Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 03:00, курсовая работа
Развитие российской экономики в условиях рыночных отношений изменило условия формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Бюджеты стали рассматриваться как самостоятельные финансовые институты, формирующиеся на основе разграничения доходных и расходных полномочий по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому большое значение приобрели вопросы бюджетного федерализма, взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в части разграничения бюджетно-налоговых полномочий.
Тема 5.
Бюджетный федерализм: понятие, сущность, субъекты и формы выравнивания.
Введение
Развитие российской
экономики в условиях рыночных отношений
изменило условия формирования и
исполнения бюджетов всех уровней. Бюджеты
стали рассматриваться как
Отношения между
органами власти и, соответственно, бюджетами
разного уровня существуют в любом
государстве с административно-
Вопросы разграничения властных и бюджетных полномочий между различными уровнями бюджетной системы относятся к наиболее актуальным на современном этапе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Сложившаяся слабая модель бюджетного федерализма ограничивает эффективное экономическое развитие, снижает действенность различных структурных реформ, осуществляемых в настоящее время, препятствуя их справедливому воплощению. Россия по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами в попытках модернизировать собственную федеральную систему.
В настоящее время
Цель данной работы – рассмотреть сущность бюджетного федерализма и выявить особенности российского бюджетного федерализма.
Для реализации указанной цели в работе поставлены задачи:
1) рассмотреть сущность и
2) проанализировать состояние и
выявить проблемы бюджетного
федерализма в Российской
3) рассмотреть перспективы
При написании работы были использованы следующие методы исследований: метод исторического анализа; метод сравнительного анализа; экономико-статистический метод; метод экспертных оценок и др.
Курсовая работа состоит из введения, где определяется актуальность темы, ставятся цель и задачи работы, двух глав, последовательно раскрывающих тему исследования, заключения, где сделаны общие выводы по работе и списка литературы, включающего наименований.
1 Теоретические основы
1.1 Ключевые аспекты бюджетного федерализма
Существует
множество определений термина
Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.
Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.
Модели бюджетного федерализма приведены в таблице 1.
Таблица 1
Модели бюджетного федерализма
Американская (бюджетно-налоговый или конкурентный федерализм) |
Германская (фискальный федерализм) |
1. собственные налоги («один налог — один бюджет») |
|
2. самостоятельность в расходах |
2. совместное регулирование |
3. непринятие «мандатов» |
3. «финансируемые мандаты» |
4. слабое выравнивание |
4. сильное выравнивание |
5. свобода заимствований |
5. ограничения заимствований |
6. возможность «банкротства» |
6. помощь кризисным регионам |
Как финансовая категория бюджетный федерализм имеет объективное содержание. Это означает, что бюджетный федерализм, прежде всего, выступает формой финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов, денежных ресурсов. Поэтому в самом простом виде бюджетный федерализм выражает системно организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов (рис. 1).
Рис. 1 Объективное и субъективное в межбюджетных отношениях
В системе бюджетного федерализма денежный поток означает перемещение бюджетных средств от одного субъекта или уровня бюджетной системы к другому. В зарубежной финансовой литературе это движение денежных средств выражается понятием "трансферт". Под трансфертом понимается любое перемещение денежных средств, не опосредованное движение товаров и услуг. Это самая широкая трактовка трансферта. Как будет показано ниже, в практике российского бюджетного федерализма трансферту придается более узкий смысл как денежному потоку из фонда финансовой помощи субъектам Российской Федерации.
Бюджетный федерализм как объективная системно организованная совокупность денежных потоков и фондов финансовых ресурсов характеризуется рядом свойств и особенностей: специфическими субъектами, направленностью бюджетных потоков, потенциалом и интенсивностью межбюджетных связей, наличием той или иной причинной обусловленности трансфертов, признаками их повторяемости, воспроизводимости и замкнутости.
Субъекты межбюджетных отношений и субъекты бюджетного федерализма. В бюджетном процессе, если его рассматривать в общем виде, субъектами бюджетных отношений выступают государство, с одной стороны, и налогоплательщики - с другой. В системе межбюджетных отношений иной характер финансово-юридических связей. Здесь нет налогоплательщиков. Органыгосударственной власти (федеральный центр, субъекты Федерации, местное самоуправление) не выступают по отношению друг к другу налогоплательщиками. В современных условиях налогоплательщиками являются юридические лица и физические лица (граждане), а не органы государственной власти.
Следует также различать
понятия субъектов межбюджетных
отношений и субъектов
Направленность
бюджетных потоков
Направленность
бюджетных потоков более
В Соединенных Штатах Америки наиболее развитым механизмом межбюджетных отношений является сеть социальных программ, направленных на борьбу с бедностью и социальное страхование. Такие программы отличаются высокой адресностью бюджетных трансфертов.
История развития бюджетного федерализма в России еще небольшая, поэтому многие механизмы бюджетных отношений развиты недостаточно, что и снижает уровень прозрачности и адресности бюджетных потоков.
Важное значение имеют такие категории, как потенциал и интенсивность межбюджетных связей. В системе бюджетного федерализма могут проводиться политика расширения потенциала и интенсивности межбюджетных связей и политика сокращения, свертывания межбюджетных потоков. В Российской Федерации существует объективная потребность расширять потенциал межбюджетных отношений и усиливать интенсивность бюджетных потоков между центром и регионами. В нашей стране имеется большое разнообразие субъектов Федерации, реально существует неравенство финансовых возможностей, которые тот или иной субъект Федерации может обратить на реализацию своих функций. Поэтому неправильны предложения свертывать межбюджетные связи, стремиться к сокращению встречных финансовых потоков. Высокая интенсивность бюджетных потоков означает, что между центром и регионами идет активный "обмен веществ", они совместно обеспечивают функции государства в его широком понимании.
Большинство противоречий в межбюджетных отношениях можно разрешить именно за счет развития и роста потенциала межбюджетных перераспределений, что, в свою очередь, становится возможным, если растет потенциал консолидированного бюджета страны.
Причинно-следственная
обусловленность бюджетных
Финансовый кругооборот - это возобновляемая система финансовых потоков, обеспечивающая образование, распределение и расходование денежных фондов. Понятие денежного фонда является одной из основных категорий финансовой науки и соответственно теории бюджетного федерализма. Денежный фонд сам по себе предстает как определенная сумма денежных средств. А если его рассматривать в системе бюджетных потоков, то он выступает как существенная фаза финансового кругооборота, некий "резервуар" финансовых потоков,как своего рода их "оператор", накопитель и регулятор. Субъекты межбюджетных отношений формируют и расходуют свои денежные фонды, необходимые для обеспечения функций и полномочий соответствующих уровней государственной власти.
Реализация указанных выше аспектов бюджетного федерализма приводит к объективному формированию финансовых отношений между всеми уровнями бюджетной системы, т.е. к межбюджетным отношениям.
Рассмотрим содержание ключевых аспектов бюджетного федерализма.
1 аспект. Разграничение полномочий в области расходов между федеральным и территориальными уровнями должно основываться на следующих важных принципах.
Информация о работе Бюджетный федерализм: понятие, сущность, субъекты и формы выравнивания