Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 19:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть механизм функционирования и дальнейшие пути развития кредитно-банковской системы РФ, анализ состояния банковской системы, проблемы и недостатки.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятия «банк» и «банковская система»;
- рассмотреть виды, функции банков;
- раскрыть основные причины проблем развития банковской системы России;
Ведение ……………………………………………………………………3
I.Теоретические основы банковской системы и её эволюция
1.1.Понятие и сущность банковской системы …………………..5
1.2.Эволюция банковской системы в России…………………….9
II. Виды и функции банков
2.1.Виды банков……………………………………………………11
2.2.Функции банков………………………………………………..16
2.3.Операции банков………………………………………………22
III. Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ
3.1. Проблемы банковской системы………………………………33
3.2. Перспективы развития банковской системы России………..38
Заключение ……………………………………………………………......41
Список литературы ……………………………………………….............47
Одной из мер для решения этой проблемы было принятие закона об отмене государственной пошлины и сбора за открытие филиала кредитной организации, а также обеспечение условий для расширения норм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций вне места нахождения кредитной организации. Очевидно, что этих мер оказалось недостаточно для полноценного решения проблемы. Разрыв в обеспечении банковскими услугами Москвы и регионов, а также отсутствие долгосрочных ресурсов для развития региональных банков сыграли свою негативную роль.
Таким образом, с учетом недостаточного территориального и технологического развития финансовой инфраструктуры, сегодня ясно, что решение проблем и дальнейшее развитие банковского сектора требует комплексных мер и серьезной поддержки со стороны государства.
Правительством Российской Федерации и Банком России была проведена основная работа по выполнению Мероприятий по реализации Стратегии 2008. Это обеспечило повышение устойчивости российского банковского сектора и повышение доверия к нему населения, снизило влияние мирового финансового кризиса на российскую экономику.
Кредитная поддержка производства – центральная проблема не только банковского сектора, но и всей экономики России. Кредитование реального сектора экономики, кредитование производства – сегодня крайне важная и актуальная проблема. Именно кредитование побуждает экономический рост, стимулирует увеличение массы товаров на рынке и, следовательно, приводит к снижению инфляции.
Необходимость расширения кредитования в условиях кризиса вызывается и рядом других обстоятельств. Во-первых, удельный вес кредита в общем финансовом обороте российских предприятий всегда был низок и особенно сейчас. Во-вторых, в условиях кризиса всегда есть дополнительная временная потребность в финансовых ресурсах, и кредит здесь – как спасательный круг, который помогает выйти из провала. Сегодня российская экономика страдает от недостатка кредита. Надо, очевидно, отказаться от тезиса, что появление денег на рынке неизбежно вызывает инфляцию. Вопрос в том, как эти деньги пустить в оборот. Представляется возможным развернуть кредитование как самый эффективный антиинфляционный путь развития, конечно, при грамотном управлении этими процессами.
Что сегодня происходит в стране в области кредитов. Реально оживления кредитования нет. Если исключить из объема кредитования валютные факторы, видно, что в январе текущего года корпоративные кредиты выросли незначительно – на 0,1%, а кредиты населению снизились примерно на 1%16.
Другая проблема – это необходимость государственной поддержки кредитования. Вопрос заключается в том, чтобы определить, кого поддерживать, за счет каких источников, в каком порядке.
Как известно, утверждается, что внутренняя причина проблем развития экономики России – перегрев экономики в последние годы. Произошло элементарное нарушение логики в развитии экономики страны, ее отраслей, нарушение объективной истины в темпах и пропорциях экономического развития.
Во-первых, Россия развивалась как сырьевая страна, другие отрасли резко отставали. В результате, как известно, рост обеспечивали только цены на нефть и газ. И их неизбежное изменение привело к известным проблемам.
Во-вторых, были нарушены пропорции в росте строительного производства. В условиях дефицита жилья и отсутствия антимонопольного регулирования вздулись цены на строительные материалы, жилье и другие строительные объекты.[15]
В-третьих, огромные денежные ресурсы (нефтедоллары) вместо направления в экономику и прежде всего в новые технологии вкладывались в зарубежные банки.
В-четвертых, искусственно сдерживалось расширение собственно финансово-банковской инфраструктуры.
На современном этапе несмотря на решение ряда серьезных проблем банки тем не менее пока не могут активно поддерживать производство, крайне мало предоставляют новых кредитов. Причиной такого поведения является наличие следующих факторов: высокий риск кредитования; отсутствие МБК; ожидание новой волны кризиса в банках; отсутствие длинных денег.
В таких условиях банки не могут рисковать по простой причине: велика как никогда ранее угроза невозврата кредита. Банки как бы замерли, практически не расширяют кредитование.
При всей актуальности рассмотренных выше вопросов наличие высоких ставок по кредитам – одна из самых острых проблем на современном этапе. Кредитные ставки для предприятий достигают 24–26%, а в ряде случаев и больше. Для того чтобы определить возможные пути снижения процентных ставок конечным потребителям, важно прежде всего выяснить причины существования таких высоких ставок.
Наиболее распространенная позиция по этому вопросу отражает прежде всего мнение Банка России – это наличие высокой инфляции в стране и невозможность предоставления кредитов для банков в системе рефинансирования ниже этой инфляции. Устанавливая высокую ставку по кредитам, Центральный банк Российской Федерации тем самым делает более дорогим рубль и защищает его от обесценивания, а также оттока валюты за рубеж. Есть и другие точки зрения.
Так Ассоциация российских банков попыталась отразить влияние факторов, определяющих процентную ставку, в виде следующей схемы.
Как видно из схемы, наибольшее влияние на величину процентной ставки оказывает система рисков при кредитовании (ее вес мы оценивается на уровне 40%).
Другим, крайне важным фактором, влияющим на цену кредита, является ставка рефинансирования Банка России. Это исходная величина, которая как бы дает пусковой импульс для определения конечной ставки кредитования реального сектора.
Однако это не всегда определяющий фактор, так как еще год-два назад, в спокойной ситуации, ставка кредитов была ниже ставки рефинансирования. Но если государство хотя бы незначительно стало снижать ставку рефинансирования – это было бы сигналом для поведения банков в конечной стадии кредитования.
Безусловно, надо иметь в виду влияние и других факторов. Особенно заметно воздействие на величину процентной ставки размеров процентов по депозитам населения. В сложившихся условиях банки вынуждены повышать конечную процентную ставку в зависимости от платы по депозитам (по рублевым депозитам этот процент составляет 12–15% и более).
В этой ситуации, естественно, главным направлением по снижению процентных ставок является снижение рисков по кредитам. В условиях кризиса решить эту проблему возможно установлением гарантий со стороны государства на предоставляемые банками кредиты.
Проблема просроченной задолженности или “плохих долгов”. В США доля "плохих" долгов постепенно уменьшается, а в России еще будет расти. Одной из мер по борьбе с ростом объема "плохих" долгов и необходимость рекапитализации банковской системы, российские власти готовы втрое увеличить долю государства при докапитализации банков: к каждому рублю, направляемому акционерами в капитал банка, государство будет добавлять еще три в виде субординированного кредита.[16]
Таким образом, выделим основные проблемы современного банковского сектора:
- проблема просроченной
- слабая финансовой
- высокий уровень процентных ставок по кредитам
- кредитная поддержка
- слабо развитый филиальный и региональный региональный банковский сектор
- неравномерность региональной
концентрации активов
- низкая динамика развития
- рост зависимости
- сохранение низкого уровня капитализации банков
3.2 Основные направления совершенствования российской банковской системы
В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям. Первое - расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе - повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье - обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.
Правительство совместно с Банком России реализует меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороны Центрального Банка, более 2 триллионов рублей, в 2009-м поддержка будет продолжена, в основном, за счет ресурсов Центрального Банка.
В 2009 году, в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственным участием и Внешэкономбанку субординированным кредитам, Правительство направит 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку, 225 млрд.руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.
На увеличение ресурсной базы банков направлен ряд решений Банка России. Расширен ломбардный список Банка России для обеспечения дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций. В него включены 27 субфедеральных и корпоративных ценных бумаг. Увеличены сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования). Установлено, что по кредитам на срок от 181 до 365 календарных дней, обеспеченным активами, в том числе "нерыночными активами", процентная ставка составляет 13 процентов годовых.[17]
Будет усилен контроль за реализацией мероприятий по предупреждению банкротства и ходом процедур банкротства небанковских финансовых организаций в целях создания возможности для сохранения активов и максимизации удовлетворения требований кредиторов, включая физических лиц.
Срок исполнения обязательств по биржевым облигациям продлен с одного года до трех лет. Разрешен выпуск биржевых облигаций не только открытыми акционерными обществами, но и другими хозяйственными обществами, а также госкорпорациями.
В целях повышения доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора Правительство предприняло целый ряд мер.
Так, усилен контроль за работой органов управления банков, получивших средства
государственной поддержки, включая субординированные кредиты. В такие банки назначены уполномоченные представители Банка России. Контроль будет осуществляться по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитной организации.
Упрощена процедура предоставления государственных гарантий. Предусмотрена возможность делегирования Правительством Российской Федерации Минфину России права принятия решения о предоставлении государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере, до 10 млрд. рублей по каждой гарантии. Увеличен максимальный размер государственных гарантий Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (с 50 до 150 млн. долларов США), право принятия решения о предоставлении которых Правительство Российской Федерации может делегировать Минфину России
Специальные меры предпринимаются по обеспечению доступности кредитов (субсидирование процентной ставки) для приоритетных секторов экономики - сельского хозяйства, автомобилестроения и транспортного машиностроения. В рамках государственной программы поддержки малого бизнеса субсидируются процентные ставки по кредитам малым предприятиям.
Отдельное направление поддержки финансовых рынков - обеспечение санации «проблемных» банков, важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы, снижение воздействия на банковскую систему банкротств отдельных банков. Банку России предоставлено право заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми Банк России компенсирует им часть убытков по кредитам, выданным организациям, у которых отозвана банковская лицензия.
В целом Правительство и Центральный Банк будут стимулировать консолидацию в банковской сфере, формирование крупных и финансово устойчивых банковских структур,
конкурентоспособных на международном уровне и способных обеспечивать «длинное» финансирование проектов.
В случае углубления кризисных тенденций возможно наращивание доли «проблемных» активов в банковской системе. В этой ситуации возможно снижение устойчивости банков. Правительство зарезервировало необходимые средства для решения этой проблемы.
Открытость и высокая эффективность российского банковского сектора – обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора, можно отнести:
• установление для 30 – 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;
• введение дифференцированной системы надзора за банками;
• передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;
• разработку Банком России специальных нормативных актов для банков по риск-менеджменту;
• переход на электронный формат подачи отчетности банков;
• совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета (вклады) физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.[18]
Основными направлениями развития банковского сектора Российской Федерации для Правительства Российской Федерации и Банка России являются повышение эффективности аккумулирования банковским сектором сбережений и трансформации их в инвестиции, повышение роли банковского сектора в процессе модернизации российской экономики; повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций и создание условий для развития конкуренции как в банковском секторе, так и на финансовом рынке в целом, повышение системной устойчивости банковского сектора; повышение качества и существенное расширение перечня банковских услуг для населения и предприятий, прежде всего для населения удаленных регионов со слабой степенью развития банковского обслуживания, за счет применения современных банковских и информационных технологий, упрощения и расширения перечня инструментов кредитования малого бизнеса; предотвращение вовлечения кредитных организаций в противоправную деятельность, прежде всего в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Информация о работе Банковская система РФ: проблемы и перспективы развития