Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследуемого материала дать характеристику налога на доходы с физических лиц, методов его исчисления и проанализировать пути оптимизации.Достижение указанной цели предопределило необходимость постановки решения следующих задач:
рассмотреть социально - экономическую сущность и значение НДФЛ;
исследовать порядок исчисления и уплаты налога;
изучить схемы минимизации налога на доходы физических лиц
2. Действующий механизм исчисления налога на доходы физических лиц
2.1. Способы и методы взимания НДФЛ
Существует три способов взимания налога:
Кадастровый - предполагает использование кадастра. Кадастр — это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др.
Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким образом взимается налог на доходы физических лиц (15).
Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) - предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах. Два последних применяются в практике взимания налога на доходы физических лиц. Принято различать следующие методы оплаты налога:
наличный платеж (плательщик вносит определенную сумму денег в наличной форме);
безналичный платеж (перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета);
гербовыми марками (при покупке плательщиком специальных марок и наклейки их на официальные документы, после чего документы получают законную силу). Два первых применяются в практике взимания НДФЛ. Методами исчисления налога являются как коммулятивная система исчисления налога, т.е. нарастающим итогом с начала налогового периода, так и не коммулятивная, т.е. по частям, в частности, различные виды доходов облагаются раздельно по различным ставкам.
Важнейшим принципом системы налогообложения доходов физических лиц, вступившей в силу с 2001 года (гл. 23 ч.2 НК РФ - введена в действие с 1 января 2001 г. Федеральным Законом от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»), явилось равенство налогоплательщиков перед законом вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Ставки налога стали едины для всех налогоплательщиков Российской Федерации. Однако в настоящее время всё чаще Минфином обсуждается налог на роскошь (10).
Правительство РФ на заседании
2 мая 2012г. одобрило проект основных направлений
налоговой политики на 2013г. и на плановый
период 2014-2015гг. Предполагается, что
в 2013-2015гг. будет совершен налоговый
маневр, суть которого сведется к снижению
налоговой нагрузки на труд и капитал,
повышению налоговой нагрузки на
потребление, включая дорогую недвижимость,
рентные доходы, возникающие при
добыче природных ресурсов, а также
переходу к новой системе
Одна из ключевых составляющих налоговой системы касается нефтяного сектора: предлагается выравнивать налоговую нагрузку на газовую и нефтяную отрасль, а также изымать 80% доходов производителей газа, получаемых ими в связи с ростом оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции.
Прорабатывается вопрос о возможности введения налога на добавленный доход на новых месторождениях с отменой налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по таким проектам, а также подготовка предложений о введении в отношении ряда полезных ископаемых, доля экспорта которых превышает 50%, ставки НДПИ, корректируемой с учетом мировой цены на такие полезные ископаемые.
Кроме того, в 2013-2015гг. предлагается
индексация ставок акцизов в отношении
алкогольной и спиртосодержащей
продукции, а также табачных изделий,
введение налога на недвижимость, введение
налогообложения престижного
Между тем отдельного налога на роскошь не будет, его планируется реализовать через повышенную ставку транспортного налога и налога на недвижимость. Повышенная ставка транспортного налога не будет относиться к спортивным автомобилям и автомобилям, выпущенным до 2000г. По расчетам Минфина, под новое налогообложение подпадут порядка 20 тыс. автомобилей, из них 7 тыс. - в Москве и 1 тыс. - в Московской области. Марки автомобилей, владельцы которых будут платить повышенную ставку транспортного налога - Bentley, Lamborghini, Ferrari. Maserati, Porsche, Aston Martin, Roll-Royce, Chevrolet Corvette, а также 6-литровый Mercedes и BMW 7-й серии. На остальных налогоплательщиков это распространяться не будет (27).
Тем временем недвижимость стоимостью до 100 млн. руб. будет облагаться налогом в 0,05%, от 100 до 300 млн. руб. - 0,1%, от более 300 млн. руб. - 0,3%. Речь идет о совокупной стоимости всей недвижимости, находящейся в собственности человека в РФ: если у человека 10 домов, считаться они будут в совокупности.
Доходы консолидированного бюджета РФ, администрируемые Федеральной налоговой службой России, в январе-июне 2012г. увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2011г. на 14% - до 5,457 трлн. руб., говорится в материалах ФНС. При этом налоговые перечисления в федеральный бюджет РФ выросли на 19,8% - до 2,605 трлн. руб., поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ увеличились в 2,6 раза - до 2,851 трлн. руб.
Большая часть средств в первом полугодии 2012г. была получена с налога на прибыль организаций - 1,29 трлн. руб. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами принесли казне 1,25 трлн. руб. При этом налог на доходы физических лиц (НДФЛ) пополнил бюджет на 1,005 трлн. руб., налог на добавленную стоимость (НДС) - более чем на 1 трлн. руб., с акцизов по товарам, производимым в РФ, было получено 361,6 млрд. руб., с имущественных налогов - 351 млрд. руб.
Поступления налогов в консолидированный бюджет РФ в январе-мае 2012г. составили 4,6 трлн. руб., что на 15% больше, чем в январе-мае 2011г. (26).
2.2. Порядок исчисления и уплаты налога
Сумма налога
при определении налоговой
базы исчисляется как
Главой 23 НК РФ
определен особый порядок
Объектом
налогообложения являются доходы,
полученные как в денежной, так
и в натуральной формах, или
право на распоряжение
Согласно п. 5 ст.
210 НК РФ доходы (как и расходы,
принимаемые к вычету) налогоплательщика,
выраженные (номинированные) в иностранной
валюте, пересчитываются в рубли
по курсу Банка России, установленному
на дату фактического
Индивидуальные
предприниматели исчисляют
Согласно п. 9 ст.
227 НК РФ авансовые платежи
уплачиваются предпринимателем
на основании налоговых
за январь-июнь - не позднее
15 июля текущего года в размере ½
годовой суммы авансовых
за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере ¼ годовой суммы авансовых платежей;
за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере ¼ годовой суммы авансовых платежей.
Согласно п. 3 ст.
227 НК РФ общая сумма налога,
подлежащая уплате в
Предприниматели
обязаны представить в
Согласно п. 6 ст.
227 НК РФ общая сумма налога,
подлежащая уплате в
В соответствии
с п. 7 ст. 227 НК РФ в случае
появления в течение года у
физических лиц доходов,
Согласно же ст. 24 НК
РФ, налоговыми агентами
Если доходы
облагаются налогом по
С 1 января 2001 года агенты перечисляют в бюджет налог, удержанный по итогам месяца, если его сумма превышает 100 рублей. Если эта сумма меньше 100 рублей, она будет добавляться к налогу в следующем месяце. Статьей 230 НК РФ установлены конкретные виды обязанностей, возлагаемых на налоговых агентов и налоговые органы в целях обеспечения положений, изложенных в главе 23 части второй Налогового кодекса РФ.
В частности,
на налоговых агентов
вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая устанавливается Министерством финансов Российской Федерации;
ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет сведения о доходах физических лиц по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанные сведения представляются в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях. Налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей местонахождения организаций могут предоставлять отдельным категориям организаций право представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях. Не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары или выполненные работы в случае, если эти индивидуальные предприниматели в качестве подтверждения уплаты налога с указанных доходов на основании налогового уведомления налогового органа предъявили соответствующие документы.
Информация о работе Действующий механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц