Западные и восточные типы философствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основы и различия западного и восточного вида философий.
Исходя из выше поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить историю западной и восточной философии;
- найти различия и проблемы между Востоком и Западом
- раскрыть особенности западного и восточного типов философствования

Файлы: 1 файл

КР Западные и восточные типы философствования, их отличия.docx

— 48.83 Кб (Скачать)

 

Введение

Запад и Восток с древнейших времен воспринимались как «противоположные»  стороны света, и это утверждение  относилось не только и не столько  к географии, сколько к ментальности и мировоззрению. Действительно, дискуссии  о том, в чем же разница между  западным и восточным путями развития цивилизации, не утихают до сих пор, примерами тому может служить  обилие публикаций на данную тему в  интернете.

Тем не менее, нельзя говорить, что Запад и Восток живут обособленно  друг от друга, не вступая ни в какие  контакты. Наоборот, Запад и Восток активно контактируют, пытаются понять друг друга, несмотря на коренные отличия  в философии и подходу к  жизни. Эти отличия выявились  еще на заре становления философской  науке и в конечном итоге именно они определили появления разных типов мировоззрений – западного  и восточного.

Закономерность развития философии Запада и Востока - это мировоззренческий характер философского знания . Хотим мы этого или нет, но философские идеи, взгляды, теории, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, а иногда эклектическими (соединениями этих двух типов мировоззрений).

Еще одной общей закономерностью развития философии Запада и Востока является ее стремление к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость. Речь идет об отношении к науке и методологической функции философии.

С помощью философских  учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации.

Могут ли разные типы мировозрений препятствием для культурного диалога двух типов цивилизаций? Противоречат ли друг другу или в чем-то похожи? В чем собственно заключается так называемая «западная философская модель» и «восточная философская модель»? Откуда пошли эти различия? Ответы на эти вопросы становятся насущными именно в наш век активного становления различного рода контактов между странами. Этим и определяется актуальность выбранной мною темы работы.

Хотелось бы, таким образом, – рассмотреть процесс зарождения и становления западного и восточного типов философствования, выявить специфические особенности философии Запада и Востока; рассмотреть их общие черты и их отличия.

Цель курсовой работы –  рассмотреть основы и различия западного  и восточного вида философий.

Исходя из выше поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- изучить историю западной и восточной философии;

- найти различия и проблемы  между Востоком и Западом

- раскрыть особенности  западного и восточного типов  философствования

Объект курсовой работы –  западная и восточная философия.

Предмет – отличительные  способности западной и восточной  типов философствования.

В данной работе использовались труды Балабанова А. И., Белоглазовой Г. Н., Жарковской Е. П., Жукова Е.Ф., Лаврушина  О.И. Тавасиева А. М. и других.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может  быть использован для ознакомления с историей философских учений в  курсе «Общая философия» и «История философии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. История восточной и западной философии
      1. История восточной философии

В конце XVIII - начале XIX вв. Европа открыла для себя своеобразный, в  чем-то экзотический и во многом непонятный мир древневосточной философии. С тех пор интерес к ней  не угасает. В чем секрет этой привлекательности  древневосточной философии? Какой  особый философский акцент вносит она  в философию вообще? 
Прежде всего не может не вызывать симпатий свойственный восточной мысли момент незаинтересованного духовного самоуглубления, какого неутомимого стремления искать ценного в глубинах человеческого духа, искать ради самого поиска. Эта "заинтересована отстраненность" - вечная тайна восточной философии.

Несмотря на то, что восточная  философия зародилась гораздо раньше, об истинном её расцвете можно говорить в середине первого тысячелетия  до нашей эры (4-5 века до н.э.). Европейский  философ Карл Ясперс называет этот период «осевым временем», подразумевая, что именно в 4-5 веках до нашей  эры произошел коренной переворот  в сознании человечества, переход  от мифологического к современному сознанию, познанию мира на основе наблюдений и имеющихся знаний и т.д. В  это время зародились ведущие  мировые религии и восточные  философские учения. Ученым ещё предстоит  объяснить феномен «осевого времени», однако, несомненно одно: в 4-5 веках  до нашей эры в Китае, Греции и  Индии произошел так называемый взрыв интеллектуальной энергии, явившийся  предпосылкой возникновения восточной  философии, которая, как ни странно, не прошла традиционные этапы развития западной философии – Возрождение, Просвещение, Реформация и др. Восточная  философия, однако, является частью мировой  философии, она во многом определила взгляды европейских мыслителей Просвещения и Нового времени (Гегеля, Гессе, Шопенгауэра). Причиной такого «позднего» интереса к восточной культуре является трудно преодолимый языковой барьер (большинство трудов философов были, естественно, написаны на родных языках философов - японском, китайском, индийском), а также некая «закрытость» восточных цивилизаций.  
Несомненно, восточная философия очень специфична, но это никак не оправдывает несправедливого приговора, вынесенного ей западным обществом в середине прошлого тысячелетия, европейцы считали восточные учения путаными, не имеющими ничего общего с реальностью, иллюзорными, а, соответственно, бесперспективными философскими учениями, хотя цивилизация доказала полную несостоятельность подобных взглядов. Сейчас становится понятным, что непреходящая ценность и неповторимость восточной философии именно в специфичности, устойчивости. Необходимо понимать, что такая огромная по масштабам и глубине природная, социальная и духовная сущность, каковой является Китай, не может не характеризоваться своими особенностями и эндемичностью.

Великий парадокс Востока  состоит в том, что несмотря на уважение и строгое сохранение традиций, восточные цивилизации вбирают  в себя новые веяния, которые, тем  не менее, органично вписываются  в прежнюю культуру, растворяясь  в ней. Ярким примером этому служит завоевание Китая варварскими племенами  в период разложения первобытнообщинного  строя. Эти завоевания не только не разрушили Китайского государства, со временем они сами стали его  частью, ни на день не прервав его  существования, приняв затем китайские  традиции и философию.

Второй характерной чертой Востока, обуславливающей его философию, является одновременное мирное сосуществование  нескольких религий, даже в пределах одного государства. Так, несмотря ни на какие внешние и внутренние, экономические и политические потрясения, духовная основа Востока оставалась неизменной, и даже непримиримый к Западу ислам довольно спокойно уживается с восточными культурами и восточной философией. Восток отличается от Запада (особенно в прошлом) особой связью людей и природы, их близости к естественному началу жизни. Одно из современных противоречий двух культур, непонимание Востока западом кроется в эпохе колонизаторства, когда европейцы, искренне уверенные в том, что облагодетельствуют Восток насаждением своей индустриальной культуры, приносили на Восток то, что, как считали европейцы, неспособны создать сами восточные нации (машины, оружие, новые технологии). Несмотря на коренное изменение ситуации (сегодня из восточных государств приходят самые современные технологии, там производится передовое оборудование).

Сегодня в философии происходит осознание того, что наука является весьма важным, но не единственным путем  познания мира, обеспечивающим человечеству не только знание, но и социальный комфорт  и личную безопасность. Поэтому философы стремятся заново осмыслить мистические  и эзотерические учения Востока, найти смысл в примитивных  религиях и магии, в социальных утопиях  различных времен и народов. В  то же время происходит ослабление установки только на науку, осуществляется поиск нового типа рациональности, синтез научного и ценностного подходов.

 

      1.  История западной философии

Классическая западноевропейская философия, внесшая огромный вклад  в становление и развитие техногенной  цивилизации, со второй половины XIX в. начинает утрачивать свои позиции. На смену безраздельно господствовавшему долгое время философскому рационализму стало приходить иррациональное восприятие действительности. В результате к концу XX столетия рационалистический подход к миру был значительно потеснен многообразными направлениями иррационализма и интуитивизма.

XX век принес человечеству  не только огромные успехи  в науке и технологиях, но  и целую вереницу революций,  две мировые войны, крушение  колониальной системы, формирование  социалистической системы и ее  распад, возникновение глобальных  проблем, ставящих под вопрос  бытие всего человечества.

Эти процессы вызвали отход  от классического видения мироздания, пересмотр проблемы смысла человеческого  бытия, места человека в мире, его  отношения к богу, к смерти и  бессмертию, его конечного предназначения. Положение в философии начало радикально изменяться, происходил пересмотр  целей и задач философствования, на передний план выдвинулись новые  проблемы и способы их решения. Возрос интерес к тем сторонам жизни  и деятельности человека, общества и бытия в целом, которые либо не выражались традиционными философскими течениями, либо присутствовали в них  в качестве переферийных и не заслуживающих  внимания.

Произошла также локализация  отдельных проблем, при решении  которых сформировались самостоятельные  направления. Cначала это происходило  либо в виде своеобразного дополнения классических философских систем (неогегельянство, неокантианство) и даже обновления философии Фомы Аквинского (неотомизм), либо в жесткой форме путем  полного отбрасывания классических традиций в философии (позитивизм, экзистенциализм).

Радикальные изменения в  западной философии, позволившие для  ее обозначения ввести термин «неклассическая  философия», вызваны не только внутренними  потребностями развития самой философской  мысли, но и внешними социокультурными факторами. Прежде всего следует  отметить, что несокрушимой вере мыслителей в силу человеческого разума был  нанесен первый удар французской  революцией 1789 г. Общество, которое  считалось основанным на «принципах разума», официально положившее учение «гениев человечества» в основу своей политики, на поверку оказалось  неразумным и нечеловечным. Террор и гражданская война во Франции  заставили многих философов задуматься над действительными возможностями  разума и науки. Некоторые мыслители (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) заговорили о сомнительности исторического  прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского человека. Было показано, что попытка  создать всеобщее мировоззрение  на фоне крайней индивидуализации человеческого  бытия и его атомизации нереальны. С одной стороны, происходила  «невилировка», усреднение человека, а  с другой - одиночество и беспомощность  человека перед миром как предел индивидуализма.

Современная западная философия имеет ряд особенностей, суть которых можно понять, лишь сопоставив между собой этапы ее развития. В классической философии, как известно, основным направлением всегда было познание природы и общества и их разумное преобразование. Большинство приверженцев классического направления допускали идею о доступности познания, по их мнению, достичь истины способен любой человек.

Для классической философии, несмотря на различие философских систем, характерна общность понимания целей и задач  философии. В современной философии, напротив, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выделение и локализация  отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные  направления. Не случайно с конца XIX и в начале XX в. возникает множество  философских направлений с приставкой "нео-", которая, с одной стороны, обозначала генетическое родство с  исходными философскими системами, а с другой, напротив, - подчеркивала свое отличие от классических философских  схем.

В целом западная философия  ХХ века представляет собой большое  многообразие различных течений, школ, концепций, проблем и методов, нередко  противостоящих друг другу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основа развития философии Запада и Востока
      1. Различия в проблематике

В отличие от философии  Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в  то время как философия Запада является многопроблемной. Она исследует  натурфилософские, онтологические, методологические, эстетические, правовые проблемы. Даже в исследовании самой проблемы человека существует различие в философских  концепциях Запада и Востока. Восточная  философия исследует проблему человека с токи зрения практики, жизнедеятельности  людей, их образа жизни. Поэтому в  ней содержится много более частных  проблем, связанных с самосознанием  человека, его формами и состояниями, этикетом, практическими наставлениями  старшим и младшим по возрасту людям. Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое  бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и  познания.[9] Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и тоже философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых или хотя бы распространенных в Древней Греции и Риме религии. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция. Разработка категориального аппарата в западной и восточной философии также имеет свою специфику. В восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией: инь – женское начало и янь – мужское начало, их соединение с эфиром - ци, или рассмотрение вещей как комбинаций пяти материальных первооснов – земли, воды, воздуха, огня и дерева. Часто обсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний. Вводятся понятия: сансара – перевоплощение, возрождение души, карма – воздаяние человеку после смерти или индивидуальная судьба человека, аскеза – достижение сверхъестественных способностей путем самоограничения, нирвана – высшее состояние, цель человеческих стремлений, состояние души, освобожденной от оков материи и другое. Конечно, восточная философия использует и традиционно философские категории - движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция.... Разработка философского категориального аппарата, выражающего суть философских систем и их борьбу, - заслуга прежде всего древнегреческой философии. В античной философии запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. В восточной философии проблема дискретности материи, ее строения не ставиться. В ней материя рассматривается преимущественно как некая “помеха” душе, или в единстве с формой, или как некое субстанционное начало. Есть различия в решении проблем познания. В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т. е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их изучение внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель. В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа Ньяя. Эта школа подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. Она исследует четыре источника достижения истины: восприятия, вывод, сравнения, доказательство. Эти источники ведут к достоверному познанию. В целом же для древневосточной философии более характерно самопознание. Следует отметить, что специфика западной и восточной философии отчетливо просматривается при рассмотрении в них социальной проблематики. В восточной философии это проблемы и “вселенского человека”, от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми. Так Конфуций стремился показать необходимость иерархии социальных структур, строгую субординацию людей, обращаясь к Небу, его величию: “ Небо определяет для каждого человека место в обществе, награждает, наказывает...” Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона. Одни философы его отвергали, другие на него уповали. Важнейшей проблемой является проблема народа и правителя. В древнегреческой и древнеримской философии социальная проблематика содержит более широкий спектр тем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения в восточной философии. Во-первых, начиная с Демокрита, почти все философы древнего мира обращаются к проблемам государства, закона, труда, управления, власти, имущественного деления, общества. Во- вторых, ценным при рассмотрении эти социально-философских проблем является обращение к человеку в его единстве с обществом. Например, Демокрит пишет: “ Общая нужда тяжелее частной нужды отдельного человека. Ибо в случае общей нужды не остается никакой надежды на помощь”, “Закон хочет устроить жизнь людей, сможет же он это сделать лишь а том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется”, “ Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество – весь мир”.

Информация о работе Западные и восточные типы философствования