Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 01:16, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие вопросов бухгалтерского учета и контроля за целевым использованием средств в медицинском учреждении, анализ финансового состояния в поликлиники. В дипломной работе мы поставили следующие задачи:
- рассмотреть сущность финансов и их определить особенности в области здравоохранения;
- изучить понятие некоммерческих организаций и особенности их финансов;
- обосновать необходимость и сущность управления финансами некоммерческой организации;
- перечислить показатели эффективности управления финансами некоммерческой организации;
- дать организационно-экономическую характеристика объекта исследования;
- провести анализ структуры и динамики финансов некоммерческой организации;
- рассчитать и проанализировать показатели эффективности управления финансами некоммерческой организации;
- определить пути повышения эффективности управления финансами некоммерческой организации и рассчитать их экономическую эффективность.
Правовой статус бюджетной организации определяется нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 2 названного закона некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Бюджетная организация действуют в сфере образования и культуры, спорта и науки, в духовной и политической сферах. Они создаются:
- для решения социальных проблем (например, экологических);
- для защиты прав и свобод граждан;
- из стремления к профессиональному совершенствованию и развитию научных знаний;
- для участия в политической жизни;
- для совместного вероисповедания и отправления религиозных обрядов (религиозные организации);
- для организации досуга и т.д.
Признаками бюджетной организации являются:
- принадлежность к общественным сферам деятельности, обеспечивающим удовлетворение социальных, научных, духовных и иных нематериальных потребностей, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также решение иных задач, обуславливающих производство общественных благ;
- отсутствие целевой ориентации на возможность получения экономической выгоды;
- ограничение права учредителей (участников) некоммерческой организации на распределение дохода в свою пользу;
- использование чистого дохода как источника воспроизводства общественных благ в соответствии с назначением некоммерческой организации.
Классификация бюджетных организаций представлена в табл. 1.1
По источникам финансирования некоммерческие организации делятся на три группы:
1. Организации, которые финансируются из бюджета (оборона, правоохранительная деятельность и управление);
2. Организации, получающие бюджетное финансирование и имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность;
. Организации, которые действуют в основном на принципе самофинансирования и самоокупаемости (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.).
Таблица 1.1 Классификация бюджетных организаций
Виды НКО |
Концепция |
Цели (Программы) |
Средства |
Основная | ||
Кто разрабатывает |
Характер |
Откуда привлекаются |
Как расходуются |
|||
Бюджетные |
Плохо сформулирована, основана на естественных потребностях общества |
Аппарат чиновников |
Конкретный, стандартный |
Из бюджета |
Жестко по требованиям программы |
Исполнение программы |
Фонды |
Должна постоянно развиваться |
Коллектив фонда с учетом мнения пожертвователей и исполнителей |
Общий, зависит от исполнителей программы |
Могут быть - бюджетные, - зарубежные, - целевые, - стихийные |
Распределяются между НКО - исполнителями программ |
Разработка концепций
и привлечение свободных |
Религиозные организации |
Неизменная, имеет ясный смысл и свое собственное понимание полезности |
Ответственные по каждому уровню внутри организации |
Религиозный |
Из любых источников |
Произвольно на восстановление Церкви и другие религиозные цели |
Духовно-нравственная работа, сделать необходимые средства общества свободными |
НКО-исполнители программ |
Редко имеется собственная идеологическая концепция, чаще она заимствуется из других источников |
Составители, ориентированные на потребителя |
Конкретный, свойственный данной организации |
Из фондов, от спонсоров, от всех участников программ |
По требованию источника финансирования и с учетом конкретных задач |
Реализация программы |
Бюджетные организации отличаются высокой диверсификацией источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных направлений деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора.
Источники финансирования бюджетных организаций делят на три группы:
Таблица 1.2
Источники финансирования бюджетных организаций
Привлеченные |
Государственные |
Заемные |
Собственные | |
Безвозмездные источники финансирования |
Возмездные источники финансирования |
|||
Благотворительные средства |
Спонсорские средства |
Прямое финансирование |
Кредиты |
Доходы от основной деятельности |
Гранты |
Членские взносы |
Косвенное финансирование |
Выпуск долговых ценных бумаг |
Доходы от предпринимательской деятельности |
Пожертвования |
Резервные взносы |
Привлеченные доходы являются
самой большой группой
Безвозмездные источники финансирования представляют своего рода бесплатный общественный капитал для некоммерческих организаций. Однако для доступа к такому капиталу бюджетная организация должна заниматься выпуском общественно-полезных благ и иметь прочную репутацию на рынке.
Возмездные источники
финансирования оцениваются стоимостью
предоставляемых ответных услуг. Так,
цена спонсорских средств измеряется
стоимостью рекламы, затратами на организацию
пресс-конференций и других мероприятий
в честь спонсоров. Цена членских
взносов как источника
Государственные субсидии так
же, как и безвозмездные источники
финансирования, относятся к бесплатному
общественному капиталу. Государство
предъявляет жесткие требования
к получателям бюджетных
Таким образом, в отличие
от коммерческих предприятий некоммерческие
организации обладают исключительными
возможностями в использовании
бесплатного общественного
Заемные источники финансирования в бюджетных организациях оцениваются аналогично заемным средствам в коммерческих предприятиях и измеряются размерами банковского процента или доходной ставкой по облигациям. Однако существует два принципиальных отличия цены заемных средств некоммерческих организаций, которые следуют из специфики деятельности данных предприятий.
В силу негибкой структуры источников финансирования бюджетные организации часто испытывают недостаток финансовых средств для реализации проектов. Обращение к заемным источникам финансирования как наиболее быстро привлекаемым средствам является не всегда возможным для бюджетных организаций. Высокая цена заемного финансирования приводит к росту цены капитала, что часто отрицательно сказывается на финансовых результатах деятельности организации.
Привлечение некоммерческой организацией заемных средств является наиболее эффективным, если они способствуют реализации высокодоходных коммерческих проектов, финансовые поступления от которых будут превышать цену заемного капитала. Использование заемных средств для финансирования основной некоммерческой деятельности эффективно в случае тяжелого экономического положения бюджетной организации как единственно возможный вид финансирования, а также если заемные средства ведут к повышению качества оказываемых услуг, расширению некоммерческих видов деятельности, что позволит в дальнейшем увеличить привлеченные источники финансирования и повысить доходы от собственной основной деятельности.
Несмотря на то, что бюджетная организация имеет доступ к бесплатному общественному капиталу в форме благотворительных вкладов, субсидий государства, это не означает, что оптимизация структуры капитала в некоммерческой организации должна сводиться к вытеснению платных источников финансирования бесплатными. Платные источники финансирования должны оптимально сочетаться с бесплатными средствами.
Управление финансами бюджетной организации - это совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов, приемов воздействия на разнообразные виды финансовых ресурсов для достижения определенного результата.
Целью управления финансами бюджетной организации является определение путей оптимизации источников их формирования.
Финансовые отношения бюджетных организаций возникают по следующим основаниям:
- с учредителями, членами, участниками по поводу создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов;
- с грантодателями, пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования;
- с бюджетом по поводу уплаты налогов и сборов;
- с бюджетом по поводу предоставления бюджетных ассигнований, размещения социального заказа;
- с сотрудниками по поводу выплаты заработной платы и социального обеспечения;
- с коммерческим банком по поводу расчетно-кассового обслуживания и кредитования;
- с коммерческими организациями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Управление финансами бюджетной организации имеет следующие особенности, связанные со спецификой деятельности:
- организация имеет право самостоятельного распоряжения всеми поступающими доходами и поступлениями и их направление на цели, закрепленные при создании учреждения;
- происходит обособление финансовых ресурсов некоммерческой организации от имущества казны соответствующего публично-правового образования;
- отсутствие элементов сметного финансирования, привлечение средств бюджета в качестве финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг исключительно в форме субсидий;
- право на ведение операций на расчетных счетах в кредитных организациях;
- право привлекать средства рынка капиталов путем получения кредитов.
Основными принципами управления финансами бюджетной организации являются:
- формирование финансовых ресурсов за счет взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и т.п.;
- использование бюджетных средств только в виде субсидий и бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;
- самостоятельность в распределении доходов (кроме полученных бюджетных ассигнований);
- строгая регламентация бюджетных средств на основе установленных законодательством норм расходов;
- контроль за рациональным использованием средств;
- покрытие за счет полученной выручки от реализации продукции (работ, услуг) всех расходов и формирование целевых фондов после уплаты налогов.
Цикл управления финансами бюджетной организации состоит из двух этапов:
1. Анализ структуры, динамики и факторов, влияющих на финансовые ресурсы.
2. Прогнозирование и оптимизация источников финансирования.
Целью анализа формирования
финансовых ресурсов является определение
оптимизации наличия финансовых
ресурсов и рациональное их распределение
по отдельным направлениям. По результатам
анализа разрабатываются
- анализ динамики, структуры и структурной динамики финансовых ресурсов;
- анализ влияния факторов на величину финансовых ресурсов;
- анализ эффективности использования финансовых ресурсов.
Для того, чтобы бюджетная организация работала стабильно и надежно, необходим стабильный источник финансирования на длительный период времени. Найти один крупный, постоянный, надежный источник финансирования в настоящее время очень трудно. Поэтому бюджетная организация должна заниматься сбором средств, привлечением и созданием финансовых источников, вести финансовое планирование и сочетать различные финансовые источники.
Специфика хозяйственного механизма бюджетных организаций требует применения особых показателей для оценки эффективности управления финансами. В отличие от коммерческих предприятий, анализ эффективности работы бюджетных организаций носит двойственный характер. Помимо экономической оценки, большое значение придаётся анализу социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей деятельности некоммерческой организации и ее вклад в развитие экономики региона.
Социальная составляющая эффективности деятельности бюджетных организаций должна включать в себя показатель, характеризующих достижение основной цели ее деятельности. Например, для Центра реабилитации инвалидов первой составляющей социальной эффективности можно назвать общую его посещаемость.
При оценке эффективности бюджетной организации важное место занимает и расчёт экономической эффективности, которая также имеет свою особенность. Расчет показателя эффективности осуществляется как отношения затрат на основные цели организации к поступлениям денежных средств, выраженных в виде благотворительных поступлений, вступительных и членских взносов, целевые поступлений.
Рассмотрим показатели эффективности управления финансами бюджетной организации на примере городской поликлиники.
Оценка эффективности медицинских услуг предполагает сопоставление полученных результатов с ресурсами, потраченными на их достижение. В основе общей оценки эффективности услуг здравоохранения лежат два основных понятия:
- экономическая эффективность, связывающая объёмы медицинских услуг с затратами. Повышение экономической эффективности предполагает экономию расходов при сохранении объёмов медицинской помощи или увеличение объёма услуг при сохранении объёмов финансирования;
- социальная эффективность, состоящая в обеспечении определённого уровня качества медицинской помощи в рамках располагаемых ресурсов; этот показатель важен с точки зрения доступности медицинской помощи определённого качества.