Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 03:00, курсовая работа
Развитие российской экономики в условиях рыночных отношений изменило условия формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Бюджеты стали рассматриваться как самостоятельные финансовые институты, формирующиеся на основе разграничения доходных и расходных полномочий по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому большое значение приобрели вопросы бюджетного федерализма, взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в части разграничения бюджетно-налоговых полномочий.
Горизонтальное выравнивание
(сбалансированность) означает пропорциональное
распределение налогов между
субъектами Федерации (регионами) по определенной
формуле для устранения (или снижения)
неравенства в налоговых
Горизонтальное выравнивание представляет собой предоставление региональным и муниципальным органам власти финансовой помощи в случае невозможности ими самостоятельно формировать необходимый бюджетный фонд из-за отсталости социально-экономического территориального развития и низкого уровня финансового и налогового потенциала территории. Проявления неравенства регионов рассматриваются в теории бюджетного федерализма аналогично неравенству в распределении доходов и материальных ценностей среди различных слоев населения, как форма проявления социального неравенства, вызываемая территориальным фактором.
Межбюджетное регулирование не ограничивается выражением бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня. В его функции входят также возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных решениями, принятыми органами власти другого уровня, и возможное долевое участие бюджетов вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов, имея в виду стимулирование приоритетных (наиболее социально значимых) в позиции вышестоящих органов власти направлений расходования средств этих бюджетов.
В условиях Российской Федерации
задача горизонтального выравнивания
сложна, как ни в одной другой
стране. В соответствии с Конституцией
Российской Федерации каждому гражданину
и человеку гарантированы широкие социальн
В последние годы в Российской
Федерации в методологии
Само по себе бюджетное
выравнивание существует как в федеративных,
так и в унитарных
Инструментами бюджетного выравнивания являются:
Структура межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета в 2010 г. представлена в таблице 2.
Федеральные налоги поступают на счета федерального казначейства и лишь затем делятся по установленным в федеральном законодательстве пропорциям между уровнями бюджетной системы.
Таблица 2. Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета в 2010 г.*
Виды трансфертов |
млрд. рублей |
% к итогу |
Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, в том числе: |
456,4 |
59,9 |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации |
397,0 |
52,1 |
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации |
59,4 |
7,8 |
Субсидии из Федерального фонда софинансирования расходов |
34,6 |
4,5 |
Субвенции из Федерального фонда компенсаций |
231,2 |
30,3 |
Иные межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации |
40,2 |
5,3 |
Итого межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации |
762,4 |
100,0 |
Источник: рассчитано на основе приложения 17 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЭ «О Федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов».
*без
учета межбюджетных
2 Состояние, проблемы и
2.1 Основные тенденции развития отношений между бюджетами различного уровня
2.2 Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма в России
Для большого федеративного государства - России - обязателен и бюджетный федерализм, система которого утверждена Бюджетным кодексом. Она включает в себя три самостоятельных уровня:
— федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
— бюджеты
субъектов Федерации и
— местные бюджеты районные (городов, городских округов, муниципальных районов) и поселенческие.
В 2000-х годах Правительством Российской
Федерации были утверждены и реализованы
среднесрочные программы
В 2000 году вступил в силу Бюджетный
кодекс Российской Федерации, который
определил основные подходы к
организации бюджетного процесса для
всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации. В нем постепенно
находили отражение различные
Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами путем:
создания целостной системы
регулирования бюджетных
организации бюджетного процесса исходя
из принципа безусловного исполнения
действующих расходных
разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований);
ликвидации «необеспеченных
введения формализованных
создания и развития системы Федерального казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Российской Федерации, управление единым счетом федерального бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
установления механизма
поэтапного внедрения
перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период в формате «скользящей трехлетки»;
создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и придание этому процессу публичности;
создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ.
В то же время не все заявленные планы были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать многие методические вопросы.
Как следствие, в сфере управления
общественными финансами
стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;
сохраняются условия и стимулы
для неоправданного увеличения бюджетных
расходов, не созданы условия для
мотивации органов
структура и динамика расходов слабо увязаны с целями государственной политики;
отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
планирование программных и
непрограммных расходов, а также
капитальных и текущих расходов
(за исключением федеральных
не соответствует современным
требованиям система
остаются непрозрачными сферы деятельности участников сектора государственного управления за счет постоянно продлевающихся переходных норм;
не осуществлен переход на кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов;
сохраняются отдельные «необеспеченные федеральные мандаты» и неформализованные (а значит непрозрачные) каналы предоставления межбюджетных трансфертов;
Информация о работе Бюджетный федерализм: понятие, сущность, субъекты и формы выравнивания