Безработица: причины, последствия. Государственная политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.

Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:

1. раскрыть понятия занятость и безработица;

2. рассмотреть экономические и социальные последствия безработицы;

3. выявить основные направления деятельности служб занятости;

4. проанализировать положение занятости населения России на современном этапе.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономики.docx

— 92.10 Кб (Скачать)

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства  было создание на базе существующих ГБТИН  центров (бюро) по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советов народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источниках рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников.

Однако на современном  этапе для преодоления упрощенного  подхода к решению проблем  занятости, осуществления глубокого  анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества.

На протяжении многих десятилетий  экономическая наука не признавала наличия у нас в стране рынка труда. Из сферы товарных отношений исключалась рабочая сила, что аргументировалось отсутствием в стране безработицы и наличием социалистической (общенародной) собственности как экономической основы государства.

Считалось, что в условиях социализма человек не отделен от средств производства, и именно это обусловливает его особое отношение к своей рабочей силе не как к товару, который он продает на рынке. И в самом деле, если собственник средств производства и наемный рабочий сочетаются в одном лице, ни о какой купле-продаже рабочей силы речь не идет.

В условиях товарно-денежных отношений  рабочая сила не может не выступать  как товар, поскольку она требует  затрат, величина которых зависит от квалификации, условий труда, значимости той продукции, которую она создает.

Появилась необходимость создания государственных структур, регулирующих занятость и безработицу (ГСЗ). Они были ориентированы на оказание социальной поддержки безработным гражданам. Задачи структурной перестройки в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и в целом более эффективного распоряжения трудовым потенциалом общества практически оказались отодвинуты на задний план.

Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно - повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурой безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном  предприятии, поскольку ее цель - управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают:

- тем, кто ищет работу или  хочет пройти профессиональную  переподготовку;

- предприятиям, желающим идти в  ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;

- государству.

Данные статистики свидетельствуют  о повышении эффективности работы государственных служб занятости. По данным Министерства труда и социального развития России, последние два года количество получивших профессиональную консультацию превышает число направленных на профессиональное обучение безработных граждан более, чем в 2,5 раза. В 1999 г. направлено на профессиональное обучение 70 % безработных, а в 2000 г. - 69 % .

Анализ многочисленных случаев  успешного трудоустройства позволяет выделить, помимо профессиональной пригодности, дополнительные факторы, по которым можно предсказать высокую или низкую вероятность трудоустройства клиента:

- спрос на искомую профессию  (точнее, отношение спроса и предложения);

- требования работодателя к  уровню профессиональной подготовки  и личным качествам безработного;

- уровень компетентности безработного  в рыночных отношениях в области занятости;

- личностный фактор (желание получить  работу, упорство, целеустремленность, общительность, личное обаяние и т.д.).

Каждый из указанных факторов оценивался профконсультантом совместно с клиентом. На основе результатов анализа были сделаны выводы о перспективе выбора работы или о необходимости получения переквалификации.

Таким образом, чтобы политика занятости  стала эффективной и результативной, необходимо чтобы она была ориентирована на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности и профессиональной квалификации людей.

 

2.2 Основные направления  деятельности службы занятости

 Рынок труда регулируют не только службы занятости. Здесь можно назвать общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, прямо влияющие на квалификацию людей, выходящих на рынок труда; учреждения, оказывающие помощь в трудоустройстве лицам, имеющим для этого ограниченные возможности; центры профориентации для молодежи и для тех, чья квалификация больше не нужна вследствие технологических изменений.

«Государственные службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости - человек должен быть безработным»6.

Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:

1. регистрация безработных;

2. регистрация вакантных мест;

3. трудоустройство безработных  и других лиц, желающих получить  работу;

4. изучение конъюнктуры рынка  труда и предоставление информации  о ней;

5. тестирование лиц, желающих  получить работу;

6. профессиональная ориентация  и переподготовка безработных;

7. выплата пособий зарегистрированным  безработным.

Исторически службы занятости возникали  как отделы Министерства труда. В некоторых странах под влиянием требований социальных партнеров им предоставлен автономный юридический статус. Они также могли создаваться по инициативе организаций предпринимателей или трудящихся, либо иметь статус частных агентств, действующих в интересах общества.

Чаще всего, в соответствии с  рекомендацией Международной Организации Труда 1948 г, служба занятости является автономной, но находится под контролем Министерства труда. При этом она имеет региональные и местные отделения, территориальные органы (консультационные пункты, модельные центры и др.), подчиненные национальной службе занятости. Роль местных отделений служб занятости нельзя недооценивать. Эти отделения на переднем крае работы с людьми и должны учитывать их самые разнообразные потребности. Именно способность местных отделений служб занятости удовлетворять эти потребности свидетельствует об эффективности всей организации работы с экономически активным населением.

Размеры служб занятости различаются  в зависимости от того, какие функции  возложены на них законодательством  той или иной страны, а их значимость зависит от положения на рынке  труда в стране.

Качественное изменение роли службы занятости в регулировании рынка труда требует изменения подходов к взаимодействию службы занятости со службами персонала организации. Данная модель учитывает, что особую нагрузку служба занятости несет в периоды экономического спада и структурных сдвигов в экономике.

При необходимости служба занятости  может компенсировать работодателям полностью или частично затраты по организации обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий.

Таким образом, для реализации данного  механизма есть все необходимые предпосылки.

Для реализации своего права на труд граждане ведут самостоятельный  поиск работы или обращаются в  органы службы занятости, которые, в  свою очередь, призваны оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы.

Осуществить свое право на труд гражданин  может также путем прямого обращения к работодателю.

Услуги, связанные с содействием  реализации прав граждан на занятость, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Деятельность государственных  служб занятости обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а так же обеспечивает поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения.

 

 

 

 

 

 

2.3  Тенденции и перспективы в сфере занятости

По оценкам Международной организации  труда (МОТ) за 2003-2004 годы численность  безработных в мире увеличилась  на 20 млн. человек и к концу 2004 года достигла 180 млн. человек. Безработица  возросла во всех странах: промышленно-развитых (ПРС) и развивающихся (PC). Подавляющее большинство безработных составляют женщины, так как они в основном заняты в отраслях, быстро реагирующих на экономические потрясения. Кроме того, все большее число молодежи, выходящей на рынок труда, не может найти себе работу. Хотя уровень безработицы среди молодежи снизился в конце 1990-х годов; в начале нового века он опять начал увеличиваться.

Несмотря на значительный рост мировой  экономики в 2006 году, количество безработных в мире достигло рекордного уровня - 195,2 миллиона человек или 6,3 % от трудоспособного населения планеты. Об этом сообщила МОТ в своем докладе «Глобальные тенденции в сфере занятости – 2007». Стоит отметить, что показатель 2006 года практически не изменился по сравнению с 2005 годом.

В своем отчете МОТ отмечает, что  в последнее десятилетие значительный экономический рост привел к росту производительности труда в мировом масштабе на 26%. При этом число работающих в мире выросло лишь на 16,%.

Трудное экономическое положение  толкает людей на поиски работы в  неформальном секторе экономики, где  занятость нестабильна, а зарплата более низкая. В отличие от прошлых  лет, сейчас неформальная экономика  в PC не может поглотить всех работников, не получивших работу в секторе официальной  экономики. Рост занятости в неформальном секторе приводит к увеличению численности  бедных трудящихся, который к концу 2004 года достиг 550 млн. человек, т.е. уровня, зарегистрированного в 1998 году. Сохранение этой тенденции может поставить под сомнение достижение целей по сокращению бедности в мире вдвое к 2015 году, поставленных ООН.

Перспективы в области занятости  в мире весьма неопределенны. По прогнозам  МОТ, в 2010 году более 60% экономически активного  населения мира будут проживать  в Азии, более 25% - в Китае. Возрастет  доля и других регионов, в частности, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. Напротив, доля экономически активного населения ПРС и  стран с переходной экономикой сократится и составит около 20%. Именно в странах Азии и Африки следует создавать большую часть новых рабочих мест – 60% и 15% соответственно. В целом для поглощения вновь прибывающих на рынок труда в течение 8 лет количество рабочих мест в мире должно увеличиться на 500 млн. Чтобы новые рабочие места способствовали сокращению бедности, они должны обеспечивать достойную зарплату и высокую производительность. В противном случае возрастет численность бедняков. Указывается, что для сокращения бедности и поглощения вновь прибывающих на рынок труда к 2010 году необходимо создать около 1 млрд. рабочих мест. Одновременно должна проводиться политика ускорения экономического роста.

Однако перспективы экономического роста остаются неясными. Хотя в  большинстве стран Азии отмечаются признаки возобновления экономического роста, здесь сохраняются факторы, препятствующие ему. Зависимость азиатских стран от импорта нефти и трудности в экономике Японии оказывают негативное влияние на возобновление роста доходов населения этого региона. Тем не менее, по прогнозам МОТ, к 2010 году здесь ожидается сокращение безработицы в два раза по сравнению с 2004 годом. Для этого необходим рост ВВП на уровне 4% в год.

В Китае проживает четверть экономически активного населения мира, и это  является основным фактором изменения  занятости в мире. Кроме того, Китай является лидером в текстильной  промышленности, имеет огромные перспективы  в сфере машиностроения, электроники  и является лидером по объему привлеченных инвестиций. Более эффективный рынок  труда Китая может открыть  новые перспективы в области  занятости, особенно в сфере услуг, которая недостаточно развита. В дальнейшем Китай будет по-прежнему привлекать прямые иностранные инвестиции для развития как внутреннего рынка, так и экспорта в другие страны Азии. Кроме того, некоторые страны азиатского региона намерены использовать обширный рынок Китая для сбыта своей экспортной продукции, что позволит им ослабить зависимость от ПРС, где сохраняются низкие темпы экономического роста.

Информация о работе Безработица: причины, последствия. Государственная политика занятости