Центральный Банк РФ как орган банковского регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система России – один из важнейших элементов ее финансовой системы. Как и вся экономика России, банковская система претерпевает в настоящее время кардинальные изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную. Изменения фиксируются банковским законодательством, разработка которого осуществляется на основе зарубежного опыта, опыта экономических реформ в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Организация деятельности Центрального Банка………………………………..4
Понятие и виды Центральных Банков……………………………………4
Функции и задачи функционирования Центрального Банка……………6
Цели Банка России как органа банковского надзора…………………...11

2 Надзорная деятельность Банка России………………………………………….12
2.1 Формы надзорной деятельности Банка России…………………………12
2.2 Проблемы реализации функций ЦБ как органа надзора……………….13
2.3 Оценка эффективности Банковского надзора…………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………19

Файлы: 1 файл

курсовая Центральный Банк РФ как орган банковского регулирования и надзора.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 

1 Организация  деятельности Центрального Банка………………………………..4

    1. Понятие и виды Центральных Банков……………………………………4
    2. Функции и задачи функционирования Центрального Банка……………6
    3. Цели Банка России как органа банковского надзора…………………...11
 

2 Надзорная деятельность Банка России………………………………………….12

    2.1 Формы надзорной деятельности Банка России…………………………12

    2.2 Проблемы реализации функций  ЦБ как органа надзора……………….13

    2.3 Оценка эффективности Банковского  надзора…………………………..15 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Банковская  система России – один из важнейших  элементов ее финансовой системы. Как  и вся экономика России, банковская система претерпевает в настоящее  время кардинальные изменения, затрагивающие  как структурную ее часть, так  и функциональную. Изменения фиксируются  банковским законодательством, разработка которого осуществляется на основе зарубежного  опыта, опыта  экономических реформ в России.

     Действующее законодательство Российской Федерации  отразило перемены, происходящие в  банковской системе в последние  годы, и закрепило ее двухуровневый  характер:

     1) Первый уровень – Центральный  банк Российской Федерации

     2) Второй – коммерческие банки  и другие кредитные учреждения, а также филиалы и представительства  иностранных банков.

     Тема  данной курсовой работы достаточно актуальна  поскольку Центральный банк Российской Федерации(Банк России) является важнейшим  субъектом, регулирующим финансово-правовое регулирование в рамках банковской системы.

     Целью написания курсовой работы является раскрытие функции и направления  деятельности Центрального банка. В рамках целевой установки решаются следующие задачи:

  1. объяснить сущность  организации деятельности ЦБ;
  2. определить функции и задачи функционирования ЦБ;
  3. раскрыть цели ЦБ как органа банковского надзора;
  4. рассмотреть проблемы реализации функций ЦБ как органа надзора.

     Объектом  исследования работы являются функции и направления деятельности Центрального банка.Из чего следует что предмет работы это деятельность Банка России как органа банковского надзора. 

     1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

    1. Понятие и виды Центральных Банков

     Ядро  любой национальной кредитной системы  составляет центральный банк. В большинстве стран им является один государственный банк, например Банк Франции, Банк Великобритании, Банк Японии и т.д. В США роль центрального банка выполняют 12 региональных федеральных банков под руководством Совета управляющих Федеральной резервной системы. В европейском регионе стран — членов Экономического и валютного союза ЕС роль центрального банка выполняет Европейский центральный банк.

     Центральный банк осуществляет прямое или косвенное  регулирование, контрольные и надзорные функции по отношению к банковским и иным институтам, специализирующимся на банковских операциях.

     Во  главе банковской системы России стоит Центральный банк, действующий на основании Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. По закону ЦБР — юридическое лицо. Его уставный капитал и иное имущество является федеральной собственностью. ЦБР имеет сложную организационную структуру.

     Высшим  политическим коллегиальным органом  ЦБР является Национальный банковский совет, состоящий из 12 человек —  Председателя БР и представителей Совета Федерации РФ, Государственной Думы, Президента РФ и Правительства РФ.

     Функции и задачиНационального банковского совета:

         — рассматривает годовой отчет  банка, вопросы совершенствования банковской системы РФ, проект основных направлений денежно-кредитной политики и другие вопросы;

  • утверждает объем расходов на содержание, пенсионное обеспечение, страхование и медицинское обеспечение служащих ЦБР, правила бухгалтерского учета и отчетности для БР;
  • ежеквартально анализирует информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности БР.

     Исполнительный  орган ЦБР — Совет директоров — включает председателя ЦБР и 12 членов, работающих в системе банка на постоянной основе. Он избирается на 4 года и возглавляется Председателем БР, назначаемым Государственной Думой.

     Совет директоров выполняет следующие функции:

  • разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений государственной денежно-кредитной политики;
  • осуществляет руководство денежной системой страны;
  • определяет структуру ЦБ, формы и размеры оплаты труда служащих;
  • утверждает смету расходов и отчет о годовой деятельности банка;
  • определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России;
  • принимает решение об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций, о величине резервных требований, об изменении процентных ставок, о создании и ликвидации учреждений и организаций БР, о выпуске в обращение новых банкнот и др.

     ЦБР представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации.

     Центральный аппарат состоит из 26 департаментов  и 3 управлений, обеспечивающих выполнение функций ЦБР и непосредственно его деятельность.

     Территориальные учреждения — это обособленные подразделения БР, не являющиеся юридическими лицами, осуществляют его функции на соответствующих территориях. Национальные банки республик являются составными учреждениями ЦБР.

     Задачи  и функции РКЦ определяются положением о РКЦ БР. Цель их деятельности — обеспечение эффективного и безопасного функционирования платежной системы страны путем осуществления расчетов между кредитными организациями.1

     Полевые учреждения ЦБР — это воинские учреждения, занимающиеся денежно-расчетным обслуживанием организаций Министерства обороны РФ, а также ряда других государственных органов и физических лиц. 

      1. Функции и задачи функционирования Центрального Банка
 

     В соответствии с Законом Банк России является органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций.

     Банк  России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями:

  • банковского законодательства;
  • нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

     Главная цель банковского регулирования  и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов.

     Функции Банка России по регулированию и  надзору за деятельностью кредитных  организаций проявляются в самых  различных аспектах, в том числе  он2:

     1) устанавливает обязательные для  кредитных организаций правила  проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета,  составления и предоставления  бухгалтерской и статистической  отчетности. Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию об их деятельности и требовать разъяснений по полученной информации;

     2) регистрирует кредитные организации,  выдает им лицензии на осуществление  банковских операций и отзывает  их;

     Банк  России выдает следующие виды лицензии:

     1 лицензию на осуществление банками операций в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

     2 лицензию на осуществление банками операций в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

     3 лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

     Отказ в выдаче лицензии на проведение банковских операций и регистрации Устава банка  может иметь место по одному из следующих оснований:

  • несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должность руководителей и главного бухгалтера;
  • несоответствие учредительного договора и Устава действующему в Российской Федерации законодательству;
  • неудовлетворительное финансовое положение учредителей (по заключению аудиторской организации), угрожающее интересам вкладчиков и кредиторов банка (Закон «О банках и банковской деятельности», ст. 16).

     Проведение  юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание  с него всей суммы, полученной в результате осуществления данной операции, а  также штрафа в двукратном размере  от этой суммы в пользу федерального бюджета. Банк России вправе предъявлять  в Арбитражный Суд иск о  ликвидации юридического лица, осуществляющего  без лицензии банковские операции.

     Лицензирование  распространяется и на совместные банки  с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы  банков-нерезидентов (ст. 13 Закона о  банках и банковской деятельности).

     Центральный банк наделен также правом отзыва лицензий. Отзыв лицензии действует  как решение о ликвидации банка. Эта мера применяется в следующих  случаях:

  • при обнаружении недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия;
  • при задержке начала деятельности более чем на один год с даты выдачи лицензии;
  • при предоставлении банком недостоверных данных в отчетности;
  • при осуществлении операций, запрещенных законодательством и выходящих за пределы предоставленной банку лицензии;
  • при выявлении нарушений банком требований антимонопольного законодательства (например, превышение доли в 35% уставного капитала банка одним из его участников);
  • при признании банка неплатежеспособным.

     3) вправе предъявлять квалификационные  требования к руководителям исполнительных  органов, а также к главному  бухгалтеру кредитной организации;

     4) имеет право запрашивать и  получать информацию о финансовом  положении и деловой репутации  участников (акционеров) кредитной  организации в случае приобретения  ими более 20% долей (акций) кредитной  организации. Банк России имеет  право не давать согласия на  совершение сделки купли-продажи  более 20% долей (акций) кредитной  организации при неудовлетворительном  положении приобретателей долей  (акций);

     5) вправе устанавливать кредитным  организациям обязательные экономические  нормативы.

     6) регулирует размеры и порядок  учета открытой позиции кредитных  организаций по валютному, процентному  и иным финансовым рискам;

     7) определяет порядок формирования  и размеров образуемых до налогообложения  резервов (фондов) кредитных организаций  на возможные потери по ссудам  для покрытия валютных, процентных  и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

     С 1 августа 2005 г. в РФ вступил в силу закон о кредитных бюро, с 1 сентября того же года все банки должны передавать информацию о своих заемщиках  в бюро кредитных историй. Российские власти пока не могут решить, кому передать функции надзора за бюро кредитных  историй.

Информация о работе Центральный Банк РФ как орган банковского регулирование