Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:24, курсовая работа
Банковская система России – один из важнейших элементов ее финансовой системы. Как и вся экономика России, банковская система претерпевает в настоящее время кардинальные изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную. Изменения фиксируются банковским законодательством, разработка которого осуществляется на основе зарубежного опыта, опыта экономических реформ в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Организация деятельности Центрального Банка………………………………..4
Понятие и виды Центральных Банков……………………………………4
Функции и задачи функционирования Центрального Банка……………6
Цели Банка России как органа банковского надзора…………………...11
2 Надзорная деятельность Банка России………………………………………….12
2.1 Формы надзорной деятельности Банка России…………………………12
2.2 Проблемы реализации функций ЦБ как органа надзора……………….13
2.3 Оценка эффективности Банковского надзора…………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………19
Экономические
нормативы – важнейшее средство
управленческого воздействия
1.
Минимальный размер уставного
капитала для вновь
Минимальный
размер собственных средств (капитала)
устанавливается как сумма
Этот норматив пересматривается Банком России с учетом темпов инфляции. В соответствии с Законом о банках и банковской деятельности Банк России может для обеспечения равных конкурентных условий всех банков предъявлять дополнительные требования к учредителям совместных банков с участием отечественного и иностранного капитала и банков-нерезидентов относительно максимального и минимального размеров их уставного капиталов.
2. Предельный размер неденежной части уставного капитала.
3. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков.
Банк России устанавливает максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка. В понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику или группе, а также предоставленные им гарантии и поручительства.
4. Максимальный размер крупных кредитных рисков.
Данный норматив представляет собой процентное соотношение совокупной величины крупных рисков к собственным средствам кредитной организации. При этом крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5 процентов собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25 процентов собственных средств кредитной организации.
5. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика).
Норматив
представляет собой процентное соотношение
величины вклада или полученного
кредита, полученных гарантий и поручительств,
остатков по счетам одного или связанных
между собой кредиторов (вкладчиков)
и собственных средств
6.
Нормативы ликвидности
Ликвидность
– способность банка
7.
Нормативы достаточности
Нормативы
достаточности капитала определяются
как предельное соотношение общей
суммы собственных средств
8.
Максимальный размер
9. Размер валютного, процентного и иных рисков.
10. Минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы.
11.
Нормативы использования
12.
Максимальный размер кредитов, гарантий
и поручительств,
Для
осуществления своих функций
в области банковского надзора
и регулирования Банк России проверяет
кредитные организации и их филиалы,
направляет им предписания, обязательные
для исполнения в целях устранения
выявленных в их деятельности нарушений,
и применяет предусмотренные
Законом санкции по отношению
к нарушителям. Проверки осуществляются
представителями, уполномоченными
Советом директоров Банка России,
и по их поручению аудиторскими фирмами.
Контролирование
деятельности банков проводится с целью
обеспечения устойчивости отдельных
банков и предусматривает целостный
и непрерывный надзор за осуществлением
банком своей деятельности в соответствии
с действующим
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Центробанк не управляет другими банками, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и по закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность коммерческих банков. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил ЦБ России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за банками с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.
2
НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
БАНКА РОССИИ
2.1
Формы надзорной
деятельности Банка
России
Для
осуществления своих функций
Банк России в соответствии с перечнем,
установленным Советом
В практике зарубежных государств банковский надзор имеет две формы: дистанционный и контактный. В российском законодательстве эти формы банковского надзора не разделены, но тоже присутствуют.
Дистанционный надзор - наблюдение за деятельностью кредитных организаций, на основе представленных банковских и бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.). Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации.
Банковский
надзор - это наблюдение Банка России
(дистанционное и контактное) за
исполнением и соблюдением
Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий коммерческих банков законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.
Объекты
банковского надзора - это та часть
банковской системы и банковской
деятельности, которая в соответствии
с требованиями законов и в
установленном ими порядке
2.2
Проблемы реализации
функций ЦБ как
органа надзора
Для выполнения своих функций в области надзора и регулирования ЦБ РФ проводит проверки коммерческих банков и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.
В
случае нарушения федеральных законов,
нормативных актов и
В случае нарушений, представления неполной или недостоверной информации Центральный банк Российской Федерации имеет право требовать от коммерческого банка устранения выявленных недостатков и взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев. При невыполнении в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также, если эти нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и других вкладчиков, Центральный банк России имеет право взыскать с коммерческого банка штраф в размере 1% суммы капитала (наиболее часто применяемая санкция).
По
требованию Банка России коммерческий
банк обязан провести мероприятия по
повышению своей ликвидности, в
том числе изменить структуру
активов. В случае неудовлетворительной
работы коммерческого банка
Когда
руководство коммерческого
Задачей
временной администрации
Если руководителями или акционерами (пайщиками) банка, в который назначена временная администрация, совершаются действия, препятствующие осуществлению ее функций, Банком России может быть принято решение об отзыве лицензии. В такой ситуации временная администрация вправе направить в арбитражный суд заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка.
Деятельность
временной администрации
Как
крайнюю меру Центральный банк России
применяет отзыв лицензии на проведение
банковских операций. В таких случаях
коммерческий банк прекращает свою деятельность,
в том числе и путем слияния с другим банком
или реорганизации в филиал более крупного
банка.
2.3
Оценка эффективности
Банковского надзора
Контрольно-надзорные
функции – одни из основных функций
Банка России. Использование государством
финансов для решения своих задач
обязательно предполагает проведение
с их помощью контроля за ходом
выполнения этих задач. Финансовый контроль,
проводимый Банком России, осуществляется
в установленном правовыми
Одна из главных задач Банка России – реализация государственного управления в банковской системе. Центральный банк выступает, по сути, посредником между государством и коммерческими банками и средствами банковского регулирования проводит в жизнь государственную экономическую политику. Объектами управленческого воздействия являются кредитные учреждения, в первую очередь коммерческие банки.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются4:
Информация о работе Центральный Банк РФ как орган банковского регулирование