Цели деятельности и функции ЦБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать положение Центрального банка в финансовой системе России, его функции.Актуальность темы исследования. Банковская система представляет собой неотъемлемый элемент национальной экономики. Будучи связующим звеном рыночных отношений, она оказывает большое воздействие как на экономические процессы в стране, так и на жизнедеятельность общества в целом.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общая характеристика и функции Центрального Банка Российской Федерации
1.1. Центральный Банк России: задачи и структура
1.2. Функции Центрального Банка России
2. Анализ деятельности Центрального Банка России
2.1. Реализация денежно-кредитной политики ЦБ РФ
2.2. Регулирования деятельности коммерческих банков
3. Перспективы развития деятельности Центрального Банка
3.1. Роль ЦБ РФ в разрешении кризиса
3.2. Мероприятия по совершенствованию финансовой системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Цели деятельности и функции ЦБ РФ - КР.doc

— 565.50 Кб (Скачать)

Некоторые аналитики вообще прогнозируют резкое ухудшение ситуации к началу 2009 года. К этому сроку, по их мнению, отечественная экономика может вступить в период стагнации, и даже рецессии.

Правительством РФ и ЦБ РФ были разработаны в сентябре-октябре 2008 года меры по выходу из кризиса.[19] Получателем самой масштабной помощи от государства стали российские банки. Помимо расширения лимитов на размещение на трехмесячные депозиты временно свободных бюджетных средств (1,1 триллиона рублей) для них были снижены нормативы обязательного резервирования средств в ЦБ, что высвободило у российских банков порядка 300 миллиардов рублей. ЦБ выделил Банку Развития (ВЭБ) 50 миллиардов долларов (около 1,25 триллиона рублей) из золотовалютных резервов на рефинансирование внешних долгов российских компаний, который они не могут рефинансировать на Западе из-за финансового кризиса. По сути это российский вариант "плана Полсона" с той лишь разницей, что государство через своего агента выкупает не просроченные закладные, а долговые обязательства частных предприятий и банков. На прямую поддержку фондового рынка в этом и следующем году зарезервировано 500 миллиардов рублей - 250 миллиардов на этот год и столько же на следующий. Причем 75 миллиардов уже переведено в тот же ВЭБ, который и будет осуществлять интервенции.

Изменение формулы подсчета экспортных пошлин на нефть, по оценкам, позволит сэкономить нефтяным компаниям 5,5 миллиарда долларов или порядка 140 миллиардов рублей. Наконец, 60 миллиардов рублей выделено из бюджета Агентству по ипотечному и жилищному кредитованию. Деньги пойдут на рефинансирование ипотечных кредитов.

Меры по поддержке ликвидности пока не привели к ослаблению напряженности в банковском секторе. Ликвидность есть, но распределяется она неравномерно, почти не доходя до средних банков.

Российские власти в своем стремлении поддержать финансовую систему далеко не одиноки, причем действовать они предпочитают превентивно, не дожидаясь, когда рухнет тот или иной крупный банк или объявит дефолт та или иная крупная корпорация, которые придется в срочном порядке национализировать, как это происходит в США или Европе. Масштаб государственной поддержки, которую оказывают российские власти, в процентах от ВВП сопоставим с мерами денежных и финансовых властей США, включая не принятый еще "план Полсона". К счастью, накопленные резервы пока позволяют российскому правительству не наращивать государственный долг для того, чтобы стабилизировать финансовую систему страны.

 

3.2. Мероприятия по совершенствованию финансовой системы

 

В 2008 году в условиях благоприятной макроэкономической ситуации развитие банковского сектора продолжится по всем основным направлениям, включая увеличение объемов кредитования эффективных проектов, малого предпринимательства и видов деятельности регионального значения, расширение спектра розничных услуг, развитие ипотеки, повышение степени доступности банковских услуг для клиентов, в том числе для населения средних и малых городов, а также сельских населенных пунктов.[20]

Дальнейшему развитию банковского сектора будет способствовать реализация предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (далее — Стратегия), “Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы)”, поручениями Президента Российской Федерации мер, направленных на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, повышение эффективности функционирования системы страхования вкладов, расширение доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности и устойчивости банковской системы.

Банковский сектор сохранит инвестиционную привлекательность, что позволит повысить уровень его капитализации за счет реализации вновь выпускаемых акций. Возрастет роль банков, контролируемых иностранным капиталом. В 2008 году Банк России в соответствии со Стратегией продолжит работу по развитию банковского сектора и банковского надзора по ряду направлений. В число приоритетных направлений входит дальнейшее развитие риск-ориентированного надзора, повышение качества оценки финансовой устойчивости кредитных организаций. Будет продолжена работа: по развитию с учетом международно признанной практики содержательной компоненты надзора, в том числе консолидированного надзора. Это будет способствовать повышению качества надзорной оценки экономического положения банков, выявлению проблем в банковской деятельности на ранних стадиях их возникновения, дальнейшему совершенствованию пруденциальной отчетности, своевременному и адекватному применению корректирующих мер в отношении кредитных организаций; по регулированию рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера со связанными с ними лицами и связанными должниками; по совершенствованию подходов к управлению риском потери ликвидности, ориентированных на использование концепции денежных потоков и оценку состояния систем управления рисками ликвидности в кредитных организациях; по подготовке к реализации подходов, предусмотренных документом Базельского комитета по банковскому надзору “Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы” (Базель II), включая разработку предложений по внесению изменений в действующее законодательство в соответствии с этим документом. Будут разрабатываться подходы к определению стандартов внутренних процедур организации риск-менеджмента и оценки достаточности капитала для банков, к оценке внутренних процедур банка по определению достаточности капитала и стратегии поддержания капитала, а также адекватности внутрибанковских оценок достаточности капитала; по дальнейшему совершенствованию правовой базы в части придания нормативного характера положениям о составе и способах раскрытия информации при осуществлении кредитными организациями потребительского (включая ипотечное) кредитования, а также при предоставлении населению других розничных финансовых продуктов. Важной частью данной работы будут совместные усилия Банка России и банковского сообщества по повышению финансовой грамотности и информированности населения о банковских услугах, в том числе путем разработки и принятия банковскими ассоциациями стандартов качества раскрытия информации и их применения кредитными организациями; по совершенствованию доверительного управления путем закрепления на законодательном уровне возможности создания кредитными организациями общих фондов банковского управления, а также определения полномочий Банка России по регламентированию их деятельности; по совершенствованию мониторинга устойчивости банковского сектора и отдельных кредитных организаций, в том числе основных его компонентов: стресс-тестирования, расчета показателей финансовой устойчивости, текущего мониторинга рисков.

В 2007 году вступили в действие поправки в законодательство, выравнивающие условия доступа российского и иностранного капитала в банковский сектор и направленные на повышение капитализации кредитных организаций и развитие конкуренции в банковском секторе.

В 2008 году предстоит продолжить работу в направлении повышения эффективности противодействия участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих должными профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая: создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, предусматривающего в том числе расширение надзорных полномочий Банка России по сбору необходимой информации; создание механизма, обеспечивающего отстранение от участия в управлении кредитной организацией лиц, деятельность которых может привести к нарушениям законодательства и нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации.

В 2008 году будет продолжена работа по осуществлению дополнительных мер, направленных на повышение капитализации кредитных организаций и обеспечение благоприятных условий публичного размещения их акций. Указанные меры предусматривают совершенствование процедуры регистрации ценных бумаг (введение уведомления об итогах выпуска для кредитных организаций в форме открытого акционерного общества с уставным капиталом свыше рублевого эквивалента 5 млн. евро) при одновременном соблюдении требований банковского законодательства приобретателями акций (долей) кредитных организаций. В целях защиты интересов вкладчиков признанных банкротами кредитных организаций, не участвующих в системе страхования вкладов, Банком России будет продолжена работа по обеспечению выполнения требований, предусмотренных Федеральным законом № 96-ФЗ “О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”. Банк России продолжит работу по совершенствованию деятельности банковского сектора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. С целью обеспечения эффективной реализации кредитными организациями требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Банк России с учетом правоприменительной практики и анализа результатов проверок кредитных организаций предпримет меры по дальнейшему развитию и совершенствованию нормативно-правового регулирования и методологического обеспечения деятельности кредитных организаций по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю.

Деятельность Банка России по совершенствованию платежной системы в 2007 году будет направлена на обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы и ее дальнейшее развитие и, как результат, на укрепление финансовой стабильности в стране и эффективное проведение денежно-кредитной политики.

Банк России будет осуществлять мероприятия по развитию системы валовых расчетов в режиме реального времени в направлении расширения состава участников и спектра предоставляемых системой услуг, способствующие увеличению количества и объема платежей, проводимых через систему, и снижению финансовых рисков в платежной системе России в целом.

Банк России в 2008 году продолжит работу по совершенствованию методологической и информационной базы в области платежных систем, проведению мероприятий по расширению безналичных платежей, а также мероприятий по сокращению расчетов наличными деньгами, мониторингу состояния розничных платежей в экономике, проводимых как наличными деньгами, так и в безналичном порядке. Указанная работа будет проводиться с учетом международных стандартов и практики зарубежных центральных банков.

 

 

Заключение

 

Таким образом, на основании проделанного анализа можно сделать следующие выводы:

Центральный Банк России являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому его деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов. Центральный Банк России является: эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот; банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-про­мыш­лен­ной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе; банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы; главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов); органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

В Российской Федерации эти задачи ЦБ закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. Детальный перечень функций Центрального банка Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, ЦБ РФ, прежде всего, выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию. Проводимая в России Центральным Банком России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.

Основными задачами развития банковского сектора являются: усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков; повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции; повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций; предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем); развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций; укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. В 2008 году и в период до 20109 года будут в основном использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние два года, так как значительных изменений в условиях ее проведения не ожидается. Стабилизационному фонду России по-прежнему отводится главная роль в абсорбировании избытка денежного предложения. В качестве перспективной задачи Банк России видит переход к инфляционному таргетированию, наиболее важным элементом которого является приоритет цели по снижению инфляции над другими целями. В 2008 году предлагается установить целевой ориентир по снижению инфляции до 6,5—8%, а в среднесрочной перспективе — до 4—5,5%.

Касаясь сферы банковского надзора, Банк России в качестве приоритетных направлений называет дальнейшее приближение техники и режимов дистанционного надзора к международной практике, развитие рискоориентированного надзора над всеми видами банковских рисков. Также будет продолжена работа, направленная на повышение требований к раскрытию информации при осуществлении банками потребительского кредитования. По мнению комитета, данное направление является актуальным, учитывая высокие темпы увеличения выдачи кредитов населению.

Информация о работе Цели деятельности и функции ЦБ РФ