Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:14, курсовая работа
В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы
предприятий (организаций, учреждений) занимают исходное, определяющее
положение, так как обслуживают основное звено общественного производства,
где создаются материальные и нематериальные блага и формируется
преобладающая масса финансовых ресурсов страны. Финансы предприятий – это
не только составная, но и специфическая часть финансов.
заключается в такой организации управления финансами со стороны
соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные
финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с
наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке,
покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области
финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников
финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск
нетрадиционных решений, масштабность операций и оправ данный риск, деловая
хватка.
Мобилизуя денежные средства других собственников на покрыие затрат
своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь
ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствии с
ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия
краткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразно
использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных
капитальных вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно
воспользоваться выпуском ценных бумаг; однако, подобная рекомендация может
быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили
финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли
возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее уверены в
сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего
предприятия.
Важнейшая сторона
рациональном использовании свободных финансовых ресурсов, нахождении
наиболее эффективных направлений инвестирования средств, приносящих
предприятию дополнительную
прибыль.
3. Анализ финансового состояния
предприятия.
Финансовое состояние
финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности,
кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала,
выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими
субъектами. Финансовое состояиие хозяйствующего субьекта включает анализ :
доходности и рентабельности; финансовой устойчивости; кредитоспособности;
использования капитала; валютной самоокупаемости.
Источниками информации для
анализа финансового
бухгалтерский баланс и приложения к нему, статистическая и оперативная
отчетность. Для анализа и планирования используются нормативы, действующие
в хозяйствующем субъекте. Каждый хозяйствующий субъект разрабатывает свои
плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы и лимиты, систему их оценки
и регулирования финансовой деятельности. Эта информация составляет его
коммерческую тайну, а иногда и «ноу-хау».
Анализ финансового состояния
проводится с помощью
приемов: сравнения, сводки и группировки, цепных подстановок. Прием
сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного
периода с их плановыми значениями (нор- матив, норма, лимит) и с
показателями предшествующего периода. Прием сводки и группировки
заключается в объединении информационных материалов в аналитические
таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины
влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень
совокупного финансового показателя. Этот прием используется в тех случаях,
когда связь между показателями можно выразить математически в форме
функциональной зависимости. Сущность приема цепных подстановок состоит в
том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным
(т.е. показателем, с которым сравнивается анализируемый показатель), все
остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена
позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный
финансовый показатель.
Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и
относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма
прибыли или доходов. Относительный показатель – уровень рентабельности.
Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством
продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением
прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции. Уровень
рентабельности предприятий торговли и общественного питания. определяется
процентным отношением прибыли от реализации товаров (продукции
общественного питания) к товарообороту.
Зависимость прибыли от реализации выражается с помощью графика
рентабельности.
В процессе анализа изучаются динамика изменения объема чистой
прибыли, уровень рентабельности и факторы, их определяющие. Основными
факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от
реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы
от внереализационных операций, расходы по внереализационным операциям,
величина налога на прибыль и других налогов, выплачиваемых из прибыли.
Влияние роста объема выручки на рост прибыли проявляется через снижение
себестоимости. Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на
две группы : усповно-постоянные и переменные. Условно-постоянными
называются затраты, сумма которых, не меняется при изменении выручки от
реализации продукции. К этой группе относятся : арендная плата, амортизация
основных фондов, износ нематериальных активов и др. Эти затраты
анализируются по абсолютной сумме. Переменные затраты – это затраты, сумма
которых изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации
продукции. Данная группа охватывает : расходы на сырье, транспортные
расходы, расходы на оплату труда и др. Эти затраты анализируются путем
сопоставления уровней затрат в процентах к объему выручки.
Точка К является точкой безубыточносги. Она показывает ту предельную
сумму выручки ог реализации продукции в стоимостной оценке (om) и в
натуральных единицах измерения (оп), ниже которой деятельность
хозяйствующего субъекта будет убыточной, так как линия себестоимости выше
линии выручки ог реализации продукции. Графики рентабельности представляют
очень простой и эффективный метод, позволяющий подойти к решению таких
сложных проблем, как “что случится с прибылью, если выпуск продукции
уменьшится; что случится с прибылью, если цена будет увеличена,
себестоимость снижена, а реализация упадет?”. Главная задача построения
графика рентабельности заключается в определении точки безубыточности –
точки, для которой полученная выручка равна денежным расходам.
Расчет точки безубыточности
можно производить
Он заключается в определении минимального объема выручки от реализации
продукции, при котором уровень рентабельности хозяйствующего субъекта будет
больше 0,00%.
И пост. * Т
T min = ------------------------------
Т - И пер.
где Тmin – минимальный объем выручки, при которой уровень
рентабельности больше 0,00%;
И пост. – сумма условно-постоянных затрат, руб.;
И пер. – сумма переменных затрат, руб.;
Т – выручка от реализации,
руб.
Финансово-устойчивым является
счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные
фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает
неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в
срок по своим обязательствам.
Анализ финансовой
1. Анализ состава и размещения
активов хозяйствующего
2. Анализ динамики и структуры
источников финансовых
3. Анализ наличия собственных оборотных средств.
4. Анализ кредиторской
5. Анализ наличия и структуры оборотных средств.
6. Анализ дебиторской
7. Анализ платежеспособности.
По данным бухгалтерского баланса сравнивается движение основных
средств, оборотных средств и других активов за анализируемый период, а
также движение источников средств, приведенных в пассиве баланса. Источники
финансовых ресурсов делятся на собственные и заемные. Рост доли собственных
средств положительно характеризует работу хозяйствующего субьекта. Доля
их в общей сумме источников, равная 60% и более, свидетельствует о
финансовой независимости субъекта.
Анализ наличия и структуры оборотных средств производится путем
сравнения величины этих средств на начало и конец анализируемого периода.
Оборотные средства, на которые в хозяйствующем субъекте установлены
нормативы, сравниваются с этими нормативами и делается вывод о недостатке
или излишке нормируемых средств.
Особое внимание уделяют состоянию кредиторской и дебиторской
задолженности. Эти задолженности могут быть нормальными и неоправданными. К
неоправданной кредиторской задолженности относится задолженность
поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам. Неоправданная