Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и экономического содержания бюджета Союза.
Задачи:
- изучение принципов построения бюджета;
- определение основных источников доходов бюджета, направлений расходования бюджетных средств;
- выявление положительных и отрицательных сторон создания и функционирования бюджета Союза Беларуси и Росси.
Введение 3
1 Экономическое содержание и сущность Союзного бюджета 4
2 Формирование бюджета союза Беларуси и России 8
2.1 Доходы бюджета Союзного государства 8
2.2 Расходы бюджета Союзного государства 10
3 Анализ бюджета Союзного государства за 2009-2011год 16
3.1 Бюджет Союзного государства за 2009 год 16
3.2 Бюджет Союзного государства за 2010 год 17
3.3 бюджет Союзного государства на 2011 год 17
3.4 Проблемы и перспективы развития бюджета Союза Беларуси и России 18
Заключение 23
Список использованных источников 24
Основными
причинами неравномерного исполнения
бюджетных ассигнований являются позднее
начало проведения конкурсных процедур
по определению исполнителей программ,
а также продолжительные сроки
заключения соответствующих договоров
и согласования смет расходов на проведение
мероприятий.[1]
3.2
Бюджет Союзного
государства за 2010
год
Бюджет Союзного государства на 2010 год определен в сумме 4,9 млрд. российских рублей. Объем бюджета 2010 года идентичен бюджету прошлого года. Россия внесла в доходную часть бюджета 3,167 млрд. российских рублей, Беларусь 1,705 млрд. российских рублей.
Большая часть средств (39%) была направлена на обеспечение безопасности, военное сотрудничество и правоохранительную деятельность. На научные исследования и экономическую сферу было израсходовано 35 % бюджетных средств. На социальную деятельность (образование, программы) было направлено 19 % бюджета Союзного государства.
Из него осуществлялось финансирование 42 программ и мероприятий, в том числе: программа обустройства внешней границы Союзного государства на период 2007–2011 годы; программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы и другие.[8]
По
итогам года бюджет Союза впервые за
10 лет был исполнен на 97%. Кассовые выполнения
- 95,6%. За последнее десятилетие всего не
использованными остались 1,4 млрд. российских
рублей.[5]
3.3
Бюджет Союзного
государства на 2011
год
9 декабря 2010 года на сессии в Москве Парламентское собрание Союзного государства Беларуси и России утвердило бюджет на 2011 год. Доходы запланированы в размере 4,872 млрд. российских рублей, в том числе за счет отчислений РФ - 3,16 млрд., Беларуси - 1,7 млрд.
По сравнению с предыдущим годом взносы сторон не увеличились. Расходная часть союзного бюджета сбалансирована с доходной частью и тоже составила 4,872 млрд. рублей.[5]
Бюджетом
предусматривается
Другие приоритетные направления бюджета - военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства. На эти цели будет потрачено 26% бюджета. В области военно-технического сотрудничества, в частности, будут профинансированы совместные мероприятия по обеспечению функционирования региональной группировки воинских сил Беларуси и РФ, план совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства, а также программа обустройства внешней союзной границы.
В полном объеме сохраняется социальная направленность союзного бюджета. На социальную политику, здравоохранение и физкультуру, экологию, ликвидацию чрезвычайных ситуаций, образование, культуру и СМИ приходится 17% расходов.[7]
3.4
Проблемы и перспективы
развития бюджета Союза
РБ и РФ
Необходимо отметить, что впервые в СНГ развитие интеграционных процессов ведется на основе гармонизации социально-экономических интересов двух государств путем объединения реальных финансовых ресурсов. Практическая реализация бюджетов Союза и достигнутые результаты подтвердили жизнеспособность и эффективность идеи консолидации финансовых ресурсов двух стран.
Наряду с практической реализацией (исполнением) бюджета Союза шел процесс осмысления достигнутых результатов, анализ положительных сторон и существующих негативных факторов как самого бюджета Союза, так и бюджетного процесса.
Вместе
с тем практическая реализация идеи
создания бюджета Союза, безусловно,
имеет ряд положительных
Во-первых, в политическом ракурсе бюджет Союза является наглядным примером для стран СНГ в части организации и углубления экономического сотрудничества. Следует подчеркнуть, что, как и Союз Беларуси и России является открытым для вступления в него новых членов, так и бюджет Союза может быть скорректирован на новых членов Союза.
Во-вторых, в экономическом плане бюджет Союза представляет собой реальный инструмент разработки и реализации совместной научно-технической и промышленной политики.
В-третьих, в финансовом ракурсе бюджет Союза позволяет оптимизировать (в смысле использования совместных результатов), финансовые вложения государств-участников Союза в разработку и организацию производства изделий новой техники и оборудования, обеспечение экономической и военной безопасности. Примером тому может служить совместная программа по обустройству государственной границы и созданию таможенной инфраструктуры Союза. Очевидно, что отказ от строительства только одного таможенного терминала на границе Беларусь и России и организация совместной работы на границе в г. Бресте экономит для государств-участников Союза немало валюты. Возвращаясь к программе развития производства телеаппаратуры. Следует подчеркнуть, что восстановление этой отрасли промышленности отдельно в Беларуси и России потребует сотни миллионов долларов США, и решение такой задачи в одиночку – чрезвычайно сложно.
Если позитивные аспекты бюджета носят глобальный характер, то недостатки можно рассматривать на уровне реализации механизмов и инструментов наполнения и исполнения бюджета. Анализ позволяет на данном этапе развития выявить и ряд упущений, определяемых как “болезнь роста”, к которой можно отнести следующие:
-Существующий порядок реализует чисто перераспределительный механизм формирования и исполнения бюджета Союза. Его доходная часть формируется только за счет отчислений из национальных бюджетов Беларуси и России. Расходование средств или исполнение бюджета осуществляется в соответствии с согласованными с министерствами финансов графиками. Такой подход фактически эквивалентен перераспределению бюджетных назначений национальных бюджетов через дополнительный счет – счет Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России. Однако сам факт существования такого счета нельзя недооценивать, поскольку это является прецедентом в отношениях государств СНГ – добровольным шагом государств к централизации средств национальных бюджетов и отнесении их к расходам совместного ведения.
-При исполнении бюджета Союза отсутствует дифференцированный подход к бюджетным назначениям, имеющим “классический бюджетный” и коммерческий характер деятельности. Это приводит к тому, что условия финансирования совместных программ, проектов, мероприятий идентичны и в настоящее время носят исключительный характер.
-Наполнение бюджета Союза жестко завязано на перечисления из национальных бюджетов, что делает его исполнение зависимым от экономической конъюнктуры государств-участников Союза.
-Не разработаны механизм и финансовые инструменты воспроизводства бюджетных средств по совместным программам коммерческого характера. Как следствие этого, нет механизма пополнения доходной части бюджета за счет доходов от реализации коммерческих программ.[7]
На основе имеющихся практических наработок, созданной законодательной базы, обобщения зарубежного опыта и возможности его адаптации к условиям создания Союзного государства можно определить основные направления повышения его эффективности:
1. Использование при формировании доходной части бюджета Союзного государства дополнительных (независимых) источников.
В перспективе это позволит сократить долю отчислений из государственных бюджетов государств-участников в общем объеме средств бюджета Союзного государства. Практический интерес имеет опыт формирования системы собственных ресурсов Европейского Союза. Принципы функционирования данной системы весьма актуальны и для Союза Беларуси и России: принцип совместной финансовой ответственности, означающий, что все государства-участники ЕС обязаны участвовать в формировании доходов бюджета, и принцип финансовой солидарности, который означает, что взносы государств-членов ЕС должны быть соразмерны финансовым возможностям каждого государства.
2. Применение дифференцированного подхода к финансированию совместных программ, проектов и мероприятий.
Реализовать данное направление на практике предлагается следующим образом. Если исполнителями совместных программ, проектов и мероприятий являются органы исполнительной власти обоих государств, находящиеся на бюджетном обеспечении и решающие задачи в социальных, экологических и гуманитарных областях, а также программ, связанных с производством военно-технической продукции, созданием инфраструктуры Союза Беларуси и России, то такие совместные программы, проекты и мероприятия финансируются за счет средств бюджета Союза на безвозвратной основе. Межгосударственные программы (подпрограммы, проекты и мероприятия), направленные на решение проблем в промышленной сфере (машиностроение, металлургия, химическая промышленность и др.), основными исполнителями которых являются негосударственные организации (международные финансово-промышленные группы, акционерные общества), финансируются в первую очередь за счет собственных или заемных средств. Участие бюджетных ресурсов Союза на безвозвратной основе не исключается, но также предусматривается, что бюджетные средства будут вкладываться в ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность данных юридических лип, в том числе использоваться в качестве бюджетных ссуд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (на всей территории).
3. Определение приоритетных направлений финансирования при реализации за счет средств бюджета Союза Беларуси и России совместных программ, проектов и мероприятий.[5]
Основной
целью данного предложения
В дальнейшем перспективное экономическое развитие Союзного государства будет осуществляться в рамках Программы экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Программа отвечает главной цели экономического сотрудничества стран, а именно – достижение глубокой и всесторонней интеграции государств, объединению производственного, ресурсного и научно-технического потенциала для обеспечения дальнейшего устойчивого экономического развития.[7]
Заключение
Таким образом, тесное сотрудничество Беларуси и России имеет огромный потенциал для дальнейшего взаимовыгодного развития. От усиления интеграционных процессов в финансовой сфере двух государств, способствующих реформированию денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, существенным образом зависит социально-экономическая интеграция Беларуси и России.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1.
Бюджет Союза Беларуси и
2. В политическом ракурсе бюджет Союза является примером для стран СНГ в час организации и углубления экономического сотрудничества.
3. В экономическом плане бюджет Союза представляет собой инструмент разработки и реализации совместной научно-технической и промышленной политики.
4.
Бюджет Союза позволяет
Реализация
намеченных мероприятий в конечном
итоге должна привести к стабилизации
финансовой системы и экономической ситуации
в Беларуси.
Список
использованных источников
1 Белорусский портал TUT.BY [Электронный ресурс] / БЕЛТА. – Минск, 2009. – Режим доступа: http//:www.news.tut.by. – Дата доступа: 28.03.2011.
2 Бюджет государства и информационных технологий: Учебник / Под общ. ред. Е.В. Бункина. – Москва: Перспектива, 2001. – 436с.
3 Государственный бюджет: Учебное пособие для ВУЗов, специальности «Финансы и кредит» / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2006. – 289с.
4 Государственный бюджет: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич; под общ. ред. М.И. Ткачук. – Минск: Вышейшая школа, 2003. – 204с.
5 Журнал «Союзное государство» / Москва: «Белинтеррос», № 1-2 (47) март 2011. – 31с.