Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 07:53, курсовая работа
Проблема обеспечения предприятия финансовыми ресурсами, как долгосрочного характера, так и краткосрочного характера является актуальной. Источниками заемного капитала могут стать средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг, и кредитные ресурсы. Выбор источника долгового финансирования и стратегия его привлечения определяют базовые принципы и механизмы организации финансовых потоков предприятия. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры капитала предприятия.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Понятие заемных средств, их назначение, источники формирования ……...4
2 Анализ заемных средств предприятия ………………………………………10
2.1 Характеристика предприятия ………………………………………………10
2.2 Анализ заемного капитала предприятия …………………………………..11
2.3 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности ….15
2.4 Анализ эффективности использования заемного капитала ……………...19
3 Определение потребности предприятия в заемных средствах и направления их рационального использования ……………………………………………...24
Заключение ………………………………………………………………………29
Список использованных источников …………………………………………..30
К и..нг =(37470+ 1000) \ 28250 *100% = 136,17
К и..кг =(44010+ 1800) \ 34540*100% = 132,63
К инвестирования собственных средств и долгосрочных кредитов снизился на конец периода на 3,54%.
Таким образом, проанализировав основные показатели эффективности использования заемного капитала, можно сделать следующий вывод:
Коэффициент независимости на довольно высоком уровне, чем выше его значение, тем выше финансовая устойчивость предприятия.
Коэффициент привлечения – обратный показатель коэффициента независимости. Он показывает, что финансовая зависимость от заемных средств незначительная.
Коэффициент финансовой устойчивости показывает удельный вес тех источников организации, которые могут быть использованы длительное время, нашем случае это 80%.
Коэффициент «плечо финансового рычага» у нас составляет 0,01% - это свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия. Доля заемных средств над собственными 0,01%
В
общем по предприятию, хотя и некоторые
показатели снизились, предприятие
устойчиво стоит на ногах, ее положение
финансово-устойчивого.
3 Определение потребности предприятия в заемных средствах и направления их рационального использования
Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
Известны два вида источников пополнения средств предприятия: внешние – за счет заимствований и эмиссии акций и внутренние – за счет нераспределенной прибыли.
Существует четыре основных способа внешнего финансирования:
1 Закрытая подписка на акции (если она проводится между прежними акционерами, то, как правило, по заниженной в сравнении с рыночным курсом цене; при этом у предприятия возникает упущенная выгода – тот же расход).
2 Привлечение заемных средств в форме кредита, займов, эмиссии облигаций.
3 Открытая подписка на акции.
4 Комбинация первых трех способов. Если первый способ оказывается неприемлемым из-за недостатка средств у сегодняшних акционеров или их уклонения от дальнейшего финансирования, то критерием выбора между вторым и третьим вариантами является сведение к минимуму риска утраты контроля над предприятием.
Внешние и внутренние виды финансирования тесно взаимозависимы. Это не означает, тем не менее, взаимозаменяемости. Так, внешнее долговое финансирование ни в коем случае не должно подменять привлечение и использование собственных средств. Только достаточный объем собственных средств может обеспечивать развитие предприятия и укреплять его независимость, а также свидетельствовать о намерении акционеров разделять связанные с предприятием риски и «подпитывать» тем самым доверие партнеров, поставщиков, клиентов и кредиторов.
Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:
1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде.
Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.
2. Определение целей привлечения заемных средств в настоящем периоде. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:
- пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
-
обеспечение формирования
-формирование
недостающего объема
-
другие временные нужды.
3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:
а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.
5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.
Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процесс этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.
Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.
6. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита, товарного (коммерческого) кредита, прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.
7. Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.
8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:
9. Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.
10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.
Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а, в конечном счете - повысить рыночную стоимость предприятия.
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга).
Заемный
капитал представляет собой часть
стоимости имущества
Слишком большое привлечение заемных средств уменьшает финансовую устойчивость предприятия, а слишком малый объем заемных средств не позволяет предприятию развиваться. Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).
1 Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом./ И.Т Балабанов. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 384с.
2 Донцова Л.В., Анализ финансовой отчетности./ Л.В. Донцова, Н.А Никифорова. – М.: Дело и сервис, 2006. – 336 с.
3 Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности/ В.В. Ковалев. -М. : Финансы и статистика, 2007. - 512 с.
4 Любушин Н.П. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия./ Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 471с.