Безопасность коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Появление в современной России акционерных банков явилось объективной необходимостью, связанной с переходом отечественной экономики от жесткого централизованного управления к свободным рыночным отношениям.
Одновременно с появлением кредитных учреждений и банков возник ряд не существовавших ранее проблем. Одна из них – необходимость обеспечения безопасности банков от противоправных посягательств. Число таких посягательств в настоящее время остается весьма высоким и имеет тенденцию к росту.
Среди проблем защиты банковской деятельности от угроз внешнего и внутреннего характера все более актуализируется необходимость обеспечения финансовых ресурсов, защиты информации и имущества коммерческого банка, создание системы его финансовой безопасности.
Особенность проблемы заключается в том, что основную работу организации защиты от криминальных проявлений законодатель возложил на сами банки.
Отсутствие в последнее время должной защищенности от экономических рисков и угроз криминального характера стало одной из причин банкротства и прекращения деятельности значительного числа банков и небанковских кредитных организаций. Жертвами преступников становятся как малые, так и крупные банки.
В своей работе я хотела бы рассмотреть безопасность коммерческого банка. Показать, какие на сегодняшний момент существуют проблемы в обеспечении безопасности, и рассмотреть две ситуационные задачи, в которых абсолютно по-разному среагировало Управление Безопасности самого, пожалуй, крупного Банка в России.

Оглавление

Введение___________________________________________________3
1.Правовые основы систем безопасности________________________________________________4-6
2. Понятие безопасности. Объекты и субъекты безопасности.________________________________________________7-8
3.Цели и задачи системы безопасности коммерческого банка________9-10
4. Принципы организации и функционирования системы безопасности Банка ____________________________________________________________11-13
5. Система управления безопасностью в коммерческих банках_______14-17
6. Мероприятия, используемые при обеспечении безопасности коммерческого банка _______________________________________________________18-22
7. Основные источники угроз безопасности банка и функции службы безопасности _________________________________________________23-24
8. Угрозы безопасности на примере Сбербанка России и деятельность службы безопасности ____________________________________________________26
9. Стратегия обеспечения безопасности на примере Сбербанка России___27
Глава II. Практическая часть. Ситуационные задачи
10.Ситуационная задача № 1_______________________________________28-29
11. Ситуационная задача № 2______________________________________29
12.Заключение___________________________________________________30
13.Библиографический список литературы___________________________31

Файлы: 1 файл

курсовая фин..doc

— 147.00 Кб (Скачать)

- угроза имуществу банка в форме его хищения или умышленного повреждения, а также сознательного провоцирования к осуществлению или непосредственного осуществления заведомо убыточных финансовых операций;

- угроза персоналу  банка, реализация которой способна  ухудшить состояние кадрового направления деятельности, например, в форме потери ценного специалиста или возникновения трудовых конфликтов.

б) По признаку источника  угрозы выделяются:

- угрозы со стороны  конкурентов, т.е. отечественных  и зарубежных банков, стремящихся  к усилению собственных позиций на соответствующем рынке путем использования методов недобросовестной конкуренции, например, экономического шпионажа, переманивания высококвалифицированных сотрудников, дискредитации соперника в глазах партнеров и государства;

- угрозы со стороны криминальных структур и отдельных зло умышленников, стремящихся к достижению собственных целей, находящихся в противоречии с интересами конкретного банка, например, захвату контроля над ним, хищению имущества, нанесению иного ущерба;

- угрозы со стороны нелояльных сотрудников банка, осознанно наносящих ущерб его безопасности ради достижения личных целей, например, улучшения материального положения, карьерного роста, мнения работодателю за реальные или мнимые обиды и т.п.

 

в) По экономическому характеру угрозы выделяются:

- угрозы имущественного  характера, наносящие банку прямой  финансовый ущерб, например, похищенные  денежные средства и товарно-материальные  ценности, сорванный контракт, примененные  штрафные санкции;

- угрозы неимущественного характера, точный размер ущерба от реализации которых обычно невозможно точно определить, например, сокращение обслуживаемого рынка, ухудшение имиджа банка в глазах его клиентов и деловых партнеров, утеря ценного специалиста.

г) По вероятности практической реализации угрозы выделяются:

- потенциальные угрозы, практическая реализация которых  на конкретный момент имеет  лишь вероятностный характер (соответственно, у субъекта управления есть  время на их профилактику или  подготовку к отражению);

- реализуемые угрозы, негативное воздействие которых на деятельность субъекта управления находится в конкретный момент в раз личных стадиях развития (соответственно, у субъекта имеются шансы на их оперативное отражение в целях недопущения или минимизации конечного ущерба);

- реализованные угрозы, негативное воздействие которых  уже закончилось и ущерб фактически  нанесен (соответственно, субъект  управления имеет возможность  лишь оценить ущерб, выявить  виновников и подготовиться к  отражению подобных угроз в  дальнейшем).

В организационной структуре управления банком служба безопасности выступает в качестве одного из штабных, т.е. наделенных распорядительными полномочиями, подразделений. Она несет основную ответственность за эффективную защиту имущественных и неимущественных интересов кредитно-финансовой организации от рассматриваемого в настоящем курсе перечня угроз, получая для этого необходимые ресурсы и полномочия.

 

8.Угрозы безопасности на примере Сбербанка России и деятельность службы безопасности

Характеристика потенциальных угроз на примере Сбербанка России:

1. Случайные угрозы (стихийные  бедствия, сбои и отказы, ошибки  пользователей) - Этим угрозам подвержены  все отделы, т.к от стихийных  бедствий, сбоев, ошибок никто  не застрахован.

2. Преднамеренные угрозы

- Традиционный шпионаж и диверсии - Здесь угрозам подвержены такие отделы как: Финансовый отдел, Отдел автоматизации, Коммерческий отдел. Шпионаж поможет злоумышленнику узнать как устроен банк для того чтобы организовать ограбление.

- Несанкционированный доступ к информации - Тут в основном угрожает Отделу автоматизации. Злоумышленник, взломав КС банка, может получить много ему полезной информации. Узнав, эту информация под угрозой могут быть и все остальные отделы.

- Электромагнитные излучения и наводки - Также угроза для Отдела автоматизации.

- Несанкционированная модификация структур - Также угроза для Отдела автоматизации.

- Вредительские программы - Также угроза для Отдела автоматизации. И из этого вытекает угроза для всех остальных отделов.

 

9.Стратегия обеспечения безопасности на примере Сбербанка России

Из трех рассмотренных  ранее концепций для Сбербанка России больше всего подходит концепция адекватного ответа. Факторы, определяющие выбор базовой концепции обеспечения

· общая стратегия  развития (“миссия”) банка, например ориентация на обслуживание высокорентабельных отраслей или теневой экономики ;

· степень агрессивности  конкурентной стратегии банка;

· степень криминальности региона размещения банка;

· финансовые возможности  банка по обеспечению собственной  безопасности;

· квалификация персонала  службы безопасности банка;

· наличие поддержки  со стороны местных органов государственной  власти.

Общая последовательность реализации избранной стратегии:

- определение общего  перечня реальных и потенциальных  угроз безопасности банка, а также их возможных источников;

- формирование ранжированного  перечня объектов защиты;

- определение ресурсов, необходимых для реализации стратегии;

- определение рациональных  форм защиты по конкретным  объектам;

- определение функций,  прав и ответственности службы  безопасности банка;

- определение задач других структурных подразделений и управленческих инстанций банка в рамках реализации стратегии;

- разработка оперативного  плана мероприятий и целевых  программ.

 

Глава II. Практическая часть

10.Ситуация № 1.

В начале мата 2012г.  в одном из отделений Сбербанка России произошло по истине дерзкое преступление – из хранилища ВСП была похищена крупная сумма денежных средств.

Здесь нам нужно ответить на вопрос: По чьей вине произошло такое преступление? По вине сотрудники Банка или же служба безопасности во взаимодействии с органами внутренних дел?

Мы можем очень долго искать ответ на этот вопрос, однако нужно  рассмотреть всю ситуацию в мельчайших подробностях.

В начале марта как обычно сотрудники ВСП заключили операционный день и старший по смене, уходя из ВСП, поставил Банк на сигнализацию, и спокойно ушел домой. Через час после ухода происходит преступление – неизвестные вошли в Банк, сняли его с сигнализации и прошли в хранилище.

Неизвестным хватило ровно 6 минут  на то, чтобы снять с сигнализации Банк , войти в хранилище, забрать из нужного сейфа огромную сумму денег и спокойно уйти. Причем обратно на сигнализацию преступники не поставили помещение Банка.

Кто же в этом виноват?

  1. Охранное предприятие, которое не среагировало на то, что в ночь был снят с охраны банк;
  2. Служба безопасности, которая вовремя не приложила усилий для того, чтобы искать виновных.

 

А ведь этот случай – угроза имиджу Банка. Множество мер было предпринято  в последствии, множество усилий было приложено.  А могло бы быть по-другому – если бы в этот день было четкое взаимодействие со службой Безопасности и органами внутренних дел – не возникало бы столь бурного ажиотажа вокруг этого инцидента.

 

 

12.Ситуация № 2.

Совсем недавно  неизвестные попытались взломать банкомат. Что же им помешало?

В этом случае быстрая  реакция и взаимодействие органов  внутренних дел и службы Безопасности. Преступников застали на месте преступления и отвезли в полицейский участок.

 

Заключение

Банковской  деятельности постоянно сопутствует  риск. Риски в банковской практике – это возможность потерь при наступлении определенных событий. Поэтому одной из целей деятельности банка выступает получение максимальной прибыли при минимально возможном риске.

Уровень и интенсивность  преступлений в отношении банковских структур и неэффективность противодействия им со стороны служб банковской безопасности свидетельствуют о том, что эти службы недостаточно осведомлены о лицах, фактах и процессах, происходящих как внутри банка, так и в среде его функционирования, т.е. недостаточно внимания уделяют информационной работе. Однако практика показывает, что она имеет решающее значение для эффективного обеспечения безопасности банка.

Обеспечение безопасности в кредитно-финансовой организации - это первоочередное направление  её деятельности, ведь многие люди сейчас доверяют банкам свои сбережения, пользуются услугами, предоставляемые банками, вносят в систему свои строго конфиденциальные данные, тем самым полностью доверяя данным учреждениям. Соответственно для обеспечения безопасности всей информации банки создают специальные подразделения - службы безопасности.

 

Библиографический список литературы

  1. Федеральный Закон от 29.12.2010г № 390-ФЗ «О безопасности»
  2. Федеральный закон от 02.12.1990г. № 395-1 (ред. от 23.07.2010г.) « О банках и банковской деятельности»
  3. В.А. Гамза, И.Б. Ткачук  «Безопасность коммерческого банка»,Москва, 2007г.
  4. Ю.А. «Организация защиты коммерческой тайны предприятия», Контроллинг, 2007г.
  5. В.И. Ярочкин «Безопасность банковских систем», Ось-89, 2008г.

 



Информация о работе Безопасность коммерческого банка