Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 03:00, курсовая работа
Развитие российской экономики в условиях рыночных отношений изменило условия формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Бюджеты стали рассматриваться как самостоятельные финансовые институты, формирующиеся на основе разграничения доходных и расходных полномочий по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому большое значение приобрели вопросы бюджетного федерализма, взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в части разграничения бюджетно-налоговых полномочий.
доходная база региональных и местных бюджетов остается нестабильной при низкой заинтересованности регионов и муниципалитетов в ее наращивании;
формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
продолжает расти бюджетная сеть (перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения произошел только в нескольких субъектах Российской Федерации и практически не состоялся на федеральном уровне);
остается ограниченным опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Российской Федерации в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами Российской Федерации.
Сложившая в России система межбюджетных отношений не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии страны на долгосрочную перспективу.
Проблемами межбюджетных отношений являются:
Исходя из этого основными задачами реформы межбюджетных отношений в РФ являются:
По мере развития финансовых взаимоотношений в РФ между органами власти всех уровней реализации нового бюджетного законодательства требует проведения дополнительной работы в направлении как совершенствования межбюджетных отношений, так и повышения качества и эффективности управления государственными и муниципальными финансами.
Перспективы развития межбюджетных отношений являются:
Цель развития бюджетного федерализма — формирование системы бюджетного устройства, позволяющей регионам проводить самостоятельную налоговую и бюджетную политику в рамках их законодательно установленных полномочий.
Эта система бюджетного устройства должна обеспечивать:
Бюджетное
законодательство Российской Федерации
в настоящее время не содержит
четкого разграничения
Региональные и местные органы власти не в состоянии обеспечить бездефицитность своих бюджетов. В этих условиях они проводят политику выборочного или частичного исполнения своих финансовых обязательств. Обеспечение реальных полномочий региональных и местных органов власти является основной целью реформирования межбюджетных отношений. Для ее достижения Программа предусматривает:
Значительная часть доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Это связано с тем, что налогооблагаемая база региональных и местных налогов недостаточна для финансирования необходимых расходов.
Распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней должно приводить к выравниванию финансовой обеспеченности регионов и сокращать дотационность региональных бюджетов. Но отсутствие связи между объемом предоставляемых бюджетных услуг и сбором местных налогов снижает эффективность использования финансовых ресурсов. Поэтому в ходе реализации Программы должно быть обеспечено повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов.
Для этого следует:
Оказание
финансовой помощи бюджетам других уровней
должно быть социально и экономически
обоснованным. Конечная цель такой
помощи — выравнивание бюджетной
обеспеченности регионов. Необходимо,
чтобы она соответствовала
Заключение
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. Бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов.
Отличительной особенностью проблемы бюджетного федерализма является то, что она фокусирует в себе общечеловеческие интересы и трансформирует их в систему координат денежных отношений. Соответственно в зависимости от степени развития денежных отношений каждое государство ищет и находит свои решения этой проблемы, оптимальные в конкретной исторической и экономической ситуации. Вместе с тем бездумный перенос найденных решений в другие условия дает совершенно бессмысленные, а подчас и просто опасные результаты. Поэтому Россия, используя богатый опыт мировой экономической теории и практики, должна найти свои собственные пути решения проблемы бюджетного федерализма.
Модель бюджетного
федерализма в России во многом уникальна,
т.к. должна учесть различия не только
экономического, но и исторического,
географического, климатического, национального
характера. Кроме того, полная и последовательная
реализация механизма бюджетного федерализма
осложнена в настоящее время
общей нехваткой бюджетных
Сегодня, когда
Россия все еще находится на стадии
"государственного становления",
а на местах сохраняются не только
определенные центробежные тенденции,
но и привычка "выбивания" в
закулисных переговорах особых привилегий,
построение эффективной системы
бюджетных отношений между
Российский бюджетный федерализм проходит сложный, болезненный этап развития, для которого характерны, с одной стороны, неизбежная борьба регионов с бюджетными "традициями" тоталитарного государства, а с другой — стремление сохранить Россию как единое государство, не допустить превалирования местных интересов над общенациональными.
Различия
в положении регионов затрудняют
решение проблем бюджетного выравнивания,
требуют выработки комплексного
подхода и использования
Список использованных источников
Информация о работе Бюджетный федерализм: понятие, сущность, субъекты и формы выравнивания