Цели деятельности и функции ЦБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать положение Центрального банка в финансовой системе России, его функции.Актуальность темы исследования. Банковская система представляет собой неотъемлемый элемент национальной экономики. Будучи связующим звеном рыночных отношений, она оказывает большое воздействие как на экономические процессы в стране, так и на жизнедеятельность общества в целом.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общая характеристика и функции Центрального Банка Российской Федерации
1.1. Центральный Банк России: задачи и структура
1.2. Функции Центрального Банка России
2. Анализ деятельности Центрального Банка России
2.1. Реализация денежно-кредитной политики ЦБ РФ
2.2. Регулирования деятельности коммерческих банков
3. Перспективы развития деятельности Центрального Банка
3.1. Роль ЦБ РФ в разрешении кризиса
3.2. Мероприятия по совершенствованию финансовой системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Цели деятельности и функции ЦБ РФ - КР.doc

— 565.50 Кб (Скачать)

Это имеет особое значение, если, как это задумано органами влас­ти, будет вводиться система гарантирования бан­ковских вкладов,— такая система могла бы гаран­тировать надежную защиту интересов вкладчиков без возникновения непропорционально больших условных финансовых обязательств только в том случае, если ее основой будет надежная и эффек­тивная система банковского надзора. Такая систе­ма банковского надзора должна быть способна не допускать в банковский сектор ненадежные и со­мнительные банки и должна стремиться к этому. ЦБ РФ не отрицает, что еще предстоит нема­ло поработать, чтобы достичь этой цели, и совме­стная программа ЦБ РФ и Правительства РФ по развитию банковской системы предусматривает комплексные планы по совершенствованию сис­темы банковского надзора. Это включает следую­щие основные направления: совершенствование процесса лицензирова­ния, в том числе путем ужесточения требо­ваний к финансовому положению, а также к профессиональной пригодности и дело­вой репутации, предъявляемых к собствен­никам банков; дальнейшее внедрение в практику надзора рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и замещение фор­мальных процедур контроля за соблюдени­ем установленных нормативов оценкой систем управления рисками и внутрибанков­ских систем управления и контроля за рис­ками; развитие активного подхода в банковском надзоре и дальнейшее совершенствование системы раннего предупреждения; совершенствование системы пруденциаль­ных требований в целях повышения эф­фективности их регулирующего воздейст­вия на уровень рисков кредитных организа­ций; совершенствование определения достаточности капитала и повышение внима­ния к достаточности капитала в надзорных целях; совершенствование надзора за банковски­ми группами на консолидированной ос­нове; повышение роли инспекторских проверок, в особенности при осуществлении надзора за проблемными банками, банками, при­нявшими повышенные риски и (или) не имеющими адекватных систем управления рисками или внутреннего контроля; совершенствование процесса банковского надзора за счет перехода на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), изменения и оптимизации требо­ваний к банковской отчетности.

В России общая надзорная среда еще не до­стигла в своем развитии такого уровня, при кото­ром она могла бы содействовать функционирова­нию надежной банковской системы и эффектив­ному банковскому надзору. На деле такая среда остается совершенно неудовлетворительной, и в результате этого попытки реформировать бан­ковскую систему и сделать ее жизнеспособной и законной были по большей части безуспешны­ми. Инфраструктура развита в недостаточной сте­пени, а ее формирование и функционирование в неявной форме обусловлены интересами «групп влияния», которые руководствуются некоммерче­скими и нерыночными стимулами. В этой связи очень непросто изменить сложившийся политический и экономический климат, который суще­ственно ограничивает возможности системы бан­ковского надзора и системы регулирования по ре­формированию финансовой системы.

Различные элементы системы — Дума, ЦБ РФ, судебная система, крупные корпорации и, в осо­бенности, сами банки — не продемонстрировали готовности решать коренные проблемы банков­ского сектора. Хотя дать количественную оценку политической воле достаточно трудно, можно без труда описать побочные эффекты и симптомы ее отсутствия. В этой связи уместно отметить следу­ющие моменты.

1) Недостаточная прозрачность. Трудно оценить финансовое положение банков и предприятий, частично в силу использования ими российских стандартов финансовой отчетности (РСФО). Тре­бования в отношении раскрытия финансовой ин­формации являются недостаточными, и во мно­гих случаях структура собственности в банков­ской системе является непрозрачной. С учетом отсутствия достоверной информации нелегко оценить деятельность и экономическое «здоро­вье» банковской системы. Быстрое внедрение от­дельных аспектов МСФО представляло бы собой значительный шаг вперед, однако для полной прозрачности необходимо нечто большее, нежели установление минимально допустимого уровня раскрытия информации и механического соблю­дения новых стандартов.

2) Недостоверность отчетности, представляемой банками в ЦБ РФ. Несмотря на то, что ЦБ РФ же­стко требует соблюдения технических параметров отчетности (в том числе налагает штрафы, хотя та­ковые представляют собой нередко лишь симво­лическую сумму), более серьезную проблему пред­ставляют собой случаи, когда банки предпринима­ют намеренные действия с целью скрыть эконо­мическую суть своих операций и сопряженные с ними риски. В результате у ЦБ РФ не всегда есть адекватная информация для выявления случаев ухудшения положения банков и системы в целом, а также для принятия соответствующих мер.

3) Неготовность ЦБ РФ применять законода­тельно предоставленные ему полномочия, в полной мере соблюдая его дух и букву. Несмотря на необхо­димость некоторых улучшений, в целом россий­ские банковские законы и нормативные акты яв­ляются адекватными. Напротив, соблюдение их и правоприменение в целом настолько оставляют желать лучшего, что в результате правовая база оказывается недействующей просто в силу того, что она не применяется.

4) Связь банков с крупными предприятиями и ор­ганами государственной власти. Значительная до­ля банков связана с органами государственной власти или с государственными предприятиями. Юридическое требование, согласно которому та­кие корпоративные коммерческие операции, как перемещение денежных средств в рамках компа­нии и трансфертное ценообразование, должны осуществляться через банк или аналогичное уч­реждение, ведет к тому, что многие другие банки непосредственно связаны с финансово-промыш­ленными группами (ФПГ). Банковский сектор не может быть реформирован до того, пока не про­изойдет обособления интересов и стимулов, до тех пор, пока рыночные стимулы не смогут влиять на экономическую мотивацию банковской деятельности, и до тех пор, пока не будут созданы условия для осуществления полностью объектив­ного и независимого банковского надзора и т.д.

Наилучшим для российских банков способом обеспечения доверия со стороны вкладчиков бы­ло бы проявление искренней приверженности идее ведения коммерческой деятельности честно и в соответствии с пруденциальными нормами. Тем не менее и банки, и органы власти уделяют куда больше внимания разработке подробных нормативов, стандартов и структур, которые бы создали для сторонних наблюдателей видимость системного благополучия. Складывается такое впечатление, будто всем участникам этого про­цесса нужно напомнить о том, что нормально и рационально функционирующая банковская сфера не возникает автоматически в результате принятия стандартов финансовой отчетности или соответствующих законодательных актов. Необ­ходимо, чтобы деятельность отдельных организа­ций наглядно соответствовала бы их положению и возложенным на них обязанностям.[14]

 

3. Перспективы развития деятельности Центрального Банка

 

3.1. Роль ЦБ РФ в разрешении кризиса

 

С середины 2007 г. ключевые фондовые индексы по всему миру, включая Dow Jones (США), FTSE (Великобритания), DAX (Германия), Nikkei (Япония) неуклонно снижаются из-за проблем с американской ипотекой. Объясняется это тем, что рынок американских ипотечных облигаций носил международный характер и в них вкладывали инвесторы из разных стран. После того как выяснилось, что многие из долговых обязательств погашены не будут, акции кредиторов американского рынка обрушились и потянули за собой весь рынок. Помимо потерпевших инвестиционных банков Bear Stearns, Lehman Brothers и Merrill Lynch под вопросом находится судьба целого ряда крупных игроков — UBS, Morgan Stanley, Citigroup, Washington Mutual, Deutsche Bank и Wachovia.[15] С локальных максимумов, наблюдавшихся в мае 2008 г. фондовый рынок в нашей стране резко пикировал вниз. Распродажа акций отражает спекулятивную игру, мало связанную с состоянием российской экономики, а также перебалансировку портфелей иностранных инвесторов. Они сокращают позиции по акциям развивающихся стран по всему миру и перераспределяют вложения в пользу государственных облигаций и золота. С ноября 2007 г. фондовый индекс, рассчитанный по странам BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай), упал на 48%. Таким образом, происходящее в России не является исключительным событием и укладывается в тенденцию на глобальных рынках.

Спекулянты всегда играют роль зачинщиков обвала, поскольку игра на понижение рынка является классической инвестиционной стратегией. Происходящее на отечественном фондовом рынке можно назвать «двойной игрой». Участники рынка одновременно ставят на падение курсов российских акций и обесценение рубля. В результате происходит вывод капитала из страны в иностранные активы. О спекулятивной составляющей говорит динамика международных резервов Банка России. Объемы резервов падают (с августа 2008 г. Банк России потерял более $37 млрд. или 6% резервов), хотя в стране положительное торговое сальдо и нет признаков фундаментальных макроэкономический проблем. Специально как-то наказывать или ограничивать спекулянтов нет смысла — они своего рода «санитары» финансовых рынков и ищут наиболее уязвимых жертв. Тем не менее, следует приветствовать решение Федеральной службы по финансовым рынкам о временном запрете биржевых торгов, маржинальной торговли и коротких продаж с ценными бумагами без обеспечения. Это позволит охладить пыл спекулянтов и остановить стадное поведение инвесторов.

На мой взгляд, обвал фондового рынка – это не очень значимое событии для Российской экономики, носит не катастрофический характер. За счет выпуска акций в России финансируется всего 1,1% инвестиций в основной капитал. Иными словами, огромного влияния на экономический рост падение фондовых индексов не имеетЧисло инвесторов — частных лиц, напрямую владеющих акциями, не превышает 1,1% экономически активного населения (менее миллиона человек). Быстрая ответная реакция Банка России, Минфина и ФСФР заслуживает всяческого одобрения. Центральный банк увеличил лимит операций прямого репо, временно снизил нормативы обязательных резервов, процентные ставки, а также повысил поправочные коэффициенты, используемых для расчета стоимости обеспечения по кредитам для банков. Минфин снизил экспортные пошлины на нефть и в период с 16 по 19 сентября предложил банкам в общей сложности 900 млрд. руб. для размещения на депозитах. Банки предъявили на них повышенный спрос, учитывая, что предложенные Минфином процентные ставки оказались ниже рынка. Кроме того, рассматривается возможность размещения бюджетных средств на три месяца в Сбербанке, ВТБ и Газпромбанке на сумму до 1,126 трлн. рублей. Предполагается, что тройка крупнейших банков выделит на кредиты участникам фондового рынка до 60 млрд. руб.

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию должно получить из федерального бюджета еще 60 млрд. руб. для рефинансирования ипотечных кредитов, рынок которых замер. Власти озвучили в общей сложности пакет мер поддержки фондового рынка на 500 млрд. руб. и зарезервировали в бюджете 250 млрд. руб. В целом государственная поддержка должна полностью покрыть потребность финансовой системы в текущей ликвидности.

Звание «главный центральный банкир» России в период кризиса перешло от Сергея Игнатьева к Алексею Кудрину. Министерство финансов де-факто взяло на себя функцию кредитора последней инстанции, а его объемы операций по предоставлению банкам ликвидности стали равнозначны операциям Банка России. Объясняется это в целом бездействием денежных властей в плане развития денежно-кредитного инструментария. Центральный банк проигнорировал предложения по введению беззалоговых кредитов — вместо него это сделали фискальные власти, предложив рынку необеспеченные депозиты. Банк России не предпринял мер по увеличению срочности операций репо (что ежедневно вызывает опасения, хватит ли всем денег однодневного репо) — Минфин посчитал возможным увеличить срочность депозитов до 3 месяцев. Наконец, пул из трех госбанков возьмет на себя обязанности по распределению ликвидности среди рыночных игроков.

Для минимизации негативных последствий господства триумвирата госбанков следовало бы ввести институт первичных дилеров на межбанковском рынке, которые взяли бы на себя обязательства по раздаче полученных от государства денег под фиксированную маржу, а также создать организованный рынок межбанковского кредитования. Однако Банк России и сейчас остается в стороне от проблем межбанковского рынка. Более инициативный Минфин оказался главным стабилизатором российской финансовой системы. Конечно, некоторые правила игры изменятся, особенно в отношении рейтинговых агентств, использования обеспеченных облигаций, регулирования инвестиционных банков и инструментов денежно-кредитной политики. Однако все эти изменения носят технический, рабочий характер. В кардинальной перестройке глобальная финансовая архитектура не нуждается — признаком ее устойчивости является тот факт, что, несмотря на регулярные кризисы, она быстро восстанавливается, демонстрируя высокую жизнеспособность. Роль доллара и американского финансового рынка уменьшится, но произойдет это не по политическим мотивам, а благодаря естественному влиянию рыночных событий. Судьба российского рынка и его место в мире после глобальной финансовой разрухи будет зависеть о того, сумеют ли власти превратить мечты о резервном рубле и международном финансовом центре в реальность.

В России - банкам выделены огромные деньги (более 2-х триллионов рублей) для борьбы с кризисом ликвидности. Пакет антикоррупционных законов уже внесен в Госдуму; Борис Грызлов пообещал его рассмотреть и принять побыстрее. Вопрос о снижении ставки НДС пока отложен до 2009 года. Премьер-министр России Владимир Путин сообщил, что в бюджете 2009 года на поддержку стабильности финансовой системы будет заложено не менее 175 млрд рублей. Для борьбы с глобальным финансовым кризисом (The Global Financial Crisis) ведущие мировые лидеры совместно решают неотложные вопросы, координируют свои действия, вырабатывают стратегию на будущее. Так 4 октября в Париже собирались лидеры Великобритании, Франции, Германии и Италии - в противоречиях разработана доктрина - “План стабильности и роста” (”The Stability and Growth Pact”).[16]

На конференции по мировой политике в Эвиане (8 октября; Франция), - “World Policy Conference 2008″ - президент России Дмитрий Медведев заявил о необходимости: упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования; избавиться от серьезного дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ; укрепить систему управления рисками; способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, усиливать ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний; сделать доступными для всех выгоды от снятия барьеров в международной торговле, от свободы перемещения капиталов. 10-13 октября в Вашингтоне (США) прошла встреча министров финансов стран “Большой семерки” плюс Россия (G7 + Россия = G8). Главная тема обсуждения, естественно, - кризис мировой финансовой системы.

Принятое соглашение состоит из пяти пунктов. Во-первых, принято решение по использованию всех доступных инструментов для поддержки важнейших финансовых организаций и недопущения банкротства таковых. Во-вторых, будут предприняты действия для размораживания кредитов и денежных рынков, а также обеспечения доступа банков к ликвидности и фондированию. В-третьих, банки и финансовые посредники получает возможность пополнения своих капиталов из госбюджетов, а также частных источников. В-четвертых, будут приняты меры по обеспечению гарантий надежности системы госстрахования депозитов. В-пятых, предполагается возобновить работы вторичных рынков для ипотечных и секьюритизированных активов. Документ был официально представлен журналистам министром финансов Соединенных Штатов Генри Полсоном, за что и был назван "планом Полсона".[17]

Несмотря на положительную динамику на российских фондовых биржах ММВБ и РТС в последние дни, некую стабилизацию на рынках, кризис в России (зависимой от Запада, от экономики США) нельзя считать преодоленным.[18]

Информация о работе Цели деятельности и функции ЦБ РФ