Центральный Банк РФ как орган банковского регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система России – один из важнейших элементов ее финансовой системы. Как и вся экономика России, банковская система претерпевает в настоящее время кардинальные изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную. Изменения фиксируются банковским законодательством, разработка которого осуществляется на основе зарубежного опыта, опыта экономических реформ в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Организация деятельности Центрального Банка………………………………..4
Понятие и виды Центральных Банков……………………………………4
Функции и задачи функционирования Центрального Банка……………6
Цели Банка России как органа банковского надзора…………………...11

2 Надзорная деятельность Банка России………………………………………….12
2.1 Формы надзорной деятельности Банка России…………………………12
2.2 Проблемы реализации функций ЦБ как органа надзора……………….13
2.3 Оценка эффективности Банковского надзора…………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………19

Файлы: 1 файл

курсовая Центральный Банк РФ как орган банковского регулирования и надзора.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

     Экономические нормативы – важнейшее средство управленческого воздействия Банка  России на коммерческие банки. К числу  этих нормативов относятся3:

     1. Минимальный размер уставного  капитала для вновь создаваемых  кредитных организаций, минимальный  размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций.

     Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается как сумма уставного  капитала, фондов кредитной организации  и нераспределенной прибыли.

     Этот  норматив пересматривается Банком России с учетом темпов инфляции. В соответствии с Законом о банках и банковской деятельности Банк России может для  обеспечения равных конкурентных условий  всех банков предъявлять дополнительные требования к учредителям совместных банков с участием отечественного и  иностранного капитала и банков-нерезидентов относительно максимального и минимального размеров их уставного капиталов.

     2. Предельный размер неденежной  части уставного капитала.

     3. Максимальный размер риска на  одного заемщика или группу  связанных заемщиков.

     Банк  России устанавливает максимальный размер риска на одного заемщика в  виде определенного процента от общей  суммы капитала банка. В понятие  риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику или  группе, а также предоставленные  им гарантии и поручительства.

     4. Максимальный размер крупных  кредитных рисков.

     Данный  норматив представляет собой процентное соотношение совокупной величины крупных  рисков к собственным средствам  кредитной организации. При этом крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств  в пользу одного клиента в размере  свыше 5 процентов собственных средств  кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25 процентов собственных  средств кредитной организации.

     5. Максимальный размер риска на  одного кредитора (вкладчика).

     Норматив  представляет собой процентное соотношение  величины вклада или полученного  кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных  между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной  организации.

     6. Нормативы ликвидности кредитной  организации. 

     Ликвидность – способность банка своевременно обеспечить выполнение своих обязательств перед клиентами. Это может быть осуществлено путем быстрой конверсии  различных финансовых ресурсов, находящихся  в распоряжении банка, в приемлемые (устраивающие клиентов) платежные  средства.

     7. Нормативы достаточности капитала.

     Нормативы достаточности капитала определяются как предельное соотношение общей  суммы собственных средств кредитной  организации к сумме ее активов, взвешенных по уровню риска.

     8. Максимальный размер привлеченных  денежных вкладов (депозитов)  населения.

     9. Размер валютного, процентного  и иных рисков.

     10. Минимальный размер резервов, создаваемых  под высокорисковые активы.

     11. Нормативы использования собственных  средств банков для приобретения  долей (акций) других юридических  лиц.

     12. Максимальный размер кредитов, гарантий  и поручительств, предоставленных  банком своим участникам (акционерам).

     Для осуществления своих функций  в области банковского надзора  и регулирования Банк России проверяет  кредитные организации и их филиалы, направляет им предписания, обязательные для исполнения в целях устранения выявленных в их деятельности нарушений, и применяет предусмотренные  Законом санкции по отношению  к нарушителям. Проверки осуществляются представителями, уполномоченными  Советом директоров Банка России, и по их поручению аудиторскими фирмами. 

      1. Цели  Банка России как  органа банковского  надзора
 

     Контролирование деятельности банков проводится с целью  обеспечения устойчивости отдельных  банков и предусматривает целостный  и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

     Главная цель банковского регулирования  и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Центробанк не управляет другими банками, а  только наблюдает за соответствием  их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими  банками и по закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную  деятельность коммерческих банков. Они  самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный  закон предоставил ЦБ России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать  за банками с точки зрения нормативности  принимаемых ею решений.

     2 НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  БАНКА РОССИИ 

     2.1 Формы надзорной  деятельности Банка  России 

     Для осуществления своих функций  Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и  получать у коммерческих банках необходимую  информацию об их деятельности, требовать  разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о  банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

     В практике зарубежных государств банковский надзор имеет две формы: дистанционный  и контактный. В российском законодательстве эти формы банковского надзора  не разделены, но тоже присутствуют.

     Дистанционный надзор - наблюдение за деятельностью  кредитных организаций, на основе представленных банковских и бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.). Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно  в кредитной организации.

     Банковский  надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными  кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и  отчетности.

     Сущность  банковского надзора состоит  в проверке соответствия решений  и действий коммерческих банков законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка  России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

     Объекты банковского надзора - это та часть  банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в  установленном ими порядке должна контролироваться Банком России. Правильное определение объектов надзора имеет  значение для уяснения компетенции  Банка России по проведению проверок деятельности коммерческих банков. Кроме того, оно позволяет оптимизировать расходы Банка России на указанный надзор.  

     2.2 Проблемы реализации  функций ЦБ как  органа надзора 

     Для выполнения своих функций в области  надзора и регулирования ЦБ РФ проводит проверки коммерческих банков и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет  санкции по отношению к нарушителям.

     В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний  Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления  информации, представления неполной или недостоверной информации, а  также совершения действий, создающих  реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России вправе применять  к кредитной организации меры, установленные законодательством.

     В случае нарушений, представления неполной или недостоверной информации Центральный  банк Российской Федерации имеет  право требовать от коммерческого  банка устранения выявленных недостатков  и взыскивать штраф в размере  до 0,1% от размера минимального уставного  капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев. При невыполнении в установленный  Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также, если эти нарушения или совершаемые  банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и других вкладчиков, Центральный банк России имеет право  взыскать с коммерческого банка  штраф в размере 1% суммы капитала (наиболее часто применяемая санкция).

     По  требованию Банка России коммерческий банк обязан провести мероприятия по повышению своей ликвидности, в  том числе изменить структуру  активов. В случае неудовлетворительной работы коммерческого банка Центральный  банк Российской Федерации имеет  право потребовать замены руководителей; осуществления реорганизации банка; утверждения индивидуальных нормативов достаточности капитала и нормативов ликвидности на срок до 6 месяцев; запретить проведение некоторых банковских операций сроком на 1 год; временно запретить открытие филиалов.

     Когда руководство коммерческого банка  не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим  законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, или же возникли разногласия в  руководстве банка, ведущие к  потере управляемости, Центральный  банк России может назначать временную  администрацию по управлению банком на срок до 18 месяцев. В состав временной  администрации привлекаются работники  Банка России. С момента назначения временной администрации, полномочия правления банка приостанавливаются и переходят к временной администрации.

     Задачей временной администрации являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов, вкладчиков и также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого  механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление  других мер по финансовому оздоровлению банка.

     Если  руководителями или акционерами (пайщиками) банка, в который назначена временная  администрация, совершаются действия, препятствующие осуществлению ее функций, Банком России может быть принято  решение об отзыве лицензии. В такой  ситуации временная администрация  вправе направить в арбитражный  суд заявление о возбуждении  производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка.

     Деятельность  временной администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или представлением временной администрацией Банку России обоснованного вывода о невозможности достижения, поставленной перед нею цели, или по истечении  срока деятельности временной администрации  либо после вынесения определения  арбитражного суда о возбуждении  производства по делу о банкротстве.

     Как крайнюю меру Центральный банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.  

     2.3 Оценка эффективности  Банковского надзора 

     Контрольно-надзорные  функции – одни из основных функций  Банка России. Использование государством финансов для решения своих задач  обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом  выполнения этих задач. Финансовый контроль, проводимый Банком России, осуществляется в установленном правовыми нормами  порядке.

     Одна  из главных задач Банка России – реализация государственного управления в банковской системе. Центральный  банк выступает, по сути, посредником  между государством и коммерческими  банками и средствами банковского  регулирования проводит в жизнь  государственную экономическую  политику. Объектами управленческого  воздействия являются кредитные  учреждения, в первую очередь коммерческие банки.

       Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются4:

Информация о работе Центральный Банк РФ как орган банковского регулирование