Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 04:49, реферат
Картина мира – это определенная система представлений об окружающей нас действительности. Данное понятие впервые было употреблено известным австрийским философом Людвигом Витгенштейном (1889-1951) в его знаменитом «Логико-философском трактате» (труд был написан в 1916-1918 гг. и опубликован в Германии в 1921 г.). По мнению Л.Витгенштейна, мир вокруг нас – это совокупность фактов, а не вещей, и определяется он исключительно фактами. Человеческое сознание создает для себя образы фактов, которые являют собой определенную модель действительности.
Собственно термин
языковая картина мира (Weltbild der Sprache)
был введен в научный обиход немецким
лингвистом Йоханном Лео Вайсгербером
(1899-1985) в 30-е гг. XX века. В статье «Связь
между родным языком, мышлением и действием»
Л.Вайсгербер писал, что «словарный запас
конкретного языка включает в целом вместе
с совокупностью языковых знаков также
и совокупность понятийных мыслительных
средств, которыми располагает языковое
сообщество; и по мере того, как каждый
носитель языка изучает этот словарь,
все члены языкового сообщества овладевают
этими мыслительными средствами; в этом
смысле можно сказать, что возможность
родного языка состоит в том, что он содержит
в своих понятиях и формах мышления определенную
картину мира и передает ее всем членам
языкового сообщества». В более поздних
работах картина мира вписывается Вайсгербером
не только в словарный состав, но в содержательную
сторону языка в целом, включая в себя
не только лексическую семантику, но и
семантику грамматических форм и категорий,
морфологических и синтаксических структур.
Вайсгербер допускал
относительную свободу человеческого
сознания от языковой картины мира, но
в её же собственных рамках, т.е. своеобразие
той или иной личности будет ограничено
национальной спецификой языковой картины
мира: так, немец не сможет увидеть мир
таким, каким увидит его из своего «окна»
русский или индус. Вайсгербер говорит
о том, что мы имеем дело с вторжением родного
языка в наши воззрения: даже там, где наш
личный опыт мог бы показать нам нечто
иное, мы остаемся верны тому мировоззрению,
которое передано нам родным языком. При
этом, считает Вайсгербер, язык влияет
не только на то, как мы понимаем предметы,
но и определяет, какие предметы мы подвергаем
определенной понятийной переработке.
В середине 30-х гг.
Вайсгербер важнейшим методом изучения
картины мира признает полевое исследование,
при этом он опирается на принцип взаимного
ограничения элементов поля, сформулированный
Й.Триром. Словесное поле (Wortfeld) – это группа
слов, использующихся для описания определенной
сферы жизни или определенной смысловой,
понятийной, сферы. Оно, по мнению Вайсгербера,
существует как единое целое, потому и
значения отдельных слов, в него входящих,
определяются структурой поля и местом
каждого его компонента в этой структуре.
Структура же самого поля определяется
семантической структурой конкретного
языка, имеющего свой взгляд на объективно
существующую неязыковую действительность.
При описании семантических полей того
или иного языка чрезвычайно важно обращать
внимание на то, какие поля выглядят в
этом языке наиболее богато и разнообразно:
ведь семантическое поле – это некий фрагмент
из промежуточного мира родного языка.
Вайсгербер создает классификацию полей,
разграничивая их как с точки зрения описываемой
ими сферы действительности, так и с учетом
степени активности языка в их формировании.
В качестве примера
конкретного семантического поля немецкого
языка рассмотрим поле глаголов со
значением «умирать». Этот пример довольно
часто приводится в ряде работ
самого ученого. Это поле (как его
представляет Вайсгербер) состоит из четырех
кругов: внутрь первого из них помещено
общее содержание всех этих глаголов –
прекращение жизни (Aufhцren des Lebens); второй
круг содержит три глагола, выражающих
это содержание применительно к людям
(sterben), животным (verenden) и растениям (eingehen);
третий круг расширяет и уточняет каждую
из этих частных сфер с точки зрения способа
прекращения жизни (для растений – fallen,
erfrieren, для животных – verhungern, unkommen, для
людей – zugrunde gehen, erliegen и др.); наконец, четвертый
круг содержит стилистические варианты
основного содержания поля: ableben, einschlummern,
entschlafen, hinűbergehen, heimgehen (для высокого стиля)
и verrecken, abkratzen, verrцcheln, erlцschen, verscheiden (для
низкого или достаточно нейтрального
словоупотребления) .
Таким образом, языковая
картина мира отражается прежде всего
в словаре. Главную предметную основу
для неё создает природа (почва, климат,
географические условия, растительный
и животный мир и т.п.), те или иные исторические
события. Так, например, швейцарско-немецкий
диалект обнаруживает поразительное разнообразие
слов для обозначения специфических аспектов
гор, причем эти слова в основном не имеют
соответствующих аналогов в литературном
немецком языке. При этом речь идет не
просто о синонимическом богатстве, а
о совершенно определенном и очень своеобразном
понимании некоторых аспектов горного
ландшафта.
В ряде случаев такое
специфическое видение и
Многие природные
явления не только видятся языками
«неправильно» (т.е. в соответствующей
отрасли научного знания таких явлений
либо нет, либо они понимаются по-другому),
но еще и при этом разные языки
видят это по-разному: так, в частности,
немецкий язык не видит различий между
земляникой и клубникой, вишней и
черешней, тучей и облаком, как
русский – т.е. в немецком для
этих случаев «предусмотрено» по одному
слову, а не по паре, как у нас.
Естественно, подобные
наивные представления о
В истории российской
лингвофилософской мысли идеи о
языке как орудии мышления и познания
мира, сформулированные впервые В.Гумбольдтом,
стали популярны после издания книги «Мысль
и язык» Александра Афанасьевича Потебни
(1835-1891). Соотношение языка и мышления Потебня
представляет таким образом: мысль существует
независимо от языка, поскольку наряду
с вербальным есть и невербальное мышление.
Так, по его мнению, ребенок до определенного
возраста не говорит, но в некотором смысле
думает, т.е. воспринимает чувственные
образы, вспоминает их и даже отчасти обобщает;
творческая мысль живописца, скульптора
или музыканта совершается без слов –
т.е. область языка далеко не всегда совпадает
с областью мысли. В целом же, несомненно,
язык является средством объективации
мысли.
Потебня также, вслед
за Гумбольдтом, оперирует понятием духа,
но дух у него понимается несколько иначе
– как сознательная умственная деятельность,
предполагающая понятия, которые образуются
только посредством слова. И, конечно же,
язык не тождествен духу народа.
Язык представляется
средством, или орудием, всякой другой
человеческой деятельности. При этом
язык – нечто большее, чем внешнее
орудие, и его значение для познания
скорее сходно со значением таких
органов чувственного восприятия, как
глаз или ухо. В процессе наблюдения
за отечественным и чужими языками
и обобщения полученных данных Потебня
приходит к выводу, что путь, по которому
направляется мысль человека, определяется
его отечественным языком. А различные
языки – это и глубоко различные системы
приемов мышления. Поэтому универсальный,
или общечеловеческий язык был бы лишь
понижением уровня мысли. К универсальным
свойствам языков Потебня относит только
их членораздельность (с точки зрения
их внешней стороны, т.е. звуков) и то, что
все они суть системы символов, служащих
мысли (с точки зрения их внутренней стороны).
Все же остальные их свойства индивидуальные,
а не общечеловеческие. Так, например,
нет ни одной грамматической или лексической
категории, которая была бы обязательной
для всех языков мира. Как считает Потебня,
язык есть тоже форма мысли, но такая, которая
ни в чем, кроме самого языка, не встречается,
причем, подобно В.Гумбольдту, А.А.Потебня
утверждает, что «язык есть средство не
выражать уже готовую мысль, а создавать
ее, что он не отражение сложившегося миросозерцания,
а слагающая его деятельность» .
Слово дает не только
сознание мысли, но и другое – что
мысль, как и сопровождающие её звуки,
существует не только в говорящем, но
и в понимающем. Слово предстает в этой
связи как «известная форма мысли, как
бы застекленная рамка, определяющая круг
наблюдений и известным образом окрашивающая
наблюдаемое» . В целом же, слово – это
наиболее явственный для сознания указатель
на совершившийся акт познания. Характерно,
что, по мнению Потебни, «слово выражает
не всё содержание понятия, а только один
из признаков, именно тот, который представляется
народному воззрению важнейшим» .
Слово может иметь
внутреннюю форму, которая определяется
как отношение содержания мысли
к сознанию. Она показывает, как
представляется человеку его собственная
мысль. Только этим и можно объяснить,
почему в одном и том же языке
может быть несколько слов для
обозначения одного и того же предмета
и, наоборот, одно слово может обозначать
разнородные предметы. В соответствии
с этим у слова выделяется два
содержания: объективное и субъективное.
Под первым понимается ближайшее
этимологическое значение данного
слова, включающее в себя только один
признак, – например, содержание слова
стол как простланного, постеленного.
Второе же способно включать в себя
множество признаков –
В языке бывают слова
с «живым представлением» (т.е. с
понятной современным носителям
языка внутренней формой, например:
подоконник, синяк, темница, черника) и
слова с «забытым представлением»
(т.е. с утраченной, потерянной на данный
момент внутренней формой: кольцо, стрелять,
обруч, образ). Это заложено в самой сущности
слова, в том, чем это слово живет: рано
или поздно представление, служащее центром
значения, забывается или становится неважным,
несущественным для носителей данного
языка. Так, мы больше не соотносим друг
с другом такие слова, как мешок и мех,
окно и око, жир и жить, медведь и мёд, обидеть
и видеть, хотя исторически и этимологически
они были тесно связаны.
При этом, отмечают независимо
друг от друга как Потебня, так и
Вайсгербер, в ряде случаев наблюдаются
явления и другого рода: люди часто начинают
верить в то, что можно извлечь взаимосвязь
вещей из сходства звуковых форм имен,
их называющих. Отсюда возникает особый
тип человеческого поведения – обусловленный
народной этимологией, что также представляет
собой феномен воздействия того или иного
языка на его носителей. Возникает языковая
мистика, языковая магия, народ начинает
смотреть на слово «как на правду и сущность»
(Потебня), формируется довольно распространенное
(возможно, даже универсальное) явление
– «языковой реализм» (Вайсгербер). Языковой
реализм предполагает безграничное доверие
к языку со стороны его носителей, наивную
уверенность в том, что похожесть внешней
и внутренней формы слов влечет за собой
и похожесть вещей и явлений, именуемых
этими словами. Картина мира родного языка
воспринимается его носителями как естественная
данность и превращается в основу мыслительной
деятельности.
В чем же конкретно
может проявляться так