Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:14, дипломная работа
Финансовое состояние является ключевой характеристикой финансово-хозяйственной деятельности предприятия. На этой характеристике пересекаются интересы всех лиц, так или иначе связанных с конкретным предприятием. Достижение целей собственников, инвесторов, кредиторов, деловых партнеров, государства невозможно без поддержания достаточно высокого уровня финансового положения хозяйствующего субъекта. То есть, приемлемый уровень финансового состояния служит необходимым, хотя, конечно, далеко и недостаточным условием реализации всего спектра целей деятельности каждого предприятия.
В соответствии с этими нормативными документами, важнейшим источником информации для хозяйственных организаций должны служить:
А) отчет об изменениях капитала (форма №3);
Б) отчет о движении денежных средств (форма №4);
В) приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
Г) пояснительная записка.
Анализ баланса позволяет
определить, какими средствами располагает
предприятие, и какой по величине
кредит эти средства обеспечивают.
Однако для обоснованного и
Данные оперативного учета, сведения, накапливаемые в ГВУ банков, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций.
Бухгалтерская отчетность дает возможность проанализировать финансовое состояние заемщика на конкретную дату. Важнейшей информационной базой анализа является бухгалтерский баланс.
При работе с активом баланса необходимо обратить внимание на следующее: в случае оформления залога основных средств (здания, оборудования и др.), производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и затрат право собственности залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих балансовых статей. Остаток средств на расчетном счете должен соответствовать данным банковской выписки на отчетную дату.
При анализе дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на сроки и погашение, поскольку поступление долгов может стать для заемщика одним из источников возврата испрашиваемого кредита.
При рассмотрении пассивной
части баланса самое
При оценке состояния кредиторской задолженности необходимо убедиться, что заемщик в состоянии вовремя расплатиться с теми, чьими средствами в том или ином виде пользуется: в виде товаров или услуг, авансов и т. д. В данном разделе отражаются также средства, полученные заемщиком от партнеров по договорам займов; эти договора должны быть рассмотрены аналогично кредитным договорам заемщика с банками.
В том случае, если дата
поступления запроса на кредит не
совпадает с датой составления
финансовой отчетности, фактическая
задолженность заемщика по банковским
кредитам, как правило, отличается от
отраженной в последнем балансе.
Для точки определения задолжен
Платежеспособными можно
считать предприятия, у которых
сумма оборотных средств
Таким образом, анализ финансовой отчетности является, по сути, предварительным анализом финансового состояния предприятия, позволяющим судить о его финансовой устойчивости и характере использовании финансовых ресурсов.
1.3. Пути финансового оздоровления предприятия
Исключительное значение для успеха управления финансами предприятия имеет анализ выполнения намеченных планов, в первую очередь – анализ показателей финансовой отчетности, под которым понимается выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными показателями его финансово-хозяйственной деятельности, включенными в отчетность. Результаты анализа позволяют менеджерам принимать решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности компании за предшествующие годы и ее потенциальных возможностей на предстоящие годы.
Особенно важное значение
в антикризисном менеджменте
имеет налаживание четкого
Существенным каналом притока оттока денежных средств выступает инвестиционная деятельность. Денежные средства используются на приобретение активов с долгосрочным потенциалом для получения дохода, а при продаже таких активов происходит поступление денежных средств. При благополучном положении дел компания, как правило, стремится к расширению или модернизации производственных мощностей, поэтому инвестиционная деятельность в целом приводит к оттоку денежных средств.
Важным каналом притока и оттока денежных средств является финансовая деятельность. Денежные средства используются на возвращение задолженности (в том числе и на оплату процентов) кредиторам и выплату дивидендов акционерам. Источником денежных средств является получение новых кредитов или продажа дополнительных акций (денежные средства в этом случае поступают в виде внесенного капитала). В целом финансовая работа призвана увеличивать денежные средства компании и служит для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности. Иногда и стабильная работа по основному профилю не всегда приносит достаточно денег для приобретения долгосрочных активов, например, недвижимости или оборудования. Такие приобретения обычно требуют больших затрат, которые производятся хотя бы частично за счет новых займов. Обычно предполагается, что расходы на обслуживание заемных средств будут компенсироваться будущими доходами, полученными в результате инвестиций. Даже прибыльной компании может не хватать денег из-за ошибок в политике продаж или маркетинге. Так, из-за отсрочки получения дебиторской задолженности компания бывает вынуждена искать источники финансирования оборотных средств, отложить которые невозможно. Затраты на обслуживание кредита такого рода последующими доходами компенсироваться не будут, так как данные средства были использованы не для инвестиций. На основе анализа функционирования каналов поступления и оттока денежных средств менеджер может сделать правильные выводы о состоянии компании, анализировать прибыльность работы по важнейшим направлениям работы компании, наиболее оптимальные решения по управлению финансами. Приводимая ниже схема показывает ситуацию с доходами и расходами организации.
Для улучшения управления денежными потоками целесообразно постоянно улучшать финансовую структуру, организовывать центры финансового учета компании и их связь между собой. Центр финансового учета представляет собой структурное подразделение или группу подразделений, осуществляющих определенные хозяйственные операции и способные оказывать непосредственное воздействие на прибыльность конкретной деятельности. Вся организационная структура компании должна подчиняться финансовой структуре. В большинстве российских фирм, к сожалению, финансовая структура неотчетлива.
Эти структуры иногда
создаются на основании положения
о бухгалтерском учете и
Рис. 1. Связь между основной, инвестиционной и финансовой деятельностью компании
Иногда выделяют центры финансовой отчетности, представляющие структурные подразделения или группы подразделений, осуществляющих операции, конечная цель которых – максимизация прибыли, способные оказывать непосредственное воздействие на прибыльность, а также отвечать перед вышестоящим руководством за реализацию установленных перед ними целей, соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов. Критерий выделения таких центров несложен.
Для хозяйственного управления важно знать не только основные хозяйственные и финансовые результаты, но и отдельно анализировать движение денежных средств, определять изменение основных источников получения денежных средств и направлений их использования. Различие показателей прибыли и денежного потока обусловлено тем, что в бухгалтерском учете некоторые хозяйственные операции отражаются не в момент поступления или перечисления (выплаты) денежных средств, а в момент их совершения (зависит от учетной политики фирмы).
В таком случае для
анализ движения денежных потоков необходимо
составить аналитическую
Подобная группировка позволит проанализировать текущие потоки денежных средств, оценить способность фирмы погасить свою задолженность и выплатить дивиденды, оценить необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Наиболее благоприятным результатом, при прочих равных условиях, будет тот, при котором главным источником поступления денежных средств является основная деятельность фирмы.
И здесь надо в полной мере использовать возможности финансового менеджмента. Для предприятия, которое не смогло избежать финансовых неприятностей обычные способы управления уже неприемлемы. В целях решения сложнейшей задачи вывода из кризиса неплатежеспособного предприятия нужны неординарные решительные меры. Обычно все начинается со смены менеджмента. Если сравнивать ситуацию неплатежеспособного предприятия с болезнью (а именно болезнь), но еще не смерть, то первейшей проблемой на пути выработки способа выхода из кризиса является постановка правильного диагноза. Для этого необходимо провести тщательный анализ технической и финансовой документации, провести переговоры со всеми заинтересованными лицами, охватив таким образом проблему в целом.
Главной причиной неплатежеспособности предприятия в той или иной форме является нехватка денежных средств. Главный, хотя и не единственный источник денежных средств предприятия – это выручка от реализации продукции, товаров или услуг, в зависимости от профиля предприятия.
Для любого предприятия,
за исключением специально дотируемого,
объем поступающей выручки
Недостаточным объем выручки может оказаться в следующих случаях: первое, продукция продается по цене ниже себестоимости. Происходит это по двум основным причинам: неумения правильно рассчитывать цену в рыночных условиях или сознательное занижение цены с целью перевода части расчетов в так называемый «черный нал» для ухода от налогообложения. Этот вариант нередко можно наблюдать в сочетании.
Стало типично, когда
директор крупного государственного предприятия
создает собственное дочернее предприятие
по сбыту продукции этого
Вторая причина невозможности для предприятия реализовать продукцию по ценам выше себестоимости предопределяется отсутствием спроса. Решение этой проблемы затрагивает большой круг вопросов, связанных не только с политикой сбыта, но и производства, и снабжения.
Иным случаем является недостаточный объем продаж. В этих условиях цены рассчитаны грамотно, однако размеры реализации недостаточны для покрытия расходов. Здесь важно разобраться в причинах. Если данный продукт не нужен на рынке в объемах, производимых предприятием, то необходимо, с одной стороны, изучить возможность сбыта на других рынках, а с другой – решать вопрос о целесообразности сокращения производства.