Западные и восточные типы философствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основы и различия западного и восточного вида философий.
Исходя из выше поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить историю западной и восточной философии;
- найти различия и проблемы между Востоком и Западом
- раскрыть особенности западного и восточного типов философствования

Файлы: 1 файл

КР Западные и восточные типы философствования, их отличия.docx

— 48.83 Кб (Скачать)

Таким образом, действительно в литературе Восток и Запад противопоставляются в виде следующих оппозиций: стабильности – нестабильности, естественности – искусственности, коллективности – индивидуальности, рабства – свободы, субстанциональности – личностности, чувственности – рациональности, духовности – материальности, порядка – прогресса, устойчивости – развития и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Философия и Запада и Востока  обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда : «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать».[5]

А чтобы эти ценные плоды получить, человек должен овладевать философской  мудростью: ему следует научиться  разбираться в таких проблемах, как мир и его познание, человек  и природа, смысл жизни человека и др.

И восточная, и западная философия  древнего мира интересовались проблемами добра и зла; прекрасного и  безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества, любви и ненависти; счастья, наслаждения и страдания  и другими… Россыпью афоризмов, фокусирующих мысли великих философов, сопровождается все развитие философии:

Гераклит: «Один для меня – десять тысяч, если он наилучший»;

Демокрит: «Сильно вредят дуракам  те, кто их хвалит»;

Эпикур: «Смерть не страшна: я до нее, она после меня»;

Платон: «Великодушие – утонченное использование обстоятельств: величие  души, соединенное с разумом»;

Аристотель: «Дружба есть необходимое  условие совместной жизни»;

Конфуций: «Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей»;

Лао-цзы: «Человек, обладающий высшей добродетелью, в отношениях с людьми должен быть дружелюбным; в словах должен быть искренним; в управлении (страной) должен быть последовательным; в делах  должен исходить из возможностей; в  действиях должен учитывать время».

Вся духовная цивилизация  Востока несет в себе обращение  к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через  уход от материального мира, что  не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей  культуры народов Востока. Восток - это регион традиций, образ жизни некоторых людей на Востоке до сих пор не отличается от жизни восточных людей несколько тысячелетий назад.

Духовная цивилизация Запада оказалась  более открытой изменениям, поискам  истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

Следует отметить, что философия  является «душой» культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации  Запада и Востока. Дело в том, что  философия охватила все духовные ценности древнего мира: искусство  и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.

В целом же философия Запада и Востока оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру и развитие человеческой цивилизации.

 

 

 

Библиографический список

  1. Восток и Запад в мировом историко-философском процессе (материалы «круглого стола») // Философские науки. – 1998. – № 7.
  2. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии / Г. В. Ф. Гегель. – СПб., 1999. – Кн. 1.
  3. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М., 1991.
  4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. – М., 1994.
  5. История восточной философии: Учебное пособие. – М., 1998. – 257 с.
  6. История философии. Учебник для вузов. М., 1998
  7. Колесников, А. С. Логика и методология философской компаративистики / А. С. Колесников // Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философии и компаративистика. – СПб., 2003. – С. 3–11.
  8. Колесников, А. С. Философская компаративистика: Восток-Запад / А. С. Колесников. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
  9. Проблема человека в западной философии. - М., 1998.
  10. Рассел, Б. История западной философии в ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В 2-х т. / Б. Рассел. – Новосибирск, 1994; Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. / Д.Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994 –1997; Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург – Бишкек, 1997.
  11. Реан, А.А.Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – М., 2002.
  12. Семенов, А. Н. Восток и Запад: два типа исторического сознания / А. Н. Семенов // Путь Востока. Традиции освобождения. Материалы III Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “Symposium”. Вып. 4. –. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
  13. Семенов, Н. С. Философские традиции Востока: учеб. пособие / Н.С. Семенов. – Мн.: ЕГУ, 2004.
  14. Современная сравнительная политология: Хрестоматия. – М., 1997.
  15. Степанян М.П. “Восточная философия” М., 1997.
  16. Хантингтон, С. Грядущее столкновение цивилизаций или Запад против остального мира / С. Хантингтон // Полис. – 1994. – №1.

Информация о работе Западные и восточные типы философствования