Анализ финансового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:14, дипломная работа

Краткое описание

Финансовое состояние является ключевой характеристикой финансово-хозяйственной деятельности предприятия. На этой характеристике пересекаются интересы всех лиц, так или иначе связанных с конкретным предприятием. Достижение целей собственников, инвесторов, кредиторов, деловых партнеров, государства невозможно без поддержания достаточно высокого уровня финансового положения хозяйствующего субъекта. То есть, приемлемый уровень финансового состояния служит необходимым, хотя, конечно, далеко и недостаточным условием реализации всего спектра целей деятельности каждого предприятия.

Файлы: 1 файл

analiz-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-diplo.doc

— 635.00 Кб (Скачать)

Для формирования кредиторской задолженности предназначен простой  вексель. Он обязывает векселедателя  по наступлении срока выплаты векселедержателю сумму, прямо указанную в расписке.

Отличительной чертой простого векселя является то, что должником  всешда является лицо, выписавшее вексель, то есть векселедатель. Держатель векселя  может использовать его в расчетах со своими контрагентами переводя свою задолженность на векселедателя.

На рисунке 3.1 представлена схема движения простого векселя, обслуживающего коммерческую сделку.

Рис. Упрощенная схема  движения простого векселя

Переводной вексель  используют для оформления передачи дебиторской задолженности. Такой вексель выписывается векселедателем и содержит обязательство должника оплатить названную в документе сумму векселедержателю.

Российская юридическая  практика внесла в вопрос вексельного  обращения особенности. В частности, у нас векселя принято делить на товарные и финансовые. Это разделение основывается на том, какого рода кредиторская задолженность оформляется.

Если вексель выписан  для работы за поставленные товары (оказанные услуги или выполненные  работы), такой вексель называется товарным. Тонкость заключается в том, что товар (работа, услуга) будет считаться оплаченным лишь в момент погашения ранее выписанного векселя. Всякий прочий вексель (например, приобретенный за плату или выписанный по договору денежного займа) будет считаться финансовым.

Зачастую трудно реализовать  свой товар, не представляя коммерческого  кредита. И поэтому в нашей  стране впервые с недавнего времени  получил применение способ, предложенный зарубежными экономистами, позволяющий  продавцу за минимально возможный срок получить денежные средства за оказанные услуги, выполнение работы, с минимальными издержками, предоставляющими собой скидки, и привлекающий покупателя из-за своей прибыльности для него.

Чаще всего, предоставление скидок даже психологически стимулирует нашего покупателя и увеличивает нашу выручку.

Кроме вышеперечисленных  мероприятий, улучшению финансового  состояния ОАО «ВЭР» через  обновление основных фондов будет способствовать реализация лизинговых операций.

Осуществляя кредитование лизинговых компаний, коммерческие банки косвенно финансируют лизингополучателей, однако не в форме денежного (валютного), а товарного кредита. Лизинг таким образом, является не только одним из способов финансирования капиталовложений, но и специфической формой товарного кредита.

Лизинговые операции осуществляются на основе договоров, нередко  называемых лизинговыми соглашениями, условия которых зависят от типа лизинговой операции. Существуют различные  виды лизинговых  операций, среди  которых наиболее распространены: финансовый, или прямой, лизинг; оперативный, или сервисный, лизинг; возвратный лизинг.

Финансовый, или прямой, лизинг характеризуется следующим:

  • Не предусматривает никакого обслуживания имущества со стороны лизингодателя;
  • Не допускает досрочного прекращения аренды;
  • Является полностью амортизационным (период физического износа оборудования совпадает с периодом его аренды).

При финансовом лизинге  лизингодатель всегда возместить все  свои издержки в течение одного срока  лизингового оговора или его  пролонгации.

Процедура заключения договоров  по финансовому лизингу достаточно проста, поскольку используются типовые  формы лизинговых соглашений. Лизинговая процедура требует значительно  меньше документов, чем оформление долгосрочного кредита по обычной  схеме. Лишь сложные лизинговые операции, в которых принимают участие зарубежные партнеры, требуют разработки индивидуальной формы соглашения.

Оперативный, или сервисный, лизинг характеризуется более коротким, чем жизненный цикл оборудования, сроком аренды и неполной амортизацией оборудования за время лизинговой эксплуатации. Договор заключается, как правило, сроком на 2-3 года, иногда на 5 лет и может быть расторгнут лизингополучателем. В дальнейшем могут быть предусмотрены меры по перезаключению договора на других условиях либо продажа оборудования по остаточной стоимости.

В случае заключения договора на оперативный лизинг предусматривается  также  возможность оказания лизингодателем широкого спектра услуг (наладка, ремонт оборудования, профессиональная подготовка специалистов и т. д.).

При оперативном лизинге  ставки лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге. Это  объясняется тем, что лизингодатель, не имея гарантии полной окупаемости  затрат, вынужден учитывать различные  экономические и прочие риски  в цене лизингового контракта наряду с учетом затрат на техническое обслуживание и страхование объекта лизинга.

При возвратном лизинге  создается система взаимосвязанных  соглашений, при которой фирма  – собственник зданий, оборудования и т. д. продает эту собственность с одновременным оформлением соглашения о долгосрочной аренде бывшей своей собственности на условиях лизинга. В качестве партнера по данной сделке может выступать страховая компания, коммерческий банк, лизинговая компания. В таком случае данная лизинговая операция выступает как альтернатива залоговой операции.

Наиболее типичными  преимуществами лизинга по сравнению  с покупкой инвестиционных ценностей  за счет собственных средств покупателя являются следующее:

  • Лизингополучатель получает во временное пользование дорогостоящее оборудование без крупных единовременных финансовых затрат;
  • Лизингополучатель страхует себя от возможности быстрого морального износа объекта сделки. Это преимущество является особенно важным для мелких и средних предприятий, не обладающих высокой ликвидностью;
  • Лизингополучатель обеспечивает лизингополучателя полным набором услуг по организации финансирования сделки, консультированию, техническому обслуживанию объекта сделки;
  • Отдельные права владения объектом сделки от права пользования лизинговым оборудованием экономически обязывает лизингополучателя использовать его только в период максимальной рентабельности;
  • Лизинг позволяет лизингополучателю разместить высвобождающиеся денежные средства и другие активы.

Можно сформулировать и  преимущества лизинга по сравнению с привлечением банковской ссуды:

  • Объект лизинговой сделки не отражается на балансе лизингополучателя как его долговое обязательство. Это позволяет предприятию - лизингополучателю поддерживать оптимальную ликвидность баланса (соотношение собственных и заемных средств) и не ограничивать привлечение денежных ресурсов финансово-кредитных учреждений;
  • В первые годы эксплуатации оборудования лизинговые платежи, как правило, меньше, чем суммы, выплачиваемые по кредиту;
  • Финансовый лизинг привлекателен по сравнению с приобретением оборудования за счет кредита, так как при этом достигается 100%-ное финансирование объекта сделки, в то время как  кредит покрывает лишь 70-80% стоимости приобретаемого оборудования;
  • В течение срока лизингового договора применяются фиксированные платежи, выплачиваемые чаще, чем платежи в погашение кредита. Это уменьшает размер одного платежа и способствует стабильности финансов лизингополучателя;
  • Сроки лизингового договора могут быть от 3 до 20 и более лет.

Однако  в каждом конкретном случае необходимо провести расчеты  и сравнить, во что обойдется предприятию  приобретение оборудования по лизингу и за счет банковского кредита. Результат сравнения будет зависеть от процентной ставки по долгосрочным кредитам, а также от условий лизинга.

1. Чтобы сократить  постоянные затраты (износ основных  производственных фондов, а так  как он начисляется линейным методом и не зависит от объема производимой продукции)0, продав основные средства на общую стоимость 50 тыс. руб.

Рассматривая  отчет о прибылях ОАО «ВЭР»  за 1999 г., был сделан вывод о чрезвычайно  высокой себестоимости, которая  не позволяет предприятию не только получать прибыль, но и выйти из убыточного состояния.

Совершенствование финансового состояния ОАО «ВЭР»  в основном заключается в усилении системы внутреннего контроля за затратами предприятия. Для этого  необходимо ввести в штат нового работника или в функции финансового директора добавить рационализацию величины себестоимости продукции и видов затрат.

В целях реализации резервов по снижению себестоимости предложим  следующие мероприятия:

1. Поиск новых поставщиков  максимально целевых вспомогательных материалов методами:

  • Проведение  анализа существующих договоров поставщиком вспомогательных материалов;
  • Заключения новых договоров с учетом  цены вспомогательных материалов, срока оплаты, штрафных санкций по договору.

2. Снижение  расходов сырья и вспомогательных материалов:

  • Проведение  анализа и контроля существующих норм расходов сырья и вспомогательных материалов и фактического расхода;
  • Пересмотр  нормы расхода сырья и вспомогательных материалов с позиции экономии.

3. Минимизация использования привлекаемого автотранспорта и прочих подрядных организаций, для этого необходимо организовать анализ и контроль при заключении договоров с подрядчиками.

4. Организация четкого  контроля за работой автотранспорта, расходом запчастей и ГСМ, для  этого:

  • Организация  оперативной работы по анализу соответствия фактического расхода запчастей и ГСМ установленными нормами для автотранспорта;
  • Контроль по расходу запчастей и ГСМ для автотранспорта.

5. Приведение в соответствие  численности цехового и вспомогательного персонала, исходя из односменного режима работы при пятидневной рабочей недели, для чего провести анализ соответствия цехового и вспомогательного персонала.

Таким образом, минимизировав  затраты мы сможем увеличить прибыль  от реализации работ, услуг, что скажется на показателях рентабельности (доходности) деятельности ОАО «ВЭР».

Кроме этого, рентабельность (доходность) деятельности можно увеличить, проведя развернутую рекламную  компанию. На основе опросных листов вначале  следует выяснить эффективность  теле, радио и газетной рекламы. В нашем городе в настоящее время особую популярность приобретают рекламные щиты на улицах города. В то же время постоянно проводятся ярмарки-выставки, позволяющие приобрести новых партнеров и покупателей.

3. 2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий

Для начала рассчитаем эффективность  использования факторинга. По состоянию  на текущий момент наибольшую дебиторскую  задолженность имеют:

  • ОАО ЖЭ Хабэнерго – 177 тыс. руб.
  • АООТ Лермонтовская ГРК – 60 тыс. руб.
  • Хаб Тех ПД – 48 тыс. руб.

Если по всем этим трем дебиторам, мы применим факторинг (уступку  прав требования). Мы сможем увеличить  наши ликвидные денежные средства на 228 тыс. руб. (80% * 285 тыс. руб.). То есть сразу  будут получены 80% всей задолженности, а затем 15% (20% за минусом комиссионных 5%) – 42,75 тыс. руб. (15% * 285 тыс. руб.).

Это приведет к увеличению коэффициента быстрой (критической) ликвидности, непосредственно характеризующего вероятность банкротства предприятия.

Далее определим эффективность  лизинговой операции. Сравним расход средств предприятия в случае приобретения за собственный счет оборудования, используемого в течение 5 лет, и приобретения аналогичного оборудования на условиях лизингового соглашения (табл. 3.2).

 

Таблица3.1.

Расходы предприятия на приобретение оборудования за счет собственных средств и по лизингу (тыс. руб.)

 

Показатели

Собственное оборудование

Оборудование, получаемое по лизингу

1. Стоимость оборудования

5000

5500

2. Прибыль, полученная  за пятилетний период реализации  продукции, выпускаемой на данном оборудовании

10000

10000

3. Амортизационные отчисления

1250

0

4. Лизинговые платежи

0

5550

5. Налогооблагаемая прибыль

10000 – 1250 = 8750

10000 – 5550 = 4450

6. Налог на прибыль  (35%)

3062,5

1557,5

7. Общий расход средств

5000 + 3062,5 = 8062,5

5550 + 1557,5 = 7107,5

Информация о работе Анализ финансового предприятия