Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 09:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение банковских рисков и управление ими.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы банковских рисков;
- рассмотреть классификацию банковских рисков;
- изучить подходы, принципы, методы и процесс управления банковскими рисками;
- выявить механизмы регулирования рисков банковской системы
- риск
несбалансированной
Допустимый размер рисков различного вида должен фиксироваться через стандарты (лимиты и нормативные показатели), отражаемые в документе о политике банка на предстоящий период. Эти стандарты определяются на основе бизнес-плана.
К их числу можно отнести:
- долю
отдельных сегментов в
- соотношение кредитов и депозитов;
- уровень
показателей качества
- долю
просроченных и
- долю МБК в ресурсах банка;
- уровень
показателей ликвидности
- стандартные
требования к заемщикам банка
(по длительности участия в
данной сфере бизнеса,
Оценка
фактической степени риска
В качестве показателей оценки степени риска могут использоваться:
- коэффициенты;
- прогнозируемый размер потерь;
- показатели сегментации портфелей банка (портфель активов, кредитный, депозитных ресурсов, инвестиционный, торговый портфели и т.д.).
Наиболее распространен коэффициентный способ оценки степени риска.
Прогнозирование размера потерь может основываться на имитационном моделировании, методе дюрации и т.д.; рассматривается в разделе, посвященном процентному риску. Показатели сегментации свойственны анализу качества портфелей банка.
Банковская практика знает несколько форм классификации активов по группам риска:
- номерная система;
- балльная система -- с использованием метода взвешивания (группа риска х значимость показателя);
- система скорринга;
- смешанные формы.
Мониторинг
риска -- это процесс регулярного
анализа показателей риска
Процесс
мониторинга риска включает в
себя: распределение обязанностей по
мониторингу риска, определение
системы контрольных
При этом функциональные подразделения банка отвечают за управление коммерческими рисками, а комитеты и сводные подразделения -- фундаментальными рисками.
Круг
контрольных показателей
Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту банка от риска. Эти методы условно можно разделить на четыре группы:
1. методы предотвращения рисков;
2. методы перевода рисков;
3. методы распределения рисков;
4. методы поглощения рисков.
К методам
регулирования риска можно
- создание резервов на покрытие убытков в соответствии с видами операций банка, порядок использования этих резервов;
- порядок покрытия потерь собственным капиталом банка;
- определение шкалы различных типов маржи (процентной, залоговой и т.д.), основанной на степени риска;
- контроль за качеством кредитного портфеля;
- отслеживание
критических показателей в
- диверсификация операций с учетом факторов риска;
- операции
с производными финансовыми
- мотивацию
бизнес-подразделений и
- ценообразование (процентные ставки, комиссии) с учетом риска;
- установление лимитов на рисковые операции;
- продажа активов;
- хеджирование индивидуальных рисков.
Мировой
и отечественный опыт коммерческих
кредитных организаций
- комплексность, т.е. единая структура системы управления для всех видов риска;
- дифференцированность,
т.е. специфика содержания
- единство информационной базы;
- координация управления различными видами рисков.
Для построения
эффективной системы управления
банковскими рисками
1. с
учетом вышеуказанных
2. установить
принципы определения, оценки
и диагностики риска в
3. использовать
данные принципы в качестве
базы для создания важнейших
процедур управленческого
4. определить
процедуры обеспечения
5. ориентируясь
на вышеупомянутые принципы и
процедуры, следует
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ БАНКОВСКИХ РИСКОВ
3.1. Механизмы регулирования рисков банковской системы
В последнее десятилетие меняется традиционный подход к банковскому регулированию и надзору. Органы банковского надзора все более отходят от мониторинга соблюдения банковского законодательства и заменяют его мониторингом процесса управления рисками, осуществляемого самими банками. Другим значительным новшеством стало ужесточение требований к публичному раскрытию информации, направленное на делегирование функций данного мониторинга широкой общественности.
Механизмы регулирования рисков банковской системы весьма разнообразны и действуют, как правило, в комплексе, взаимно дополняя друг друга. На уровне банковской системы основными регуляторами являются государственные органы (обычно в лице центральных банков) и профессиональные саморегулируемые организации.
В условиях финансовой глобализации возрастает роль наднационального (международного) регулирования, основная задача которого - обеспечение устойчивого развития мировой финансовой системы. На уровне банковской системы основными механизмами регулирования банковских рисков являются: минимальный размер капитала для вновь создаваемых банков; требования к составу и нормативы достаточности капитала; стандарты организации и деятельности служб внутреннего контроля и управления рисками; требования к раскрытию информации о финансовом состоянии и общем риске банка; нормативные требования к методикам количественной оценки риска и др.
На уровне коммерческих банков в дополнение к внешним используются внутренние механизмы управления рисками, к которым относятся внутренние модели оценки и методы управления рисками (лимитирование, хеджирование, внутренний контроль и др.)
Как правило, органы регулирования в своей деятельности придерживаются либо предписывающего, либо рыночно ориентированного подхода. Предписывающий подход, как правило, накладывает ограничения на деятельность банков и регулирует все известные риски. Однако в современных условиях нормы регулирования быстро теряют адекватность, и в результате финансовых инноваций появляются новые, не регулируемые риски.
Усложнение
банковской деятельности и появление
новых банковских рисков стимулировали
осознание того, что предписывающий
подход к банковскому надзору
не соответствует современным
В рамках данного подхода задачи каждого участника в процессе управления риском распределяются следующим образом:
1. Органы
банковского регулирования и надзора,
формируя нормативную
и правовую среду, должны стимулировать
процесс управления риском.
2. Высшему
руководству банка следует в
полной мере нести
3. Внешние
аудиторы должны дополнить
4. Общественость
в лице многочисленных
В случае банкротства банка они понесут финансовые потери и должны понимать, что усилия со стороны регулирующих органов и банковского менеджмента по обеспечению устойчивости банков не могут защитить их от рисков. Клиенты банка сами должны управлять риском и нести ответственность за принимаемые решения. Базой для принятия обоснованных решений может стать мониторинг банковских рисков, осуществляемый другой частью общественности (средствами финансовой информации, финансовыми аналитиками, брокерами, рейтинговыми агентствами) на основе публичной банковской информации.