Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2015 в 15:35, реферат
Бюджетирование способствует поддержанию и усилению координации между подразделениями. Координация между подразделениями организации — это важный элемент компании, в которой руководители подразделений самостоятельно принимают решения.
Бюджетирование — это средство обучения менеджеров. Разработка и согласование бюджетов способствуют изучению руководителями особенностей деятельности собственных подразделений, осознанию связи своих показателей с работой других центров ответственности.
Внедрение и поддержание системы бюджетирования в организации невозможны без передачи сведений от одного подразделения к другому. В системе бюджетирования доминируют вертикальные информационные потоки.
– упущенной выгоды;
– снижения доходности;
– прямых финансовых потерь.
Риск упущенной выгоды — риск косвенного финансового ущерба (другими словами, — риск недополученной прибыли) из-за невыполнения какого либо действия (страхования, инвестирования и т.д.).
Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по вкладам и кредитам, а также по портфельным инвестициям
Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг других активов. Термин «портфель» происходит от итальянского слова «portofolio» — совокупность ценных бумаг, которые имеются у инвестора.
Процентные риски представляют собой опасность потерь кредитными и финансовыми учреждениями своих средств в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам относительно ставок по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски инвестиционных потерь, в связи с изменением дивидендов по акциям, риски процентных ставок на рынке по облигациям и другим ценным бумагам.
Кредитный риск — опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.
Риски прямых финансовых потерь разделяются на следующие основные типы :
– биржевой риск;
– селективный риск;
– риск банкротства;
– авансовый риск;
– оборотный риск.
Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.
Селективные риски представляют собой группу рисков, обусловленных неправильным выбором видов вложения капитала или ценных бумаг для инвестирования.
Риск банкротства представляет собой опасность (в результате неправильного выбора вида вложения капитала) полной потери предпринимателем собственных средств и его неспособность рассчитываться по взятым на себя обязательствам.
Авансовые риски возникают при заключении любого контракта, если по нему предусматривается оплата продукции заказчиком уже после ее производства. Суть авансового риска проявляется, если компания (продавец, носитель риска) понесла при производстве (или закупке) товара определенные затраты, которые на момент производства (или закупки) ничем не компенсированы. Когда компания не имеет эффективно налаженного оборота, она всегда несет авансовые риски, которые выражаются в формировании складских запасов нереализованного товара.
Оборотный риск предполагает возможное наступление дефицита финансовых ресурсов в течение срока регулярного оборота. Другими словами, при постоянной скорости реализации продукции у предприятия могут возникать разные по скорости обороты финансовых реcурсов.
Коммерческие риски представляют собой опасность потерь (убытков) в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности . Коммерческие риски подразделяются на следующие типы (рисунок 25):
– имущественные;
– производственные;
– торговые;
– социально-экологические;
– информационной безопасности.
Имущественные риски — опасность потерь имущества из-за краж, диверсий, халатности, сбоя технологических систем и т.п.
Производственные риски — возможные убытки от остановки или сбоя технологического процесса на производстве вследствие воздействия различных факторов и, прежде всего, утеря или повреждение основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новых технологий. Классификация типов производственных рисков представлена в следующем разделе.
Торговые риски — убытки по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки и/или недопоставки товара и т.п.
Социально-экологические риски — возможность выплаты штрафов, компенсаций, а также возможность падения репутации предприятия в связи с загрязнением окружающей среды; а также опасности для сотрудников предприятия в результате его производственной деятельности.
Риски информационной безопасности — опасность несанкционированной утечки конфиденциальной информации о производственной и финансовой деятельности предприятия, которая может привести к финансовым убыткам.
Классификация рисков производственной деятельности предприятия
Для производственной деятельности предприятия наиболее распространенной и часто используемой является классификация, которая предусматривает деление рисков на следующие основные группы:
– производственные;
– кадровые;
– в сфере обращения;
– в сфере управления.
Производственные риски состоят из рисков основной, вспомогательной и обеспечивающей производственной деятельности.
Риски основной производственной деятельности обусловлены:
– нарушениями технологической дисциплины;
– авариями, пожарами, катастрофами и т.п.;
– внеплановыми остановками оборудования и прерыванием технологического цикла работы предприятия.
Следствиями перечисленных рисков являются недополучение прибыли и возникновение прямых убытков.
Примеры рисков вспомогательной производственной деятельности:
– перебои в электроснабжении;
– удлинение сроков технического обслуживания и ремонта производственного оборудования;
– поломка и аварии вспомогательных производственных систем.
Следствием данных рисков является уменьшение объема производства.
Риски обеспечивающей производственной деятельности:
– сбои в работе служб, обеспечивающих бесперебойное функционирование основного и вспомогательного производства (например, складское и транспортное хозяйство);
– сбои в работе информационных систем и т.д.
Следствием данных рисков является ухудшение экономического положения предприятия.
Кадровые риски возникают в процессе управления людскими ресурсами на этапах набора, подготовки, обучения и мотивации сотрудников предприятия. Следствием кадровых рисков является снижение конкурентоспособности предприятия из-за недостатка квалифицированных кадров на различных уровнях управления.
Риски в сфере обращения обусловлены:
– нарушением поставщиками и предприятиями-партнерами графиков поставки сырья и комплектующих;
– отказами потребителей в оплате заказной продукции;
– банкротством деловых партнеров организации.
Риски в сфере управления подразделяются на две группы:
1) на уровне принятия стратегических решений:
– ошибочный выбор целей организации;
– неверная оценка стратегического потенциала предприятия;
– ошибочный прогноз развития общеэкономической ситуации в государстве;
– завышенная оценка ресурсных возможностей компании и т.п.
2) на уровне принятия тактических решений:
– искажение или частичная утрата содержательной информации при переходе от стратегического планирования к тактическому;
– несоответствие тактических решений стратегическим.
На рисунке 16 представлена классификация рисков для производственной деятельности предприятия.
Антикри́зисное управле́ние — процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния.
Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности.
К возникновению кризиса на уровне хозяйствующих субъектов приводят следующие факторы:
Таким образом, антикризисное управление — это:
- анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии компании;
- познание
экономического механизма
- стратегический
контроллинг компании и
- оперативная
оценка и анализ финансового
состояния организации и
- разработка
предпочтительной политики
- постоянный
учет риска
Рассмотрим на каких принципах базируется система антикризисного управления. К числу основных принципов относятся:
Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.
Вышеперечисленные принципы являются основой фирмы антикризисного управления предприятием.
Теперь коснемся вопроса какую роль играет финансовый менеджмент в антикризисном управлении. Практически все сходятся во мнении, что финансовый менеджмент является основным элементом антикризисного управления. Ведь финансовый менеджмент представляет сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять финансовыми потоками и находить оптимальные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса. Огромна роль финансового менеджмента и в диагностике кризисных ситуаций, т.к. одной из задач финансового менеджмента является анализ финансового состояния предприятия. Анализируя финансовое состояние предприятия возможно установит зачатки кризиса на самых ранних этапах развития. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства.
Итак, можно сделать следующие выводы, что антикризисное управление - это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. Антикризисное управление базируется на некоторых принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного. Большую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент.
Факторами внутренней среды, определяющей условия функционирования компании, являются:
1. Параметры технических ресурсов организации:
- средства технического оснащения;
- сырье, материалы, полуфабрикаты;
- энергия.
2. Параметры технологических ресурсов:
- НИОКР;
- технология изготовления товаров компании.
3. Параметры кадровых ресурсов:
- работники, определяющие цели организации;
- работники,
разрабатывающие средства
- работники,
организующие процесс создания
средств достижения целей
- работники,
непосредственно создающие
- работники,
обслуживающие процесс
4. Параметры пространственных ресурсов:
- территория площадки компании;
- производственные здания;
- непроизводственные здания;
- сооружения и инженерные коммуникации.
5. Параметры
ресурсов организационной
Информация о работе Анализ моделей бюджетирования и риски безбюджетного управления