Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 01:16, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие вопросов бухгалтерского учета и контроля за целевым использованием средств в медицинском учреждении, анализ финансового состояния в поликлиники. В дипломной работе мы поставили следующие задачи:
- рассмотреть сущность финансов и их определить особенности в области здравоохранения;
- изучить понятие некоммерческих организаций и особенности их финансов;
- обосновать необходимость и сущность управления финансами некоммерческой организации;
- перечислить показатели эффективности управления финансами некоммерческой организации;
- дать организационно-экономическую характеристика объекта исследования;
- провести анализ структуры и динамики финансов некоммерческой организации;
- рассчитать и проанализировать показатели эффективности управления финансами некоммерческой организации;
- определить пути повышения эффективности управления финансами некоммерческой организации и рассчитать их экономическую эффективность.
Ввeдeниe.
Aктуальность дипломной работы обусловлена необходимостью обеспечения доступной и качественной медицинской помощи населению в условиях ограниченного финансирования.
Целью дипломной работы является раскрытие вопросов бухгалтерского учета и контроля за целевым использованием средств в медицинском учреждении, анализ финансового состояния в поликлиники. В дипломной работе мы поставили следующие задачи:
- рассмотреть сущность
финансов и их определить
- изучить понятие некоммерческих организаций и особенности их финансов;
- обосновать необходимость
и сущность управления
- перечислить показатели
эффективности управления
- дать организационно-
- провести анализ структуры и динамики финансов некоммерческой организации;
- рассчитать и
проанализировать показатели
- определить пути
повышения эффективности
Объектом исследования является государственное учреждение здравоохранения городская поликлиника.
Успешная реализация задач, стоящих перед медицинскими учреждениями в огромной степени определяется состоянием экономики, которая в последнее время претерпела существенные изменения. Рыночная экономика, введение добровольного медицинского страхования, ухудшение финансирование привели к повышению значимости экономической стороны деятельности здравоохранительных учреждений в частности анализа. Традиционно недостаточное внимание, уделявшееся ранее экономике здравоохранения, негативно сказалось на разработанности методов экономического анализа деятельности медицинских учреждений.
Предмет исследования - система управления финансами в городской поликлинике.
Медицинское учреждение испытывает острый недостаток методических материалов по различным вопросам экономической деятельности, что приводит к нарушениям. Контроль за движением средств постоянный финансовый и экономический анализ позволит руководителям принимать оптимальные решения.
Обязательное условие полного качественного анализа хозяйственной деятельности учреждения – умение читать баланс, т.е. знание содержания каждой статьи, способа ее оценки, роли в деятельности учреждения, связи с другими статьями, характера изменений сумм по той или иной статье и значения этих изменений для экономии учреждения. Чтение баланса позволяет определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами, установить за счет каких статей изменилась их величина, выявить факты иммобилизации средств, использования их не по назначению. Умение читать баланс во многом помогает руководителю учреждения принимать правильные решения самых разнообразных вопросов.
Финансы предприятия - это
система экономических
В настоящее время модель
финансового обеспечения
Финансовые средства на оказание
медицинской помощи поступают на
расчётный счёт медицинского учреждения
по безналичному расчёту из бюджета,
Фонда обязательного
Однако следует отметить,
что и бюджеты различных
Администрации же различного уровня, выделяющие средства из бюджета, и страховщики, оплачивающие счета медицинских учреждений, получив у населения деньги, выполняют функции покупателей медицинских услуг - по сути, посредников, которым граждане поручили распорядиться переданными средствами, чтобы затем удовлетворить свои потребности в медицинской помощи.
Что касается непосредственно объёмов финансирования, то общепризнанно, что затраты на здравоохранение в нашей стране чрезвычайно низкие. Если проводить сопоставление по доле затрат «расширенного правительства» на здравоохранение в ВВП, то в последние годы они были следующие:
- в России - чуть больше 3 %;
- в Дании - 5,8 %;
- в Бельгии - 6,6 %;
- в Германии - 6,7%;
- в Швеции - 7,7%.
Эти же цифры по отношению к совокупным расходам составляют:
- Россия - 5 %;
- Австралия - 17 %;
- Чехия - 14 %;
- Австрия, Германия, Швеция, Италия и Бельгия - 13 %;
- Литва - 12 %.
Таким образом, показатели по
России являются самыми низкими не
только для стран Западной Европы,
но и для стран Центральной
и Восточной Европы. Следует отметить,
что ранее планировалось
(5-6% ВВП). Но даже этим планам, вероятнее
всего, не суждено сбыться. Кризис вносит
свои коррективы. Правительство России
было вынуждено отойти от принципа трехлетнего
планирования, а прогнозируемый уровень
реальных расходов на здравоохранение
в 2009 -2010 гг. сокращается, особенно в 2010
году.
Существующий уровень
финансирования здравоохранения не
удовлетворяет всех потребностей отрасли,
а это приводит к снижению качества
медицинской помощи, сокращению её
гарантированных объёмов, увеличению
числа платных медицинских
Последствия недофинансирования
здравоохранения в России широко
известны. Стремление сохранить определенный
уровень оказания медицинской помощи
заставляет компенсировать имеющийся
дефицит финансовых средств за счёт
пациентов. Расходы населения при
обращении за медицинской помощью
во многих регионах составляют значительную
величину. Это могут быть выплаты
в адрес лечебно-
Необходимо отметить и
недостатки в распределении имеющихся
средств. В основу реформирования экономической
модели отечественного здравоохранения
был заложен переход от преимущественно
централизованной одноканальной системы
финансирования к децентрализованной
многоканальной. В результате значительно
возросшее количество финансовых потоков
привело к естественному
Анализировать финансирование здравоохранения крайне сложно. Средства рассредоточены по различным статьям, фондам и федеральным программам без должной координации. Следовательно, нужно не только увеличить объём ассигнований на здравоохранение, но и сократить количество финансовых потоков в этой системе.
Отдельно остановимся
на системе обязательного
Страхование решало трудную
задачу перераспределения бремени
финансовых расходов на лечение с
граждан на общество, для чего вместо
прямой оплаты медицинских услуг
были введены небольшие страховые
отчисления с зарплат, которые аккумулировались
у страховых компаний и затем
уже направлялись на оплату лечения.
Обязав работодателей и граждан
заключать договоры страхования, многие
европейские государства смогли
обеспечить наиболее насущные потребности
населения в качественном и доступном
медицинском обслуживании. Во второй
половине ХХ века система ОМС получила
широкое распространение в
Схема классического медицинского
страхования подразумевает
Основной принцип страхования
заключается в том, что страхователь
выбирает страховую компанию. А та,
в свою очередь, выбирает медицинское
учреждение, которое будет обслуживать
его клиентов на определённых условиях.
Государство в этой модели влияет
на здравоохранение в основном через
законодательное регулирование
взаимодействия сторон, выполняя лишь
функции арбитра и гарантируя
населению медицинское
В нашей стране между работодателем
и страховщиком внедрили дополнительную
структуру - Фонд обязательного медицинского
страхования. Фонд аккумулирует все
источники финансирования - из казны,
от работодателей, из региональных бюджетов.
Сколько он должен собрать денег,
оговорено специальным
В результате, в нашей
модели ОМС отсутствуют страховые
принципы, страховые взносы, страховые
риски, конкуренция среди
Принятая в рамках системы
ОМС территориальная модель финансирования,
когда средства аккумулируются в
территориальных фондах, привела, по
сути, к дискриминации населения
в зависимости от места проживания.
Финансовое обеспечение за счёт территориального
фонда ОМС на душу населения даже
по федеральным округам
Обусловлена такая разница отнюдь не страховым риском, то есть заболеваемостью населения и обращаемостью его за медицинской помощью, а экономическим положением той или иной территории и её налогооблагаемой базой.
В среднем же по России выделяют
на бесплатное лечение каждого
Сложившееся положение усугубляется и существующим способом оплаты медицинских услуг в системе ОМС, при котором объём средств, получаемых лечебно-профилактическим учреждением, зависит от количества оказанных услуг и тарифа на них. Очевидно, что, будучи заинтересованными в повышении дохода, лечебно-профилактические учреждения, не имеющие возможности повлиять на величину тарифа, вынуждены увеличивать количество услуг, поскольку финансирование осуществляется по принципу «деньги следуют за пациентом». В результате, складывается ситуация, когда в условиях ограниченных ресурсов стимулируется затратный тип функционирования отрасли, а сохранение и укрепление здоровья населения становится для медицинских учреждений экономически невыгодным, не говоря уже о повышении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.
Действующие принципы «оплата за пролеченного больного» и «деньги следуют за пациентом» вызывают серьёзные нарекания. Первый принцип делает медицинские учреждения и фармацевтическую сеть заинтересованными в увеличении числа больных - за ними придут деньги. При этом, чем больше будет тяжело больных, тем дольше они будут лечиться (в т.ч. в высокотехнологических центрах) и тем больше средств туда поступит. В результате, мы получаем, что для здравоохранения просто экономически невыгодно, чтобы граждане были здоровыми. Второй принцип, помимо отмеченных недостатков, может привести к тому, что будут разрушаться участково-территориальный принцип и этапность медицинской помощи.
Нельзя забывать о перспективах Добровольного медицинского страхования (ДМС), которое, являясь солидарной системой, вполне может вытеснить платные услуги и неформальные платежи. Кстати, и от платежей через кассу следует постепенно отходить параллельно с развитием ДМС. Если, к примеру, УЗИ в поликлинике стоит 500 руб. (через кассу), то врач получит из них не более 200 руб. Поэтому, если пациент платит врачу напрямую 300 руб., то это выгодно и пациенту, и врачу. По оценкам экспертов даже в частных стоматологических поликлиниках (где есть владелец) врачи направляют через кассу в среднем только одного из каждых 3-5 пациентов.
Исходя из интересов пациента
и охраны его здоровья, предпочтительнее
такая модель, при которой между
врачом и пациентом не должно быть
никаких денежных отношений. Врач не
должен рассматривать пациента в
качестве источника своих доходов,
т.к. на этом медицина как гуманистическая
дисциплина заканчивается и начинается
«бизнес» со всеми вытекающими
На протяжении более чем
15 лет проведения реформ так и
не было внедрено эффективной системы
финансирования здравоохранения. Для
того, чтобы изменить положение дел,
необходимо понимание того, что результатом
здравоохранения являются не только
те или иные объёмы медицинских услуг,
но и состояние здоровья населения.
В последнее время всё чаще
говорят о бюджетировании, ориентированном
на результат, в связи с чем
возникает необходимость