Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа
Цель работы – исследовать положение Центрального банка в финансовой системе России, его функции.Актуальность темы исследования. Банковская система представляет собой неотъемлемый элемент национальной экономики. Будучи связующим звеном рыночных отношений, она оказывает большое воздействие как на экономические процессы в стране, так и на жизнедеятельность общества в целом.
Введение
Глава 1. Общая характеристика и функции Центрального Банка Российской Федерации
1.1. Центральный Банк России: задачи и структура
1.2. Функции Центрального Банка России
2. Анализ деятельности Центрального Банка России
2.1. Реализация денежно-кредитной политики ЦБ РФ
2.2. Регулирования деятельности коммерческих банков
3. Перспективы развития деятельности Центрального Банка
3.1. Роль ЦБ РФ в разрешении кризиса
3.2. Мероприятия по совершенствованию финансовой системы
Заключение
Список литературы
Опираясь на коммерческие банки и другие структуры финансового рынка, не вмешиваясь в их оперативную деятельность, Центральный банк выполняет свои многообразные функции.
Важнейшей функцией Центрального банка, как отмечалось ранее, является разработка и осуществление совместно с Правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Деньги выступают как эквивалент товарно-материальных ценностей и сами должны иметь материальные формы. Такими формами могут быть: металлические монеты и бумажные купюры; записи на банковских счетах; записи на магнитных носителях, когда денежные остатки и переводы отражаются на компьютерных счетах (электронные деньги).
Денежно-кредитные функции ЦБ РФ
Денежное обращение регулируется Центральным банком в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.
Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает кредитные ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении.
Кредитная рестрикция влечет за собой ограничения возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами. Инструментами кредитной экспансии или кредитной рестрикции являются: официальная учетная ставка Центрального банка; некоторые неэкономические меры. Официальная учетная ставка – это проценты по ссудам, используемым Центральным банком при кредитовании коммерческих банков. Определение размеров учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние.
Когда Центральный банк РФ намерен смягчить денежно-кредитную политику или ужесточить ее, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.
ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку.[10] Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении. Процентные ставки ЦБ РФ не обязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений с другими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Функции банковского надзора и регулирование
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банков.
Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением банками законодательства, нормативных актов Банка России, в частности – установленных ими обязательных нормативов.
Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила: проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации Банк России: регистрирует коммерческие банки в Книге государственной регистрации кредитных организаций; выдает банкам лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их; предъявляет квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главным бухгалтерам коммерческих банков; запрашивает информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) банка в случае приобретения ими более 20 % долей (акций) кредитной организации; имеет право отказать в согласии на совершение сделки купли-продажи более 20 % долей (акций) банка при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей долей.
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год» в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусматривался рост потребительских цен в диапазоне 6,5-8%. Поставленной цели по общему уровню инфляции соответствовала базовая инфляция 5,5-7%. В зависимости от вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации темпы прироста ВВП в 2007 году предусматривались в интервале 5-6,6%. Такое сочетание макроэкономических параметров при сохраняющемся режиме управляемого плавающего валютного курса предполагало рост спроса на деньги (по агрегату М2) в интервале 19-29%.[11]
Фактически при складывающихся ценах на нефть сорта «Юралс» около 58 долларов США за баррель (в среднем за январь-май 2007 года) темпы роста российской экономики близки к четвертому варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, рассматриваемому в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год». Высокие темпы экономического роста, внутреннего спроса и продолжающаяся дедолларизация экономики способствуют сохранению высоких темпов роста спроса на деньги.
В январе-мае 2007 года в продолжение тенденции 2006 года темпы прироста денежного агрегата М2 в годовом выражении увеличивались и на начало июня 2007 года, по предварительным данным, составили 60% (на начало июня 2006 года - 42,8%).
Рис. 2.1. Денежная масса М2 и базовая инфляция
Ослаблению инфляционных последствий роста рублевой денежной массы в 2007 году способствует существенное и более интенсивное по сравнению с январем-маем 2006 года снижение скорости обращения денег. Под влиянием структурных изменений в составе денежной массы скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась к началу июня 2007 года по отношению к началу июня 2006 года, по предварительным данным, на 18,2% (в 2006 году аналогичный показатель составил 9,1%). Позитивные изменения в структуре денежного агрегата М2 проявляются в сокращении доли более ликвидного компонента - наличных денег (по предварительным данным, 27,1% на 1.06.2007 против 31,3% на 1.06.2006).
Проводимая Банком России курсовая политика способствует дальнейшему развитию процессов дедолларизации. Продолжилась тенденция к снижению спроса экономических агентов на иностранную валюту. В целом за январь-апрель 2007 года суммарный объем нетто-продаж населению наличной иностранной валюты через обменные пункты сократился до 0,04 млрд. долларов США по сравнению с 3,3 млрд. долларов США за январь-апрель 2006 года. Согласно предварительным данным платежного баланса Российской Федерации, объем наличной иностранной валюты вне банков сократился за I квартал 2007 года на 1,6 млрд. долларов США (в I квартале 2006 года он возрос на 0,05 млрд. долларов США).
Рис. 2.2. Прогнозные ориентиры и фактические темпы прироста денежного агрегата М2
В рамках продолжения тенденции 2006 года к дедолларизации сбережений граждан в январе-мае 2007 года не происходило заметного роста вкладов населения в банках в иностранной валюте: по предварительным данным, темпы их прироста за этот период составили менее 1%. Удельный вес депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы в определении денежного обзора, по предварительным данным, на 1.06.2007 составил 10,1% и был значительно меньше, чем годом ранее (15,2%).
Основным источником роста денежной массы в январе-мае 2007 года было увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования. Темп их прироста на 1.06.2007 по отношению к соответствующей дате 2006 года, по предварительным данным, составил 55,4%. В условиях значительного притока капитала, связанного с ростом стоимости капитальных активов и продолжающимся процессом развития и повышения емкости российского рынка капиталов, возросший объем покупки Банком России иностранной валюты и ускорение динамики денежной массы отражали растущий трансакционный спрос хозяйствующих субъектов на национальную валюту.
Другим важным источником опережающего роста денежной массы в текущем году по сравнению с предыдущим был прирост требований банковского сектора к нефинансовым организациям и населению, который на 1.06.2007 составил 49,4% в годовом выражении (на 1.06.2006 - 45,6%).
Рис. 2.3. Изменение скорости обращения денег М2
Таким образом, в 2007 году сохранялось заметное влияние роста кредитов реальному сектору экономики на динамику денежной массы. Наибольшими темпами увеличивались объемы кредитов физическим лицам -73,1% по состоянию на 1.05.2007 по отношению к аналогичной дате предыдущего года (в 2006 году соответствующий показатель составил 91,2%). Доля этих кредитов в общем объеме кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам к началу мая 2007 года увеличилась до 26,0% (на 1.05.2006 -22,7%). Суммарный объем кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, к началу мая 2007 года увеличился на 44,6% по отношению к 1.05.2006 (в 2006 году соответствующий показатель составил 30,7%).[12]
Усиление счета капитальных операций платежного баланса обусловило увеличение прироста международных резервов Российской Федерации (в долларовом эквиваленте) за январь-май 2007 года по сравнению с тем же периодом 2006 года примерно в 1,5 раза, что оказало определяющее воздействие на ускорение динамики денежной базы. Годовой темп прироста (по отношению к той же дате предыдущего года) денежной базы в узком определении на 1.06.2007 составил 38,6% по сравнению с 32,9% на 1.06.2006.
Соответственно возрос уровень ликвидности банковского сектора. Среднемесячный объем совокупных резервов кредитных орга-низаций2 в январе-мае 2007 года по сравнению с январем-маем 2006 года увеличился на 74,7%.Следствием этого стало снижение верхней границы диапазона колебаний процентной ставки MIACR по однодневным кредитам в рублях с 8,9% годовых в январе-мае 2006 года до 7,5% годовых в январе-мае 2007 года при снижении в целом волатильности ставок MIACR.
Таблица 2.1
Оценка показателей денежной программы на 2007 год (млрд.рублей)*
При сохранении складывающихся в январе-мае 2007 года экономических тенденций годовой прирост денежной массы и денежной базы может оказаться выше, чем было предусмотрено в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год». Усилившаяся в текущем году тенденция замедления скорости обращения денег, а также активизация внутреннего спроса за счет ускоренного роста его инвестиционной компоненты дают основание повысить оценку годового прироста денежного агрегата М2 до 37-39%. В связи с этим оценка величины денежной базы в узком определении в денежной программе увеличена до 4087 млрд. рублей. Если воздействие факторов притока капитала и ускорения темпов экономического роста до конца года усилится по сравнению с наблюдаемым в январе-мае, годовой прирост денежной массы М2 может достигнуть и более высокого уровня. Тем не менее, при условии соответствия формируемого денежного предложения возросшему спросу на деньги замедление инфляции может продолжиться.
Прогнозируемый прирост чистых международных резервов увеличен по сравнению с уровнем, предусмотренным во втором варианте программы, поскольку в соответствии с уточненным платежным балансом более низкое, чем первоначально прогнозировалось в этом варианте, сальдо по счету текущих операций компенсируется более значительным притоком частного капитала. В этих условиях снижение чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования может составить 2,1 трлн. рублей, что на 1,0 трлн. рублей превышает первоначальный прогноз по данному варианту.
С учетом рассмотренных факторов уточнены и другие показатели денежной программы на 2007 год.
Таблица 2.2
Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в 2007 году
Банковская лицензия дает возможность собственникам и менеджерам банков привлекать средства населения. Однако у мелких вкладчиков нет ни возможностей, ни достаточной квалификации, чтобы грамотно оценить состояние того банка, в котором они держат свои сбережения. Кроме того, неблагополучным банкам часто удается какое-то время поддерживать должный уровень ликвидности (путем привлечения новых вкладов) даже после того, как они израсходуют свой запас прочности, гарантированный их собственным капиталом. Таким образом, обеспечение доверия к финансовой системе в значительной мере зависит от развития системы банковского надзора, основной задачей которой должна стать защита финансового положения наиболее слабых участников финансовой системы — мелких вкладчиков. Центральный банк России (ЦБ РФ) достиг значительных успехов в деле создания системы банковского надзора, в особенности если учесть, что сама концепция банковского надзора появилась в России не более десяти лет тому назад. Уже созданы все ключевые звенья банковского надзора; их работа обеспечивается наличием комплексной законодательно-нормативной базы и системы внутренних правил, которые дают надзорным органам широкие полномочия в сфере правоприменения. При этом, несмотря на то, что репутация ЦБ РФ в сфере надзора оказалось серьезно подорванной банковским кризисом 1998 г., ЦБ РФ удалось справиться с этой ситуацией, а все ключевые сотрудники получили практический опыт, который предоставляет возможности для развития системы. Последовавшее за кризисом общее экономическое оздоровление помогло банковскому сектору несколько укрепить свою жизнеспособность, что должно упростить задачу работы со слабыми банками и ужесточения системы банковского надзора. Сохранившийся низкий уровень использования банковских услуг (по международным стандартам это называется недостаточной емкостью финансовой системы) должен упростить задачу органов власти по принятию трудных решений, касающихся проблемных банков. Реструктуризация и (или) ликвидация банков не должна повлечь каких-то существенных последствий для экономики в целом. Однако, несмотря на уже созданные механизмы и широкие возможности, а также на серьезные усилия, затрачиваемые на совершенствование системы банковского регулирования и надзора, эта система имеет немало слабых мест. На эти недостатки следует обратить внимание в целях обеспечения эффективного выполнения такой системой ее основной функции по защите интересов частных вкладчиков и равноправных с ними кредиторов, тем самым, внося вклад в превращение банковской системы в жизнеспособный и законный механизм, способствующий экономическому росту.[13]