Анализ формирования финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Цель анализа: выявить и оценить резервы прибыли и эффективность её использования.
Задачи:
Оптимизация плана прибыли;
Оценка его выполнения;
Выявление факторов формирования прибыли и их количественная оценка;
Оценка качества прибыли;
Выявление резервов роста прибыли;
Разработка мероприятий по реализации резервов.

Оглавление

I. Цель, задачи и источники информации.
II.Анализ уровня, структуры и динамики прибыли.
Анализ факторов формирования прибыли от реализации продукции работ и услуг.
IV. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.
V. Оценка качества прибыли.
VI. Анализ рентабельности деятельности предприятия.
VII. Методика подсчёта резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
VIII Прогнозирование прибыли.
IХ. Анализ соотношения «издержки-объёмы-прибыль».

Файлы: 1 файл

Анализ формирования финансовых результатов.DOC

— 496.00 Кб (Скачать)

 


Анализ формирования финансовых результатов

 

I. Цель, задачи и источники информации.

II.Анализ уровня, структуры и динамики прибыли.

    1. Анализ факторов формирования прибыли от реализации продукции  работ и услуг.

IV. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.

V. Оценка качества прибыли.

VI. Анализ рентабельности деятельности предприятия.

VII. Методика подсчёта резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

VIII Прогнозирование прибыли.

IХ. Анализ соотношения  «издержки-объёмы-прибыль».

 

 

  1. Цель, задачи и источники информации.

I. Конечным (положительным) финансовым результатом деятельности предприятия является- прибыль- основной источник развития предприятия и формирования государственного бюджета.

Цель анализа: выявить и оценить резервы прибыли и эффективность её использования.

Задачи:

  1. Оптимизация плана прибыли;

  1. Оценка его выполнения;
  2. Выявление факторов формирования прибыли и их количественная оценка;
  3. Оценка качества прибыли;
  4. Выявление резервов роста прибыли;
  5. Разработка мероприятий по реализации резервов.

Источники информации:

    • план экономического и социального развития (бизнес-план);
  • ведомость № 16
  • форма № 2 «Отчёт о прибылях и убытках»;
  • форма № 5-3 «Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции (работ и услуг) предприятия;
  • форма № 1-к плановые и отчётные калькуляции единицы продукции.
  • данные бухгалтерского учета по счетам 46, 47, 48, 80

  II. В практике планирования и учёта используются следующие показатели прибыли:

  • балансовая (прибыль отчетного года) в состав которой входят прибыль от реализации продукции (Т, Р, У), внереализационный результат, разница по процентам полученным и уплаченным, доходы от участия в других организациях, результат от прочей операционной деятельности;
  • налогооблагаемая прибыль – разность между БП и суммой налога на недвижимость, прибылью, облагаемой налогом на доход, льготируемой прибыли;
  • чистая прибыль - (БП - налоги и штрафы покрываемые за счёт прибыли оставшейся в распоряжении предприятия).

В том случае если предприятие  убыточно, можно сделать вывод  об отсутствии источника пополнения собственных средств для ведения им нормальной хозяйственной деятельности и наоборот.

Оценка выполнения плана по прибыли  осуществляется путём сравнения плановых  и отчётных показателей, а также показателей предыдущего периода.  При оценке динамики прибыли необходимо показатель реализации с помощью индекса цен пересчитать в сопоставимый вид (показатель предыдущего периода разделить на индекс цен).

Затраты также приводятся в сопоставимый вид и корректируются на индексы  цен сырья, материалов, топлива и др. или на индекс цен средств производства, а з/п работников – на индекс цен потребительских товаров

 

 III. На изменение балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы. (Рис. 1).

Факторы I порядка, а также составляющие 2,3,4,5 факторов рассматриваются путем сравнения соответствующих фактических и плановых (прогнозируемых) данных. Важным фактором формирования балансовой прибыли является прибыль от реализации продукции, работ, услуг. Ее величина зависит от: объема и структуры, себестоимости и цены реализуемой продукции:

П = ВР - С = VРП × Ц - С

 

Методику количественной оценки факторов прибыли рассмотрим на примере:

 

Показатели

План

План, пересчитанный на фактический объем продаж

Факт

1.Выручка от реализации  продукции за вычетом НДС,  А и др.отчисления из ВР

95250

96600

99935

2.Тоже в условно-  натуральном исчислении (туб)

159000

-

157600

3.Полная себестоимость  реализованой продукции  (ПС)

77350

78322

80639

4. Прибыль от реализации  ПРУ (П)

17900

18278

19296


 

План по прибыли перевыполнен.

DП= Пф – Ппл = 19296 – 17900 = + 1396 млн. руб.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1

 

 

Перевыполнение прибыли  произошло за счет:

1) объема и структуры

v.уд = Ппл – Ппл = 18278 – 17900 = + 378 млн. руб.

в том числе за счет объема реализованной продукции

v = Ппл × (Крп – 1)

где  Крп = VРПф / VРПпл

Выполнение плана по объему реализованной продукции  исчисляют сопоставлением фактического VРП с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном (тыс. усл. банок) и в стоимостном (если продукция неоднородна по составу) с использованием базового (планового) уровня себестоимости отдельных изделий.

 DПv = 17900 × (157600/159000 – 1) = - 158 млн. руб.

за счет структуры

уд = DПv.уд –D Пv = 378 - ( - 158) = + 536 млн. руб.

2) полной себестоимости

с = - (Сф - Спл) = - (80639 - 78322) = - 2317 млн. руб.

3) цен реализации

ц = VРПф - VРПфЦпл = 99935 - 96600 = + 3335 млн. руб.

Влияние изменения удельного  веса (УДi) отдельных продуктов определяется по формуле:

                                                  (УДфi – УДплi) × Ппл¢

удi = å (--------------------------- ) × VРПобщ.ф

                                                             100

где Ппл¢ - сумма прибыли на единицу продукции;

      VРПобщ.ф – фактический объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении.

Например УДф продукции А – 30,77 ×УДпл = 35,85. Плановая прибыль на 1 шт. 100 тыс. руб. Фактический общий объем реализованной продукции 157600 шт.

Отсюда влияние уменьшения удельного веса продукции А на  сумму прибыли от реализации продукции равно:

                                  (30,77 – 35,85) × 100

                   ---------------------------  × 157600 = - 800608 тыс. руб.

                                                100

Аналогично оценивается  влияние структуры по другим продуктам.

Анализу подвергается также  выполнение плана и динамика П  от реализации отдельных изделий , факторная модель которой имеет следующий вид:

- для анализа может быть использован способ цепных подстановок.

После этого необходимо детально изучить причины изменения  объёма продаж, цены и себестоимости по каждому изделию.

 

IV. Факторный анализ формирования балансовой прибыли, сопровождается более глубоким изучением каждого фактора. Это прибыль от долевого участия в СП, от сдачи имущества в аренду (если не основная деятельность), штрафы пени, неустойки полученные за минусом уплаченных, прибыли и убытки, выявленные в отчётном году, убытки от списания безнадёжной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, убытки от стихийных бедствий, доходы по акциям, облигациям, депозитам, доходы и убытки от валютных операций и т.д.

Анализ финансовых результатов  от прочей реализации (прочая операционная деятельность) предполагает рассмотрение этих операций с точки зрения законности их свершения и правильности оценки реализуемого имущества, определения затрат по реализации и прибыли сч. 47,48 (в том числе операции с иностранной валютой).

Анализ внереализационных результатов  проводится  по каждому виду с  оценкой динамики, при этом проверяется  правильность  их отнесения на счёт предприятия по прибылям и убыткам. Изучаются причины внереализационных расходов и убытков,  особенно по штрафам, выявлению прибыли прошлых лет (недостаток учёта), нарушения хозяйственных договоров.

Убытки от выплаты штрафов возникают  в связи с нарушением отдельными службами договоров с другим предприятиями. При анализе устанавливается причины, принимаются меры по предотвращению допущенных ошибок.

Полученные  штрафы могут свидетельствовать  об ослаблении финансового контроля в отношении их. В процессе анализа доходов от ценных бумаг, изучается динамика договоров, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на акции, устанавливаются темпы их роста или снижения.

 

V.  Качество прибыли - способность субъекта хозяйствования зарабатывать прибыль сохранять  и повышать темпы её роста.

Изучение  качества прибыли проводят по следующим направлениям: достоверность, влияние учётной политики на формирование финансовых результатов, стабильность основных элементов балансовой прибыли, деловой имидж администрации. Для изучения реальности показателей прибыли проверяется достоверность отчётности по финансовым результатам аудиторами. Если данные о прибыли реальны, то её качество высокое. Если в учётной политике определён порядок отражения её в бухгалтерском учёте в момент её получения (но не раннее поступления соответствующих товаров), то качество прибыли также высокое, особенно если у предприятия стабильная учётная политика. Аналитику следует обращать  внимание на темпы роста прибыли. Если темпы роста очень высоки, интенсивно используется реклама -это снижает качество прибыли.

Качество  прибыли высокое, если темпы роста стабильны и получены  преимущественно от основной деятельности, если отношение цена /доход от акций высокое, если у субъекта хозяйствования имеются долгосрочные ценные бумаги, оценочная стоимость их растёт.

Положительный деловой имидж администрации является индикатором высокого качества прибыли (определяется по выполнению взаимных обязательств, публикациям, неофициальным источникам).

 Для качественных  оценок качества прибыли может  быть использован метод бальной  оценки.

 Оцениваемые показатели: достоверность, частота изменения учётной политики, стабильность структуры балансовой прибыли, удельный вес прибыли от основной деятельности в балансовой прибыли, уровень темпов роста прибыли (100,105,110 >110), частота использования рекламы  (умеренная, интенсивная) отрицательные факторы формирования прибыли (< VРП > себестоимости реализованной продукции изделий), деловой имидж администрации (+,-)). Каждому показателю присваивается количество баллов, устанавливается общее количество баллов, превышение которого свидетельствует о высоком качестве прибыли. Высокое качество прибыли позволяет получать кредиты под более низкие проценты.

 

VI. Различают следующие показатели рентабельности:

  1. Рентабельность продукции (окупаемость издержек) – Rпр.

Rпр =   - сколько предприятие имеет прибыли с 1 рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Rед. прод. = - может рассматриваться по отдельным видам продукции.

  1. Рентабельность продаж – Rпр = - характеризуется эффективность предпринимательской деятельности, может рассматриваться по отдельным видам продукции (коэффициент рентабельности реализации продукции).
    1. Рентабельность (доходность) капитала Rк=

В знаменателе - суммарная  стоимость инвестированного капитала или его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, переменного, основного, оборотного, производственного и др.

Методика анализа Rпр состоит в определении величины изменения рентабельности и влияния факторов на нее.

На Rпр влияют: прибыль и себестоимость реализованной продукции. Для расчета рентабельности нельзя применять прием цепных подстановок, так как фактор себестоимости будет учтен 2 раза – в числителе и знаменателе. Влияние на  Rпр таких факторов, как изменение V.р.п., изменение ее структуры и цен на реализованную продукцию рассчитывается как отношение суммы влияния каждого из названных факторов на прибыль от реализации к плановой себестоимости реализованной продукции и умноженной на 100.

Для определения влияния себестоимости  на Rпр используем метод балансовой увязки.

Для этого от общего отклонения Rпрф от Rпрпл – сумму отклонений по другим факторам.

Методика анализа других показателей  рентабельности аналогична.

R.пр.пл =      R.прф =    DR.пр= 23,93–23,14 = 0,79 

Vпр = - 158 млн. руб       

уд = + 536 млн. руб.       

с = - 2317 млн. руб.       

ц = + 3335 млн. руб.       

Факторный анализ Rпр по каждому виду продукции осуществляется аналогично. Однако в этом случае отсутствует фактор структуры.

 

VII. Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными источниками являются: увеличение объёма реализации продукции, уменьшение себестоимости продукции, увеличение качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.п. Резерв роста прибыли за чёт увеличения объёма реализации продукции определяется умножением ранее выявленных резервов роста объёма реализации продукции (в натуральных единицах, условно-натуральных) на фактическую прибыль на единицу продукции:

Информация о работе Анализ формирования финансовых результатов