Анализ моделей бюджетирования и риски безбюджетного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2015 в 15:35, реферат

Краткое описание

Бюджетирование способствует поддержанию и усилению координации между подразделениями. Координация между подразделениями организации — это важный элемент компании, в которой руководители подразделений самостоятельно принимают решения.
Бюджетирование — это средство обучения менеджеров. Разработка и согласование бюджетов способствуют изучению руководителями особенностей деятельности собственных подразделений, осознанию связи своих показателей с работой других центров ответственности.
Внедрение и поддержание системы бюджетирования в организации невозможны без передачи сведений от одного подразделения к другому. В системе бюджетирования доминируют вертикальные информационные потоки.

Файлы: 1 файл

Бюджетирование1.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

– сводит воедино различные области опыта при анализе рисков;

– при оценке рисков помогает правильно учесть различные точки зрения;

– позволяет правильно корректировать процесс менеджмента при обслуживании рисков.

 

Обеспечение заинтересованности в процессах риск-менеджмента позволяет «распределить» риски по отдельным менеджерам, а также вовлечь в эти процессы всех участников риск-менеджмента. Консультативный подход помогает оценить преимущества отдельных методов контроля и необходимость одобрения и поддержки рискового решения.

 

В зависимости от специфики процессов риск-менеджмента, деловой культуры организации, важности и значимости рисковых ситуаций определяется необходимость и степень ведения записей (регистрации данных) на стадии взаимодействия и консультирования.

 

Взаимодействие в сфере рисков представляет собой интерактивный процесс обмена информацией и экспертными оценками основных параметров риска и управления им. Необходимо отметить, что данный процесс должен осуществляться одновременно и параллельно по двум направлениям: (1) — непосредственно внутри фирмы; (2) — между фирмой и внешними участниками риск-менеджмента.

 

Внутрифирменное взаимодействие должно осуществляться как по вертикальной иерархической структуре административного управления, так и посредством линейных межфункциональных связей между структурными подразделениями фирмы (см. рисунок 13).

 

Рисунок 13. Построение системы взаимодействия на внутриорганизационных уровнях предприятия.

 

Одним из наиболее эффективных прикладных методов использования консолидированного мнения, полученного при получении консультаций, является метод экспертных оценок.

 

Консультирование обладает следующими характерными чертами:

 

– Прежде всего, это мероприятия, направленные на достижение итогового результата, а не самоцель управления рисками;

 

– Результаты консультирования представляют собой информационную базу для принятия рисковых решений, однако они не являются управляющим воздействием на это решение.

Обмен информацией и взглядами на риски в рамках фирмы позволяет развивать коммуникационные связи внутри организации. Это помогает определять зоны особого внимания, требующие совместной работы и разработки общих стратегий для достижения запланированных результатов, что позволяет однозначно определить механизмы мониторинга процесса риск-менеджмента. Межфункциональное взаимодействие обеспечивает возможность диалога между простыми исполнителями, топ-менеджерами и высшим руководством. Воздействие и консультирование могут осуществляться на различных уровнях в зависимости от ситуации, в частности, при:

 

– одностороннем взаимодействии

– предоставление информации, например, ежегодных отчетов, информационных листков, протоколов совещаний и т.д.;

– двустороннем взаимодействии — обмен мнениями и позициями между участниками риск-менеджмента.

 

Опыт участников риск-менеджмента в большинстве случаев является определяющим базисом, позволяющим установить причины и факторы возникновения рисковых ситуаций. Взаимодействие и консультирование способствует увеличению объективности оценки рисков и исключает «шаблонное» мышление. Например, высшее руководство определяет направления вложения инвестиций в ряд проектов, исходя из собственных представлений о параметрах рисков. При этом топ-менеджеры организации оценивают размер риска иначе, чем высшее руководство. В ряде случаев, сотрудники компании, которые функционируют на операционном уровне производства, идентифицируют ряд рисков, которые «выпали» из поля зрения их руководителей. Наличие обратной связи является важнейшим элементом внутриорганизационного взаимодействия и позволяет вырабатывать эффективные модели и методы управления рисками.

 

Привлечение к процессу риск-менеджмента других участников (например, экспертов по специализированным вопросам) или, по меньшей мере, получение экспертных оценок, является существенным и решающим условием эффективности управления рисками. Взаимодействие с участниками риск-менеджмента делает управление рисками более взвешенными, ставит его на качественную основу и придает значимость организации. Данное обстоятельство является определяющим, если участники риск-менеджмента:

– влияют на эффективность предложенных мероприятий риск-менеджмента;

– пострадали от рисков;

– приносят добавленную ценность в процесс оценки размера рисков;

– вызывают увеличение убытков впоследствии рисковых ситуаций;

– находятся под влиянием управляющих воздействий на риск.

 

Этапы определения позиций (точек зрения на риск и его приемлемый уровень) и разработка моделей и методов взаимодействия должны быть реализованы параллельно и взаимно корреспондироваться друг в друга. При разработке планов взаимодействия необходимо учитывать позиции участников риск-менеджмента. Одна и та же рисковая ситуация будет рассматриваться заинтересованными сторонами с различных точек зрения (см. таблицу 3). Вследствие этого необходимо учитывать позиции всех участников риск-менеджмента, с тем, чтобы выработать оптимальный подход к взаимодействию и представлению информации.

 

Таблица 3. Примеры выработки методов коммуникации между основными участниками взаимодействия

 

№ п/п  

Группа участников  

Определяющая точка зрения на риск  

Метод взаимодействия и форма обмена информацией

1  

Учредители  

Обеспечение получения дивидендов  

Собрание учредителей, совет правления / Предоставление отчетов

2  

Государственные органы исполнительной власти  

Соответствие законодательным и отраслевым требованиям  

Официальная переписка, совместные совещания / Предоставление отчетов о выполнении обязательных требований

3  

Банковские учреждения  

Гарантии возврата кредита  

Деловая переписка, совместные совещания / Отчеты по платежам, данные по финансовой устойчивости предприятия

4  

Инвесторы  

Гарантии окупаемости инвестиций  

Расширенное совещание на уровне высшего руководства / Предоставление отчета по выполнению инвестиционной программы

 

5  

Клиенты  

Выполнение контрактных условий (договорных обязательств) организацией  

Встречи, деловая переписка с клиентом, проведение конференций, выставок, семинаров, совместных совещаний / Предоставление отчета о ходе реализации

6  

Контрагенты, в том числе поставщики и субподрядчики  

Своевременность платежей по контрагентским договорам  

Совместные совещания с контрагнентами / Предоставление указаний контрагентам

7  

Партнеры  

Гарантия надежности реализации совместных проектов  

Совместные совещания с партнерами / Отчетные данные по совместным проектам

8  

Высшее руководство организации  

Выполнение договорных обязательств перед клиентом с обязательным соблюдение бюджета и обеспечением нормы рентабельности и/или прибыли  

Проведение совещаний как внутри организации, так и с участием партнеров и контрагентов / Отчеты по выполнению договора и его бюджета; оцененный уровень риска в масштабах всей организации

9  

Топ-менеджеры  

Выполнение бизнес-плана  

Совещания на различных уровнях управления / Отчетные данные по реализации бизнеспроцессов; оцененный уровень риска в рамках бизнес-процесса; варианты рискового решения, приказы

10  

Менеджеры операционного уровня управления (Руководители проектов)  

Обеспечение реализации бизнеспроцессов в управляемых условиях  

Оперативные «планерки», методы «мозгового штурма» и «дельфийского оракула» / отчеты о выполненной работе; оценка уровня риска на операционном уровне управления, распоряжения

11  

Ответственные исполнители по функциональному признаку  

Выполнение заданий, полученных от вышестоящего уровня управления  

Оперативные «планерки», методы «мозгового штурма» и «дельфийского оракула» / Отчеты о выполненной работе, служебные записки, рапорты

12  

Внешние эксперты-оценщики и консультанты  

Приемлемый доверительный интервал произведенных оценок и рекомендаций  

Проведение совместных совещаний, методы «мозгового штурма» и «дельфийского оракула» / Предоставление отчетов о произведенных экспертных оценках уровня риска; предоставление рекомендаций по выбору вариантов рискового решения

 

 

 

Классифицировать риски можно по различным признакам. Классификация рисков по видам предпринимательской деятельности:

 Производственная (производство товаров и услуг);

 Коммерческая (реализация товаров и услуг);

 Финансовая (управление финансовыми потоками).

 

Классификация рисков коммерческой и финансовой деятельности предприятия

 

Для указанных видов предпринимательской деятельности наиболее распространенной и часто используемой является классификационная схема рисков  Ее основой является разделение всех рисков по однородности последствий от возникновения рисковой ситуации (рисунок 17): чистые (нефинансовые), спекулятивные (финансовые) и смешанные (коммерческие) риски.

 

 

 

Чистые (нефинансовые) риски связаны с возникновением рисковых ситуаций, которые непосредственно не возникают в процессах движения финансовых потоков, но оказывают на них значительное влияние. Чистые риски могут быть разделены на следующие типы (рисунок 18):

– природно-естественные;

– политические;

– социальные;

– транспортные.

 

Природно-естественные риски — риски, связанные с проявлением стихийных сил природы.

 

Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и с деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от предприятия.

Политические риски :

 

– Невозможность осуществления предпринимательской деятельности вследствие военных действий, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации товаров и предприятий, введения эмбарго из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.д.

– Введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (война и т.д.);

– Запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательства перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу приложения.

 

К политическим относят также налоговый риск — возможность неблагоприятного (для торгово-промышленного предприятия) изменения налогового законодательства — налоговый риск является довольно распространенным и оказывает существенное (зачастую отрицательное) влияние на результаты финансовой деятельности организации.

 

Социальные риски — риски, связанные с нестабильностью социальной обстановки в государстве; нестабильность может быть вызвана деятельностью социальных и общественных организаций (примером являются забастовки на предприятиях, инициированные профессиональными союзами).

 

Транспортные риски — риски, связанные с перевозками грузов различными видами транспорта.

 

 

Спекулятивные (финансовые риски) — риски, которые характеризуют потери (снижение прибыли, доходов, уменьшение капитализации и т.д.) в ситуации неопределенности условий финансовой деятельности предприятия /1,3/. Финансовые риски подразделяются на два основных типа (рисунок 20).

 

 

 

Инфляционный риск обуславливается возможностью обесценивания реальной стоимости капитала, выраженного в форме денежных активов, а также ожидаемых доходов и прибыли в связи с ростом инфляции.

Инфляционные риски действуют в двух направлениях:

 

– Сырье и комплектующие, используемые в производстве, дорожают быстрее, чем готовая продукция;

– Готовая продукция предприятия дорожает быстрее, чем цены конкурентов на аналогичный вид продукции.

 

Дефляционный риск — это риск того, что при росте дефляции происходит снижение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

 

Валютный риск — опасность валютных потерь в результате изменения курса валютной цены по отношению к валюте платежа в период между подписанием внешнеторгового или кредитного соглашения и осуществлением платежа по нему. В основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства в указанный период. Например, экспортер несет убытки при понижении курса валюта цены по отношению к валюте платежа, так как он получит меньшую реальную стоимость по отношению к валюте платежа. В тоже время, организация-плательщик получает прибыль от понижения курса валюты, так как заплаченная им стоимость в валюте экспортера ниже, чем стоимость в валюте платежа. Таким образом, колебания валютных курсов приводят как негативным, так и позитивным последствиям в зависимости от специфики субъекта управления в риск-менеджменте.

 

Риски ликвидности — это риски, связанные с потерями при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.

 

Инвестиционные риски (риски, связанные с вложением капитала) выражают возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия. Так инвестиционные риски связаны с возможной потерей капитала предприятия, они представляют группу наиболее опасных рисков в

 деятельности  коммерческих и финансовых структур. Инвестиционные риски включают  следующие типы (рисунок 12):

Информация о работе Анализ моделей бюджетирования и риски безбюджетного управления