Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:03, контрольная работа
Прокл (410 – 485) – последний крупный представитель неоплатоновской философии и античной философии вообще. Все признаки совершенства, восхваляемому нами, блаженному мужу все они были врожденны от самого его начала. Признаки этого являлись воочию даже во внешнем совершенстве его облика, подобно как бы царственному пурпуру.
1. Жизнь и характер Прокла……………………………………………...2
2. Диалектика Прокла – логическое завершение диалектики Плотина..8
3. «Платоновская теология»……………………………………………...15
4. Заключение……………………………………………………………..17
5. Вывод……………………………………………………………………19
6. Список литературы…………………………………………………….20
1. пребывание мира в абсолютном едином, или в боге;
2. исхождение, или истечение, мира из единого – эманация бога из себя;
3. возвращение мира обратно в бога.
Причем эту триадическую, можно сказать, закономерность следует рассматривать у Прокла как восхождение от абстрактного к конкретному, изображающее путь от единого к космосу (т.е. единое излучает ум, ум со своей стороны – душу, а последнее – космос), с одной стороны, и путь в обратном направлении – с другой. Поэтому триада единое – ум – душа как воплощение всего без исключения существующего последовательно рассматривается Проклом в трех вышеперечисленных (пребывание, эманация, возвращение) отношениях.
В отличие от Плотина, у Прокла единое не сразу порождает ум, а сначала проявляется как неопределенное число единиц абсолютного единого. На этой ступени единое неопределенно, бескачественно, т.е. абсолютное единое проявляет себя как некоторое множество, имманентное определение которого дает опять единое. Таким образом, число как множество единого есть ступень между абсолютно единым и умом; число – первая ступень эманации единого; совокупность этих единиц дает все существующее, т.е. абсолютно единое. Итак, получена первая триада мистической диалектики. Формула этой триады такова:
1. абсолютное единое (как пребывание в себе);
2. число (как выступление);
3. абсолютное единое, являющееся совокупностью этих чисел (возвращение).
На этой ступени тройственного единства абсолютное единое указывает на абстрактное определение при помощи категории единого и многого.
Далее, Прокл дает триадическое деление второй ипостаси – ума. Вторую ипостась (ум) универсальной триады Прокл делит на три соподчиненные триады:
1. пребывание мыслимого ума в себе;
2. выступление ума как единства мыслимого и мыслящего;
3. возвращение ума обратно в себя.
В дальнейшем первая триада умственной триады расчленяется опять на три триады. Аналогично подпадает под триадическое деление также вторая и третья умственные триады и как бытие, жизнь и мышление с той только разницей, что в первой триаде первой умственной триады жизнь и мышление выступают как бытие (существование); во второй триаде и бытие и мышление выступают как жизнь; и, наконец, в третьей триаде бытие и жизнь выглядят как всеобщее мышление, абсолютное знание.
Душа – третья начальная ипостась универсальной триады – тоже триадична. Так, душа на первой ступени пребывает в себе как эманация божества; на второй ступени выступает в качестве душ животных и разных демонов; на третьей ступени в человеческой душе происходит возвращение в себя – в божество. Итак, третья триада, являясь завершением первых двух, выступает как возвращение мышления к самому себе, т.е. весь пройденный путь поворачивается назад, так что первые две триады суть моменты третьей триады. Эти три троединства возвещают мистическим образом совершенно непознанную причину первого и несообщенного Бога, который есть начало первого единства, но проявляется во всех трех.
Таким образом, по Проклу, человеческой душе присуща способность осмысления абсолютно единого. Следовательно, человек должен способствовать тому, чтобы направить душу к божественному началу. Прокл дает очень сложную схему мистически понимаемых диалектических триад. «Бог познает нераздельно раздельное, временно временное, необходимое – необходимым образом, изменчивое - неизменчивым образом и вообще
познает все вещи превосходнеее того превосходства, которую они представляют собой согласно их разряду. Кому принадлежат мысли, тому принадлежат и субстанции, т.к. мысль каждого человека тождественна с бытием каждого человека и каждый человек есть и то и другое, - мысль и бытие и т.д. Таков, собственно говоря, путь триадического самопознания абсолютного единого, такова концепция очень сложной и запутанной философской системы Прокла.
Прокл дает богатую номенклатуру категорий, как по численности, так и по диалектическому их содержанию. У Прокла мы встречаем со всеми категориями, употребляемыми его предшественниками. Он на основе диалектической диалектики разработал сложную систему философских понятий и категорий, тем самым, сделав некоторый шаг вперед по сравнению со своими предшественниками.
Центральными категориями прокловской философии являются категории единого и множества. Прокл свои диалектику триадического развития всего мировоззрения применяет и к своей логике, в частности прокловская триадичность вполне приложима к категории единого. Однако единое не трактуется Проклом как определение, обособленное от категории множества, наоборот, единое и множество им рассматриваются как категории, тесно связанные между собой. Всякое множество тем или иным образом причастно единому, «все причастное единому и едино, и не едино». В самом деле, в прокловской диалектике единого и множества превалирует роль единого. Так, единое, по Проклу, первичнее множества. Прокл много рассуждает о том, что множество происходит из единого и потому оно вторично; единое – причина множества.
Диалектика единого и множества порождает понятия предельного и беспредельного, точнее, категорий конечности и бесконечности. В самом деле, поскольку единое как абсолютная цельность не есть множество, оно характеризуется известной завершенностью – конечностью. Выше единого
ничего нет, поэтому оно является первой конечностью. Единое, как единство всевозможных противоположностей, одновременно заключает в себя и конечность и бесконечность.
В качества очередного категориального определения единого выступают тождество и различие. По мнению Прокла, единство и тождество с собой, и различно внутри себя, т.е. отлично от множества.
Сущее – очередная категория, характеризующая и охватывающая все без исключения многообразие единого в момент его «выступления». Сущность – это, по Проклу, область применения всех категорий. Вот почему все сущее выступает или как множество, или как конечное, или как бесконечное, или как тождественное, или как различное, или как другая какая-нибудь категориальная определенность.
На следующей ступени категориального выведения сущее указывает на общее и частное в качестве очередного категориального определения. Следует заметить, что у Прокла категории «общее» и «частное» именуются как «целое» и «частное». Прокл и здесь демонстрирует диалектический подход к проблеме. Так, по словам самого Прокла, «с одной стороны, всякое целое есть одновременно нечто сущее, а с другой же, не всякое сущее есть (одновременно и) целое. Сущее и целое – не одно и то же, так как часть была бы не сущей, если иметь в виду, что часть же как самостоятельная вещь должна быть чем-то целым, а если часть есть не сущее, то и целого не существует: всякое целое есть целое частей, или так, что до них, или так, что в них».
Легко заметить, что Прокл при анализе каждой категории вводит нас в область противоположных, взаимоисключающих и взаимоутверждающих определений. Категория «противоположность» находит свое выявление и применение ко всем без исключения категориальным высказываниям. Все противоположности, по Проклу, друг друга уничтожают и, наконец, разрешаются в третьем – едином.
Исследовав центральную категорию единого. Прокл переходит к категории множества, затем конечного и бесконечного, тождества и различия и т.д. Бытие, по Проклу, - это возвращающееся в себя единое. Единое – это особого рода действительность категориального самопознания – тождество мышления и бытия. Единое есть универсальный принцип, являющийся воплощением такого единого, которое нигде не существует и вместе с тем везде существует, как корень и причина всего и вся, оно должно было бы стать, как, впрочем, и получилось, философской основой монотеистической теологии: «теология есть попросту диалектически осознанная языческая мифология, ничего общего не имеющая с богословием».
Всю совокупность всеобщих понятий, изливающихся из ума и служащей исходной точкой для дискурсивного мышления, Плотин называет истиной, а единое – отцом и царем истины. Истина субстанциально присуща самому бытию. Итак, здесь бытие и мышление тождественны. Единое изливает свет на ум, ум передает его Мировой душе, а эта последняя Природе и материи. И все это происходит с помощью понятийно-категориальных определений, присущих абсолютному единому.
Плотин и Прокл истиной называют идеи ума, которые и являются исходными точками дискурсивного мышления. Человек руководствуется идеями, исходящими из единого. Вслед за Платоном Плотин, а затем Прокл представляют себе деятельность мысли по аналогии с чувством зрения. Так же как условием зрительных ощущений служит свет, для интеллектуального зрения решающее значение имеет эманация идей, т.е. излучение понятий.
В каждом понятии, в каждом положении выставляемом Проклом, имеется диалектическое толкование взаимоисключающих противоположных определений. Если у Платона категориальные понятия все же трактовались как что-то неподвижное и, следовательно, противостоящее реальному бытию, то у Прокла философские понятия и категории характеризуются
14
предельно диалектической самоопределенностью и гибкостью. Его диалектика прежде всего служит доказательству существования абсолютного единого в качестве верховного разума – Бога. А.Ф. Лосев, называя Прокла единственным и неповторимым в античности гением рассудочного экстаза, вместе с тем справедливо замечал, что «на всем этом лежит печать бессилия античного философского декаданса, печать отрыва от реальных общественных и научных задач, углубление в бесконечный анализ всех тончайших логических альтернатив, безудержная схоластика и страстная влюбленность во всякого рода логические деления, подразделения, классификации, коллекционерство, регистрации и во всякую самую дотошную систематизацию».
Трактат Прокла «Платоновская теология», посвящен изложению науки о божественном в том виде, в котором её разработал Платон. Несмотря на кажущуюся самоочевидность данного определения, оно оказывается всего лишь абстракцией, не несущей в себе никакого конкретного содержания, прояснить которое можно, лишь ответив на ряд ключевых вопросов, относящихся к месту теологии в системе знания в античности.
Первая философия оказывается теологией, божественной наукой, причем божественной в двух смыслах: с одной стороны, как-то, чем мог бы обладать только бог, а с другой – поскольку предметом её оказывается само божественное, или бог. Философия-теология оказывается самой важной и в ином смысле: поскольку бог есть движущая и целевая причина для всего, то получается, что «все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной».
В стоической школе практиковался принципиально иной подход к теологии. Причиной для этого был пантеизм, базовая концепция стоиков, вытекающая из тезиса относительно всеобщей телесности сущего. Если все сущее есть тело, а тело – это бог, то всякое суждение о сущем есть суждение о боге, и поэтому любая наука оказывается теологией. Это утверждение в первую очередь касается физики, науки об устроении мира.
Третий возможный вариант определения теологии – это признание её частной наукой, такой же как, скажем, логика, этика, риторика и т.д.
Наконец, последний из бытовавших в античности подходов к теологии, малораспространенный в классические времена, обрел широкую популярность с возникновением и широким распространением христианского вероучения, а так же новых разнообразных религиозных культов. Теологи при этом определяется как наука о толковании божественного откровения.
16
Таким образом, для правильного её понимания необходимо разобраться, что же такое божественное и что такое наука.
Смысл можно объяснить лишь приблизительно и которое в силу такой необъяснимости оказывается своего рода наглядной очевидностью: боги есть генады сущего; божественно все то, что участвует в них. Каждое сущее в своем наличии бытии обладает свойством единичности. Если мы рассмотрим возникновение такого свойства, то получится, что должен существовать некий предмет, благодаря участию в котором оно появляется. И если имеется предмет сопричастности, то основанием для него оказывается такой же предмет, в отношения участия не вступающий. Такова генада сущего.
Главным на диалектическом пути постижения божественного и соотнесение его с теми или иными рода сущего, которое в конечном итоге ведет к познанию и постижения божественной истины и природы блага.
Можно прийти вот к какому выводу. Прокл в своем трактате придерживается того убеждения, что теология Платона является словно бы синтезом тех подходов к этой науке, и в неё были включены элементы тех или иных определения учения о божественном. Учение основателя Академии было своего рода универсальным истоком любых воззрений и все то, что было сказано после него, оказывается лишь более или менее детальным комментарием к его сочинениям. Не случайно в неоплатонизме философия Аристотеля понималась только как введение к этой универсальной науке. Таким образом, неоплатонизм стал универсальной теолого–философской системой.
17
Прокл – последний крупный представитель философии. После него средневековая схоластика продолжила самую худшую, самую теневую сторону античной философии; плотино-прокловская спекулятивная диалектика стала на службу богословской схоластической догматике. А в новое время в классической немецкой философии, особенно Гегелем, прокловская диалектическая триада и учение о категориях были возрождены и развиты в сторону объективного идеализма.