Безработица: причины, последствия. Государственная политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.

Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:

1. раскрыть понятия занятость и безработица;

2. рассмотреть экономические и социальные последствия безработицы;

3. выявить основные направления деятельности служб занятости;

4. проанализировать положение занятости населения России на современном этапе.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономики.docx

— 92.10 Кб (Скачать)

В странах Северной Африки и Среднего Востока, несмотря на относительно высокие цены на нефть, сохраняющаяся политическая нестабильность оказывает отрицательное влияние как на инвестиции, так и на туризм. При условии достижения в 2006 году темпа экономического роста в 5,7% ситуация с занятостью может улучшиться, что позволит снизить уровень безработицы и долю бедных трудящихся.

Страны с переходной экономикой нуждаются в привлечении иностранных инвестиций и в поддержании внутреннего спроса. По мере перехода к рыночной экономике и повышения доходов населения до уровня доходов в странах Западной Европы перспективы занятости в этой группе стран будут улучшаться.

Низкие темпы экономического роста  в промышленно-развитых странах  оказывают отрицательное влияние  на экспорт других стран, что, как  минимум, влечет за собой усиление давления на уровень заработной платы и условия труда в последних.

Ухудшение положения с занятостью в мире, а также вероятность  запаздывания экономического оживления и низких темпов экономического роста способствуют росту безработицы, неполной занятости и росту численности бедных трудящихся. МОТ выступило с призывом к 2015 году сократить в два раза уровень нищеты в мире, что предполагает недопущение замедления темпов экономического роста, которое может вылиться в экономический спад. Он будет иметь серьезные последствия для социальной и политической стабильности целых регионов. Кроме того, возросшая безработица и бедность лягут тяжелым бременем на бюджеты государств и будут препятствовать стабилизации финансового положения многих стран. Необходимо, чтобы ответственные лица сконцентрировали свои усилия на мерах по обеспечению экономического роста, поскольку высокие темпы экономического роста создают возможности для создания новых рабочих мест.

Чтобы поддержать рост занятости в  развивающихся странах и обеспечить создание 1 млрд. рабочих мест в течение следующих десяти лет, правительства должны преодолеть три комплекса фундаментальных структурных проблем.

Во-первых, спрос на рабочую силу в официальной экономике невысок  и часто сокращается. В двух наиболее населенных странах - Индии и Китае - рост производства сопровождается незначительным увеличением использования рабочей силы. Структурные реформы и политика повышения конкурентоспособности приводят к сокращению занятости в традиционных отраслях, в частности, в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы, Южной Африки и Латинской Америки. Чтобы создать необходимое количество рабочих мест для обеспечения работой растущее экономически активное население и высвобождающуюся рабочую силу при структурных изменениях в экономике, темпы роста производства должны быть очень высокими. Однако маловероятно, что такие высокие темпы будут достигнуты. В связи с этим в макроэкономическом плане необходимо стимулировать инвестиции в трудоемкие отрасли. Меры, направленные на стимулирование создания рабочих мест в частном секторе экономики, должны сопровождаться развитием инфраструктуры государственного сектора.

Во-вторых, на развивающиеся страны и на бедное население в наименьшей степени оказывают влияние внешние потрясения, которые могут вызвать рост безработицы и бедности. Поэтому власти должны уделять особое внимание проведению антициклической макроэкономической политики, направленной на смягчение негативного влияния замедления роста или экономического спада на занятость. Международные организации должны оказывать помощь странам, которые не в состоянии самостоятельно финансировать такую политику. Активная политика в области занятости и социальной защиты является основным элементом политики снижения экономической нестабильности в мире.

В долгосрочной перспективе стратегии  развития должны быть нацелены на повышение экономического статуса страны в мире и получение более высоких дивидендов от торговли. Реализация этих задач предполагает диверсификацию производства, которая позволит распределить и смягчить риски нестабильности, снизить таможенные барьеры, ограничить отрицательные последствия зависимости экономики от спроса на сырьевую продукцию, а также отказ от протекционизма, которым пользуется сельское хозяйство ПРС. Для установления связей наиболее бедных районов с национальными и международными рынками следует развивать транспортную, энергетическую инфраструктуру и коммуникации, повышать квалификацию рабочей силы за счет увеличения инвестиций в образование и профессиональное обучение.

В третьих, существование бедности само по себе препятствует росту занятости, так как бедным не хватает образования и квалификации для получения достойной занятости и поддержания здоровья, необходимого для высокопроизводительной работы. В этих условиях власти должны принимать меры по оказанию помощи бедным в получении достойной, хорошо оплачиваемой работы. Снижение бедности предполагает создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий и их интеграции в формальную экономику, а также инвестиции в системы образования и здравоохранения для того, чтобы повысить производительность труда экономически активного населения. Кроме того, для развития экономических, социальных и политических способностей граждан следует положить конец ограничениям профсоюзных прав и бороться с дискриминацией, использованием детского труда и другими негативными социальными явлениями.

2.4 Положение занятости населения России на современном этапе

Обследование населения по проблемам  занятости проводится в России с  квартальной периодичностью по состоянию  на последнюю неделю второго месяца квартала, т.е. февраля, мая, августа, ноября.

Обследование проводится во всех регионах Российской Федерации на основе выборочного  метода наблюдения с последующим  распространением итогов на всю численность  населения обследуемого возраста.

Выборка единиц наблюдения для квартальных  обследований строится таким образом, что в каждом квартале все единицы  наблюдения заменяются новыми.

В феврале 2007г. обследование охватило около 70 тыс. человек в возрасте от 15 до 72 лет (0,06% от численности населения этого возраста).

Размер квартальной выборки  обеспечивает получение представительных итогов в пределах заданной степени точности и разрезов разработки в целом по Российской Федерации. По субъектам Российской Федерации представительные итоги обеспечивает совокупность четырех квартальных выборок.

Методология взвешивания и распространения  выборочных данных обследования основана на присвоении соответствующего индивидуального веса каждой обследованной персоне. «В целом по России стандартная относительная ошибка выборки результатов обследования населения по проблемам занятости за февраль 2007 года по показателям "численность занятых " и "уровень занятости" составла 0,23%, по показателям "численность безработных" и "уровень безработицы" - 1,76%»7.

По данным обследования населения  по проблемам занятости по состоянию на последнюю неделю февраля 2007г., численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет составила с учетом Чеченской Республики 74,6 млн. человек, или 66,6% общей численности населения этого возраста. В их числе 69,2 млн. человек классифицировались как занятое население, 5,4 млн. человек - как безработные с применением критериев Международной Организации Труда (МОТ). По сравнению с февралем 2006 г. численность занятого населения увеличилась на 2,3%, численность безработных сократилась на 7,0%. Уровень безработицы в феврале 2007 г. составил 7,2 %.

«По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце февраля 2007г. на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояло 1,7 млн. безработных. По сравнению с февралем 2006г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 160 тыс. человек, или на 9,3%. В феврале 2007г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) превышала численность зарегистрированных безработных в 2,8 раза»8.

 

В общей численности безработных 1,6 млн. человек (30,4%) не имели опыта  трудовой деятельности. В феврале 2007г. по сравнению с февралем 2006г. среди  безработных доля лиц, не имеющих  опыта работы, увеличилась на 3,8 процентных пункта. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 1,1 млн. человек (29,6%) составляют лица, уволившиеся по собственному желанию, 1,2 млн. человек (31,1%) - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. По сравнению с февралем 2006г. доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, сократилась на 1,1 процентных пункта, а доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, увеличилась на 1,4 процентных пункта.

Среднее время поиска работы безработными в феврале 2007г. составило 9,2 месяца и по сравнению с февралем 2006г. увеличилось на 0,1 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 42,6% безработных (в феврале 2006г. - 41,7%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше - составляет 52,0%, и увеличилась за последний год на 2,3 процентных пункта. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы сократилась на 1,7 процентных пункта и составила 35,3%.

       До ноября 2005г. - без учета Чеченской Республики; с ноября 2005г. - с учетом Чеченской Республики.

Средний возраст безработных составил 34,8 года, занятого населения - 39,8 года. Молодежь до 25 лет составляет 27,0% среди  безработных и 11,3% - среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет  и старше, соответственно, 5,1% и 11,1 %.

Около 10% безработных имели высшее образование и 17% - среднее профессиональное. Среди занятых эти данные составили соответственно 24,9% и 27,1%.

Среди субъектов Российской Федерации  самый низкий уровень безработицы по методологии МОТ наблюдается в Агинском Бурятском автономном округе и составляет 0,9%. Не превышает 5% уровень безработицы в Москве (1,3%), Санкт-Петербурге (2,0%), в Республиках Карелия, Мордовия, в Тульской, Московской, Ярославской, Липецкой, Костромской областях, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах (2,9% - 5,0%).

Самый высокий уровень безработицы  по методологии МОТ отмечается в  Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы  составляет, соответственно, 69,6% и 56,3%; в Республиках Тыва, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской и Дагестан уровень  безработицы составляет от 21% до 23%.

 

 

Заключение

Наличие как макроэкономических, так и иных ограничений и препятствий оказывает сдерживающее влияние на сокращение безработицы и рост занятости даже в период экономического оживления. Надежды на автоматическое улучшение функционирования рынка труда при благоприятной макроэкономической динамике выглядит излишне оптимистично. На сегодняшний день нет оснований полагать, что проблема открытой безработицы будет снята в ближайшие годы. Она будет либо достаточно интенсивно расширяться, либо сохранит «ползучий» характер. Не исключено, что увеличение безработицы будет происходить параллельно с позитивными переменами в ВВП и производительности на стадии подъема. Весьма вероятно, что российская экономика столкнется с достаточно уникальной ситуацией – «оживлением безработных мест». 
        Проблема «недозанятости» также останется актуальной. Её «накопленные» объёмы, а также скорость, с которой произойдёт рационализация фонда рабочего времени (рассасывание «недозанятости»), будут оказывать влияние как на темпы экономического оживления, так и на масштабы открытой безработицы. 
         В целом же, как представляется, вопрос состоит не в том, каких позитивных перемен нужно ожидать на рынке труда, а в том, каким образом, использовать весьма ограниченные возможности для нейтрализации потенциальных факторов риска ухудшения занятости. Решающую роль здесь играет макроэкономическая политика. Учитывая, что состояние рынка труда, динамика безработицы будут оказывать все возрастающее влияние на экономическое оздоровление и его скорость, эта политика должна быть модифицирована. 
        С точки зрения влияния на занятость эффективность макроэкономической политики должна определяться её позитивным влиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики.

Наличие многочисленных факторов, не связанных с макроэкономическими возможностями для занятости, может сделать бессмысленными попытки стабилизации положения на рынке труда за счет «чистых» экономических мер. По мере завершения перевода экономики из режима переходного периода к ее функционированию на собственной рыночной основе, значение собственно политики на рынке труда будет возрастать. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание «высокой способности к занятости» рабочей силы, а также поддержка благоприятной «рабочей среды», позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу политики на рынке труда. 
       По мере расширения открытой безработицы, в том числе в связи с оптимизацией фонда рабочего времени, приведения численности работающих к величине «экономически заданного спроса», будет усиливаться значение политики преодоления открытой безработицы. Ее базовая задача – повышение «способности к занятости» безработных граждан. Под повышением «способности к занятости» понимается снятие объективных препятствий (информационных, квалификационных, социальных, психологических и т.д.), мешающих безработным занять имеющиеся вакансии или генерируемые экономикой новые рабочие места. Основная цель – скорейшее возвращение искателей работы к активному труду, предотвращение их дрейфа в длительную безработицу.

Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Проблема безработицы и занятости  занимает ведущее место в развитии каждого государства. От этого зависит  уровень жизни населения и  существование людей, живущих за чертой бедности.

Анализ тенденций в сфере  занятости показывает перспективу  к увеличению уровня безработицы в мире. Безработица возросла во всех странах: промышленно- развитых и развивающихся.

Несмотря на значительный рост мировой  экономики в 2006 году, количество безработных в мире достигло рекордного уровня.

С безработицей уже на протяжении десятилетия борются во всем мире и разрабатывают различные меры по ее снижению, которые должны помочь решить одну из главных проблем общества.

Информация о работе Безработица: причины, последствия. Государственная политика занятости