Бюджетный федерализм: понятие, сущность, субъекты и формы выравнивания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 03:00, курсовая работа

Краткое описание

Развитие российской экономики в условиях рыночных отношений изменило условия формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Бюджеты стали рассматриваться как самостоятельные финансовые институты, формирующиеся на основе разграничения доходных и расходных полномочий по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому большое значение приобрели вопросы бюджетного федерализма, взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в части разграничения бюджетно-налоговых полномочий.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 610.71 Кб (Скачать)

доходная база региональных и местных  бюджетов остается нестабильной при  низкой заинтересованности регионов и  муниципалитетов в ее наращивании;

формальным и недостаточно увязанным  с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;

продолжает расти бюджетная  сеть (перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения произошел  только в нескольких субъектах Российской Федерации и практически не состоялся  на федеральном уровне);

остается ограниченным опыт внедрения  государственных (муниципальных) заданий.

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Российской Федерации в условиях адаптации бюджетной системы  Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами Российской Федерации.

 

Сложившая в России система межбюджетных отношений не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии страны на долгосрочную перспективу.

Проблемами  межбюджетных отношений являются:

  • Высокая централизация налоговых доходов в федеральном бюджете.
  • Зависимость региональных и местных бюджетов от регулирующих доходов и финансовой помощи из вышестоящего бюджета.
  • Отсутствие четкой и прозрачной методологии расчета финансовой помощи региональным и местным бюджетам.
  • Наличие «нефинансируемых федеральных мандатов».
  • Высокая дифференциация территорий по социально-экономическому развитию.
  • Низкое качество управления региональными и муниципальными финансами.
  • «Иждивенческий» характер межбюджетных отношений, отсутствие стимулов повышения бюджетной обеспеченности.

Исходя  из этого основными задачами реформы межбюджетных отношений в РФ являются:

  • Упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ.
  • Четкое разграничение расходных полномочий и сокращение «нефинансируемых мандатов».
  • Четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней.
  • Отмена регулирующих доходов бюджета.
  • Формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов.
  • Повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровнях.

По мере развития финансовых взаимоотношений в РФ между органами власти всех уровней реализации нового бюджетного законодательства требует проведения дополнительной работы в направлении как совершенствования межбюджетных отношений, так и повышения качества и эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

Перспективы развития межбюджетных отношений являются:

  1. Укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований.
  2. Создание стимулов для увеличения поступлений доходов  в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
  3. Создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами.
  4. Содействие субъектам РФ в рамках реализации реформы местного самоуправления.
  5. Оказание методической и консультационной помощи субъектам федерации.
  6. Повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов.

Цель развития бюджетного федерализма — формирование системы бюджетного устройства, позволяющей регионам проводить самостоятельную налоговую и бюджетную политику в рамках их законодательно установленных полномочий.

Эта система бюджетного устройства должна обеспечивать:

  • создание для региональных и местных органов власти стимулов к эффективному сбору налоговых платежей;
  • бюджетную ответственность — управление финансами в интересах граждан;
  • выравнивание доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным социальным гарантиям;
  • обеспечение единства налогово-бюджетной системы.

Бюджетное законодательство Российской Федерации  в настоящее время не содержит четкого разграничения расходных  полномочий и ответственности между  органами власти разных уровней. Многие виды расходов отнесены к совместному  финансированию.

Региональные  и местные органы власти не в состоянии  обеспечить бездефицитность своих бюджетов. В этих условиях они проводят политику выборочного или частичного исполнения своих финансовых обязательств. Обеспечение реальных полномочий региональных и местных органов власти является основной целью реформирования межбюджетных отношений. Для ее достижения Программа предусматривает:

  • разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы;
  • достижение самостоятельности региональных и местных органов власти в управлении расходами своих бюджетов;
  • сокращение нефинансируемых федеральных мандатов.

Значительная  часть доходов территориальных  бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Это связано  с тем, что налогооблагаемая база региональных и местных налогов  недостаточна для финансирования необходимых  расходов.

Распределения налоговых поступлений между  бюджетами различных уровней  должно приводить к выравниванию финансовой обеспеченности регионов и  сокращать дотационность региональных бюджетов. Но отсутствие связи между объемом предоставляемых бюджетных услуг и сбором местных налогов снижает эффективность использования финансовых ресурсов. Поэтому в ходе реализации Программы должно быть обеспечено повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов.

Для этого следует:

  • расширить налоговые полномочия региональных и местных властей;
  • закрепить отчисления от федеральных налогов за региональными и местными бюджетами на долгосрочной основе;
  • сократить масштабы распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы;
  • обеспечить уплату налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты по месту фактической деятельности предприятий, ликвидировать внутренние офшорные зоны, так называемые СЭЗ (свободные экономические зоны).

Оказание  финансовой помощи бюджетам других уровней  должно быть социально и экономически обоснованным. Конечная цель такой  помощи — выравнивание бюджетной  обеспеченности регионов. Необходимо, чтобы она соответствовала следующим  критериям:

  • разделение финансовой помощи на текущую и инвестиционную, а также выравнивающую и стимулирующую;
  • выделение в составе текущей помощи дотаций, субвенций и субсидий как основных форм финансовой поддержки;
  • распределение финансовой помощи по единой методике на основе объективных критериев бюджетной обеспеченности регионов;
  • утверждение методики распределения финансовой помощи федеральными законами;
  • максимально возможная стабильность объемов распределения финансовой помощи, позволяющая субъектам Федерации самостоятельно прогнозировать размеры финансовой поддержки на среднесрочную перспективу;
  • установление на федеральном уровне общих принципов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

 

 

 

Заключение

 

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации  являются предпосылкой бюджетного федерализма.

 

Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

 

Бюджетный федерализм реализуется  главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных  доходов и расходовании бюджетных  средств. Бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

 

1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

 

2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

 

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

 

4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов.

Отличительной особенностью проблемы бюджетного федерализма  является то, что она фокусирует в себе общечеловеческие интересы и  трансформирует их в систему координат  денежных отношений. Соответственно в  зависимости от степени развития денежных отношений каждое государство  ищет и находит свои решения этой проблемы, оптимальные в конкретной исторической и экономической ситуации. Вместе с тем бездумный перенос  найденных решений в другие условия  дает совершенно бессмысленные, а подчас и просто опасные результаты. Поэтому  Россия, используя богатый опыт мировой  экономической теории и практики, должна найти свои собственные пути решения проблемы бюджетного федерализма.

Модель бюджетного федерализма в России во многом уникальна, т.к. должна учесть различия не только экономического, но и исторического, географического, климатического, национального  характера. Кроме того, полная и последовательная реализация механизма бюджетного федерализма  осложнена в настоящее время  общей нехваткой бюджетных средств, обусловленной тяжелыми последствиями экономических и финансовых кризисов. Поэтому главная задача государственной власти — выбрать оптимальную модель бюджетных отношений в стране и, реализуя ее, устранять возникающие противоречия, диспропорции. При этом, конечно, желательно принимать упреждающие меры.

Сегодня, когда  Россия все еще находится на стадии "государственного становления", а на местах сохраняются не только определенные центробежные тенденции, но и привычка "выбивания" в  закулисных переговорах особых привилегий, построение эффективной системы  бюджетных отношений между различными уровнями власти становится ключом к  будущему единству и даже условием сохранения Федерации. Действующий  ныне механизм межбюджетных отношений  в Российской Федерации, хотя и предполагает наличие единой для всех субъектов  Федерации методологии регулирования, закрепленной в законодательстве, вместе с тем является недостаточно отработанным.

Российский  бюджетный федерализм проходит сложный, болезненный этап развития, для которого характерны, с одной стороны, неизбежная борьба регионов с бюджетными "традициями" тоталитарного государства, а с  другой — стремление сохранить Россию как единое государство, не допустить  превалирования местных интересов  над общенациональными.

Различия  в положении регионов затрудняют решение проблем бюджетного выравнивания, требуют выработки комплексного подхода и использования различных  инструментов. При этом разрабатывать  оптимальную систему бюджетного выравнивания нужно с учетом характера  избранной страной модели бюджетного федерализма.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  3. Галицкая С.В. Теория и практика бюджетного федерализма. - М.: Экзамен, 2002. С. 12.
  4. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая компания корпорация «Дашков Ко», 2006.
  5. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. – М.: "Юстицинформ", 2006.
  6. Добрынин Н.М. Новый федерализм: концептуальная модель государственного устройства Российской Федерации: автореф, докт. юрид. наук. - Тюмень, 2004. С. 31.
  7. Проблема правосубъектности: современные интерпретации. Материалы научно-практической конференции. - Выпуск 5. Самара. 2007.  С.171.
  8. Саликов М.С. Конституционный федерализм в России: опыт десятилетнего развития // Федерализм. - 2003. -  №3. С. 10-12.
  9. Ходорович М.И. Бюджетный федерализм и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации. - СПб.: Питер-М, 2006. С. 56.
  10. Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. – М.: МЗ-ПРЕСС, 2003. С. 259-316.
  11. Финансы:  Учебник  для вузов / Под  ред.  М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Изд-во  "Перспектива";  Изд-во  "Юрайт", 2005.
  12. Финансы: Учебное пособие / Под  ред. проф.  А.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.:  Финансы и статистика, 2005.
  13. 1. Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США / Сост. Ю.И. Любимцев, Ш.Б. Мадд. Издание Агентства международного развития США. М., 1996.
  14. 2. Лексин И.В. Договорное регулирование федеративных отношений в России. М.: УРСС, 1998.
  15. 3. Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность М.: Ин-т экономики РАН, 1998.
  16. 4. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции. 19-20 января 1998 г. Издание Совета Федерации. М.. 1998.
  17. 5. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31.
  18. 6. Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах. Одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. № 862 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 32.
  19. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М: Юрайт, 2004.
  20. Годин А.М., Максимова Н.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. (с. 491-506, 535-539, 546-560)
  21. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие.) Петрозаводск, 2003.

Информация о работе Бюджетный федерализм: понятие, сущность, субъекты и формы выравнивания