сумма НДФЛ определяется  в полных рублях. При этом остаток  суммы менее 50 коп. отбрасывается,  а 50 коп. и более — округляется  до полного рубля.

    Главой 23 НК РФ  определен особый порядок налогообложения  доходов, полученных гражданами  от занятия предпринимательской деятельностью. Согласно  п. 2 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

      Объектом  налогообложения являются  доходы, полученные как в денежной, так  и в натуральной формах, или  право на распоряжение которыми  возникло у налогоплательщика.  Если из дохода налогоплательщика  по его распоряжению, по решению  суда или иных органов производятся  какие-либо удержания, такие удержания  не уменьшают налоговую базу (1).

    Согласно п. 5 ст. 210 НК РФ доходы (как и расходы,  принимаемые к вычету) налогоплательщика,  выраженные (номинированные) в иностранной  валюте, пересчитываются в рубли  по курсу Банка России, установленному  на дату фактического получения  доходов (на дату фактического  осуществления расходов).

    Индивидуальные  предприниматели исчисляют налоговую   базу на основе данных Книги  учета  доходов и расходов  и хозяйственных  операций. Ставка НДФЛ в отношении  доходов, полученных от осуществления  предпринимательской деятельности без образования юридического лица, установлена в размере 13% независимо от величины этих доходов. В соответствии с п. 8 ст. 227 НК РФ расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от предпринимательской деятельности за предыдущий налоговый период с учетом стандартных и профессиональных налоговых вычетов.

    Согласно  п. 9 ст. 227 НК РФ авансовые платежи   уплачиваются предпринимателем  на основании налоговых уведомлений: 

за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере ½  годовой суммы авансовых платежей;

за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере  ¼ годовой суммы авансовых  платежей;

за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере ¼ годовой суммы авансовых платежей.

    Согласно  п. 3 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий   бюджет, исчисляется предпринимателем  с учетом сумм налога, удержанных  налоговыми агентами при выплате  ему дохода (например, предприниматель  может одновременно с осуществлением  предпринимательской деятельности  работать в организации по  трудовому договору и у него  будут удерживать налог из  зарплаты и прочих доходов,  полученных по месту работы), а  также сумм авансовых платежей  по налогу, фактически уплаченных  в соответствующий бюджет.

    Предприниматели  обязаны представить в налоговый   орган по месту своего учета  налоговую  декларацию не позднее  30 апреля года, следующего за истекшим  налоговым периодом.

    Согласно  п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий   бюджет, исчисленная в соответствии  с налоговой декларацией, уплачивается  по месту учета налогоплательщика   в срок не позднее 15 июля  года, следующего за истекшим  налоговым периодом.

    В соответствии  с п. 7 ст. 227 НК РФ в случае  появления в течение года у   физических лиц доходов, впервые   полученных от осуществления  предпринимательской  деятельности, они обязаны представить  налоговую  декларацию с указанием суммы  предполагаемого дохода от указанной  деятельности в текущем налоговом  периоде в налоговый орган  в 5-дневный срок по истечении  месяца со дня появления таких  доходов. При этом сумма предполагаемого  дохода определяется налогоплательщиком. На основании данной суммы  налоговым органом исчисляются  авансовые платежи. При значительном (более чем на 50%) увеличении или  уменьшении в налоговом периоде  дохода предприниматель обязан  представить новую налоговую  декларацию с указанием суммы  предполагаемого дохода от осуществления  предпринимательской деятельности  на текущий год. В этом случае  налоговый орган производит перерасчет  сумм авансовых платежей на  текущий год по не наступившим  срокам уплаты. Перерасчет сумм  авансовых платежей производится  налоговым органом не позднее  5 дней с момента получения  новой налоговой декларации.   Особенности исчисления налога  налоговыми агентами установлены  ст.226 НК РФ.

 Согласно  же ст. 24 НК  РФ, налоговыми агентами признаются  лица, на которых возложены обязанности  по исчислению, удержанию и перечислению  налогов в соответствующий бюджет. Налоговые агенты, от которых  физические лица получают доходы, должны исчислять и удерживать  налог с этих доходов. Он  исчисляется нарастающим итогом  с начала периода по итогам  каждого месяца со всех доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %.

    Если  доходы  облагаются налогом по повышенным  ставкам, он определяется отдельно  по каждому виду дохода. Налоговый  агент исчисляет налог без  учета доходов, полученных плательщиком  из других источников. Налоговые  агенты должны перечислить налог  не позднее дня фактического  получения в банке наличных  денежных средств на выплату  дохода. Сумма налога, исчисленная  и удержанная с доходов, полученных  в натуральной форме или в  виде материальной выгоды, может  быть перечислена в день, следующий  за днем ее удержания (1).

    С 1 января 2001 года  агенты перечисляют в бюджет  налог, удержанный по итогам  месяца, если его сумма превышает  100 рублей. Если эта сумма меньше 100 рублей, она будет добавляться  к налогу в следующем месяце. Статьей 230 НК РФ установлены конкретные виды обязанностей, возлагаемых на налоговых агентов и налоговые органы в целях обеспечения положений, изложенных в главе 23 части второй Налогового кодекса РФ.

    В частности,  на налоговых агентов возлагаются  следующие обязанности:

вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом  периоде, по форме, которая устанавливается  Министерством финансов Российской Федерации;

ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган по месту  постановки на налоговый учет сведения о доходах физических лиц по форме, утвержденной федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов.

    Указанные сведения  представляются в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях. Налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей местонахождения организаций могут предоставлять отдельным категориям организаций право представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях. Не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары или выполненные работы в случае, если эти индивидуальные предприниматели в качестве подтверждения уплаты налога с указанных доходов на основании налогового уведомления налогового органа предъявили соответствующие документы.

Информация о работе Действующий механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц