Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть основы и различия западного и восточного вида философий.
Исходя из выше поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить историю западной и восточной философии;
- найти различия и проблемы между Востоком и Западом
- раскрыть особенности западного и восточного типов философствования
Немецкий профессор Фон Ринтелен считает, что Восток и Запад должны 1) сохранить верность себе и уважение к иной культуре; 2) их сближение возможно в сфере философии, в которой максимально выражается культура народа; 3) обмен идеями должен быть связан с ценностями разных культур, 4) которые должны стать объектом личного переживания, что возможно при отвержении своих предрассудков и вникания в иную культуру в ее полноте; 5) при различиях ценностей, можно обнаружить некие общие черты для разных культур; 6) рассматривать ценности не как в той или иной степени реализованными, а каждый случай рассматривать как способ выражения вневременных фундаментальных ценностей; 7) только в сфере ценностей возможно взаимопонимание, ибо в них человек может раскрыть себя с максимальной полнотой [13, c. 401-408].
«Для того, чтобы понять взаимоотношения и зависимости между Востоком и Западом во всей их значительности, проблему надо поставить в широкие рамки бытия. Иными словами – ее надо связать с глубинными вопросами человеческого бытия. Иными словами – ее надо сделать предметом философии», - писал В. Шубарт [13, с. 57].
Философская проблема «Восток-Запад»
инициировала самостоятельное течение
философской мысли –
Таким образом, проблема «Восток-Запад»
– проблема двусторонняя, так как
не только Запад изучает и старается
понять Восток, но и наоборот. «Встреча
Запада с Востоком во многом зависит
от способности обеих сторон понять
друг друга», пишет Генрих Дюмулен.
В контексте столкновения Запада
и Востока обязательство
Предметом сопоставительного
изучения Востока и Запада, как
полагал индийский философ П.Т.
Обращение к проблеме межкультурного
диалога в философии
3.1Особенности восточного и западного типов философствования
В истории философии западная
философия традиционно
Гегель находил основания для противопоставления восточной и западной философии в «Лекциях по истории философии», начиная свое исследование с раздела «Восточная философия»: «Первой по времени является так называемая восточная философия…» [2, с. 160]. Выражение «восточная философия», как указывает он, «употребляется преимущественно для обозначения того периода, когда это великое всеобщее восточное воззрение соприкоснулось с Западом, со страной ограниченной меры, где преобладает дух субъективности» [2, с. 160]. Кроме того, он обращает внимание на то, что: «…на Востоке нет ничего твердого; сколь неопределенна субстанция восточных людей, столь же неопределенным, свободным и независимым может быть также и их характер» [2, с. 146]. «Философия в собственном смысле начинается на Западе, – пишет Гегель. — Лишь на Западе восходит эта свобода самосознания; природное сознание исчезает внутрь себя, и тем самым дух погружается в себя. В блеске Востока индивидуум только исчезает; лишь на Западе свет превращается в молнию мысли, ударяющую в самое себя и создающую, исходя отсюда, свой мир» [2, с. 160].
Противопоставление Востока и Запада известно уже давно. Многие спорят, возможно ли найти точки соприкосновения между двумя этими культурами, народами, частями света. Наряду с традиционным мнением о непонимании между двумя культурными областями и несходстве мировоззрений и культур на современном этапе развития философии в частности и культуры в общем, всё большую популярность получает мнение о взаимопроникновении и несомненном влиянии культур друг на друга. Так, сегодня очевидна вестернизация восточных стран (в основном под Востоком понимают Японию, Китай, Индию - крупнейшие страны региона, оказавшие наибольшее влияние на философию, культуру, искусство Востока), с другой стороны мы наблюдаем также появление интереса у западных наций к культуре, искусству, медицине и философии Востока.
Не иначе как парадоксальным выглядит стремление восточной мудрости достичь состояния полного растворения индивидуального в общем, стремление погрузиться в какую-то первобытную пустоту, первоначальную мировую тишину. Герман Гессе, немецкий писатель и знаток восточной мысли, оценивал указанный момент так: "Когда собственное" Я "будет полностью преодолено и умрет, когда смолкнут в сердце все движения и страсти, тогда должно проснуться заповедное в человеческом естестве, сокровенное, что уже перестало быть собственным "Я", - проснется большая тайна ". Французский философ и мыслитель XX века. Жорж Батай отмечал, что это сосредоточение на пустоте приводит к эффекту чрезвычайной чувствительности к мельчайшим проявлениям реальности: "Благодаря оторванности от всего, что затрагивает чувства, чувственность эта становится настолько внутренней, что всевозможные движения извне - падение булавки или треск - сопровождаются сильным и дальновидным эхом ... ". Эта великая мировая тишина или безграничная ночь нирваны выполняют роль подъема каждой жизненной мелочи до уровня всемирной события.
Наконец, не может не поражать построение восточной мысли, якобы растворяет слова, оставляя нас в плену чистых смыслов. Например: "Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он - бабочка, бабочка, весело порхает. Он наслаждался от всего сердца и не осознавал, что он Чжоу. Вдруг проснулся, удивился, что он - Чжоу, и не мог понять: снилось Чжоу, что он - бабочка, или бабочке, что он - Чжоу. Это и называется превращением вещей ... ".
Следовательно, можно утверждать,
что особенности
Принципиальное различие западной и восточной философий обусловлено диаметрально противоположными типами мышления и образами жизни этих регионов. Так, основной характеристикой восточной цивилизации является устойчивость. Можно сказать, что развитие запада – скачкообразное, каждый новый этап (Средневековье, Возрождение, Новое время и т.д.) сопровождается политической или культурной революцией, крахом старого образа жизни. С другой стороны, Восток развивается постепенно, как бы по спирали.
Основные различия между
восточными и западными типами цивилизаций
можно показать в таком их сравнении:
Западные цивилизации:
- Относительная автономность различных
сфер общественной жизни (политики, экономики
и др..).
- Преданность новациям, ценить нового,
ориентация на будущее (прогрессизм).
- Активизм, стремление изменять действительность
- Доминирование индивидуального над общим.
- Рациональное, аналитическое, логически
последовательное мышление.
Восточные цивилизации:
- Наличие единого духовного канона жизни,
которому подчинены все основные сферы
жизни.
- Преданность традициям, ценить старого,
освященного веками, ориентация на прошлое
(традиционализм).
- Самоуглубление, стремление отдаться
естественному ходу вещей.
- Доминирование целого (общего) над индивидуальным.
- Образный, притчевой, афористический
стиль мышления.
Приведенное сравнение показывает существование
достаточно контрастных различий в самом
фундаменте того образа жизни, который
сформировался и развился в виде различных
типов цивилизации. Указанные различия
приводят в конечном итоге к несколько
иной, а иногда - принципиально иной человеческого
поведения. Все указанные характеристики
можно отнести и к особенностям западной
и восточной философий. Так, восточная
философия ориентируется на выходные
канонические источники, регламентирующие
функционирование всех сфер общественной
жизни (Коран, Веды, Китайское Пятикнижие),
ценит больше всего то, что освященное
веками, пытается подчинить индивидуальное
целом или даже растворить индивидуальное
в мировом целом. При этом стиль восточной
философии ближе к художественно-образного,
чем к научному, а сама философия максимально
приближена к нравственного назидания
и даже техники человеческого совершенствования
в определенном образе жизни. Западная
философия, напротив, тяготеет к рационально-логических
и аналитических исследований, теоретических
систематизаций, имеет абстрактно-понятийный
характер и исходит из определенной автономности
основных сфер как индивидуального, так
и общественной жизни. В связи с этим западная
философия имеет преимущественно индивидуальное
направление и возникает именно индивидуально-личностным
средством жизненного самоутверждения.
Исторически философия развивалась в контексте именно этого противостояния цивилизаций: известно, например, что некоторые философы Древней Греции имели контакты с восточными мудрецами: не исключено, что и они оказывали на них определенное влияние. Известно также и то, что в интеллектуальном обороте античного мира функционировали некоторые образы и мифологемы Древнего Востока. Поэтому сопоставление исходных идей восточной и западной философии помогает нам глубже понять истоки философского мышления и его фундаментальные особенности. Из рассмотренных различий становится понятно, почему западная философия способствовала возникновению современной науки, а восточная философия сформировала привлекательный образ "гуру" - духовного учителя, наставника жизни: почему западная философия ценила оптимистичный активизм, а восточная была больше пропитана отстраненным жизненным созерцанием, полным очарованием грандиозностью мироздания как в пространстве, так и во времени.
Восточная философия развивается
в тесном взаимодействии с религией:
зачастую одно и то же философское
течение предстает и как
Н. Я. Данилевский отмечал по этому поводу следующее: «Запад и Восток, Европа и Азия представляются нашему уму какими-то противоположностями, полярностями. Запад, Европа составляют полюс прогресса, неустанного совершенствования, непрерывного движения вперед; Восток, Азия – полюс застоя и коснения, столь ненавистных современному человеку … если не Запад, так восток; не Европа, так Азия – средины тут нет» [3, с. 7].
Информация о работе Западные и восточные типы философствования