Безработица: причины, последствия. Государственная политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.

Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:

1. раскрыть понятия занятость и безработица;

2. рассмотреть экономические и социальные последствия безработицы;

3. выявить основные направления деятельности служб занятости;

4. проанализировать положение занятости населения России на современном этапе.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономики.docx

— 92.10 Кб (Скачать)

В России с июня 1992 г. государственным  регулированием рынка рабочей силы занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Кроме государственной службы занятости  существуют еще и негосударственные, коммерческие службы по трудоустройству. Чаще всего эти службы характеризуются направленностью своей деятельности на определенные слои населения, например молодежь, демобилизованных из вооруженных сил и т.п.

Государство предоставляет постоянно  проживающим на его территории гражданам в соответствии с Конституцией РФ следующие гарантии в области занятости:

- свободу выбора вида занятости,  в том числе работы с разными  режимами труда;

- бесплатное содействие в подборе  подходящей работы и трудоустройстве;

- бесплатное обучение новой  профессии (специальности), повышение  квалификации в системе службы  занятости или по ее направлению  в иных учебных учреждениях  с выплатой стипендии;

- компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;

- возможность заключения срочных  договоров (контрактов) на участие  в оплачиваемых общественных  работах, организуемых с учетом  возрастных или иных особенностей  граждан;

- правовую защиту от необоснованного  увольнения;

 

Закон РФ «О занятости населения  в РФ» от 19 апреля 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 15 июля 1992г. и 20 апреля 1996 г.) закрепил в ст. 5 типовые принципы государственной политики в области содействия занятости:

- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации прав на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- развитие трудовых ресурсов;

- предупреждение массовой и  сокращение длительной (более года) безработицы;

-поддержка трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому  труду;

- обеспечение социальной защиты  в области занятости;

- создание специальных мер для  граждан, испытывающих трудности  в поисках работы, т.е. помощь  особо нуждающимся в трудоустройстве;

 

Законом РФ о занятости (ст. 2) определены критерии занятости. В соответствии с ними занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные  работы;

- самостоятельно обеспечивающие  себя работой, предприниматели, а также члены производственных кооперативов. Иногда возникают сложности при отнесении к числу занятых членов семей фермеров. Если фермерское предприятие зарегистрировано как семейное, принадлежащее членам семьи на основе права общей долевой собственности, то членов семьи фермера следует относить к занятым;

- избранные, утвержденные или  назначенные на оплачиваемую  должность в органах законодательной и исполнительной власти, а также в общественных организациях различного типа;

- военнослужащие любых родов войск;

- трудоспособные учащиеся любых очных заведений;

- временно отсутствующие на  работе (отпуск, болезнь, переподготовка  и т.д.).

Понятие «занятые граждане» является более широким по сравнению с  понятием «работники». Работники - это один из видов занятых.

Поскольку принуждение к труду  запрещено, то незанятость гражданина не может служить основанием для правовой ответственности. Реализовать свое право на труд в каком-либо виде занятости или не реализовывать его вообще, решает свободно только сам гражданин.

Если нужда не заставляет, человек  может не связывать себя с выполнением оплачиваемой работы, а заниматься воспитанием детей, домашним хозяйством, общественной деятельностью.

Исключение делается для случаев, установленных законодательством. Это могут быть предусмотренные  УК наказания за преступления в виде исправительных работ, которые назначаются на срок от одного месяца до одного года и отбываются в соответствии с приговором суда, либо по месту работы осужденного, либо в иных местах, определяемых органами, ведающими применением исправительных работ. Из заработка осужденного производится удержание в размере, установленном судом (в пределах от 5 до 20 % заработка).

Таким образом, безработные являются вынужденно незанятыми, поскольку по стандарту МОТ к безработным относятся трудоспособные лица в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период соответствовали трем критериям:

а) не имели работы (доходного занятия);

б) занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или  коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и предпринимали шаги к организации собственного дела;

в) были готовы приступить к работе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

Зарегистрированные органами ГСЗ  безработные граждане имеют право  на льготы и компенсации, установленные  законом для лиц, не имеющих работы.

 

 

    1. Экономические и социальные последствия безработицы

«В ряду новых социально-экономических реалий рынки труда и рынки рабочей силы фокусируют в себе наиболее острые и болезненные проблемы переходных обществ: рост безработицы, усиление структурных и региональных диспропорций занятости, неконтролируемый отток рабочей силы в страны ближнего и дальнего зарубежья, регрессивные изменения в качестве рабочей силы и мотивации к труду, катастрофическое падение уровня реальных доходов населения»5. Эти проблемы оказывают растущее воздействие на политическую и экономическую жизнь стран, становятся существенным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок для стабилизации и экономического роста.

Решение проблем, выработка  эффективных мер экономической  и социальной политики, призванных нейтрализовать негативные тенденции переходного периода, во многом зависят от глубины научных представлений о сущности рынка труда, условиях его функционирования, механизме саморегулирования и степени необходимого социального контроля, оптимальных параметрах экономической эффективности и социальной надежности.

Учитывая сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из них — проблему определения и предотвращения экономических и социальных последствий безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснении их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.

Очень часто оценивается  лишь экономический эффект безработицы  в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе.

Поскольку определенное своеобразие  ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы:

Отрицательные:

  1. Обострение криминальной ситуации.
  2. Усиление социальной напряженности.
  3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
  4. Увеличение социальной дифференциации.
  5. Снижение трудовой активности.

Положительные:

  1. Повышение социальной ценности рабочего места.
  2. Увеличение личного свободного времени.
  3. Возрастание свободы выбора места работы.
  4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

 II. Экономические последствия безработицы:

Отрицательные:

  1. Сокращение производства.
  2. Затраты на помощь безработным.
  3. Утрата квалификации.
  4. Снижение жизненного уровня.
  5. Недопроизводство национального дохода.
  6. Снижение налоговых поступлений.

Положительные:

  1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  3. Переобучения и повышения уровня образования.
  4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

За время развития экономической теории различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения её уровня. Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса». Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.

2Государственная политика занятости

2.1 Предпосылки  и причины создания службы занятости

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы  в 1991 году и была создана Государственная  служба занятости населения, функции  и сферы деятельности которой мы сейчас и рассмотрим.

В экономической и хозяйственной  практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных  формах решались всегда. Возникновение  современной службы занятости произошло  на базе четкой системы распределения  трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:    

 - распределение выпускников средних специальных и высших учебных  заведений;    

-  организованный набор рабочих;    

-   сельскохозяйственное переселение семей;  

  -   общественные призывы;     

-   самостоятельный прием предприятием работника;    

-   деятельность органов трудоустройства населения.

Некоторые из этих форм распределения  и перераспределения рабочей  силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости  населения.

Система органов трудоустройства  населения начала формироваться  во второй половине 1960-х годов. Сначала  подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и  имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов.

Информация о работе Безработица: причины, последствия. Государственная политика занятости