Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 07:05, реферат
Грек Платон родился в 428-427 годах до н. э. В самый разгар междоусобной, так называемой Пелопоннесской войны, губительной и для демократических Афин, и для аристократической Спарты, соперников в гегемонии над эллинскими государствами-полисами.
Семья Платона и весь его род были тесно связаны с прошлым и настоящим Афин, где история и предание переплетались в трудно различимом единстве. Таким образом, Платону суждено было вырасти в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей истории Афин как историю своего рода.
Введение…………………………………………3
Глава 1. Учение Платона о государстве……….5
Глава 2. Учение Платона об обществе…………11
Заключение………………………………………18
Но все эти заманчивые конструкции со времен Платона оставались несбыточными
Утопическими, буквально «не имеющими места на земле», достоянием великих мечтателей. А сам родоначальник бесчисленных утопий, находясь на пороге смерти, все еще разрабатывал проекты лучшего в мире государства («Законы»), которым будут управлять десять мудрых старейшин, установивших суровое законодательство, чтобы человек полагался только на них, а не на свою волю и страсти. Да и какая может быть своя воля у человека, рассуждал старый Платон, если все мы куклы, нити которых приводит в движение божественная рука. Поэтому надо ограничить свои потребности, упразднить богатство и роскошь, думать о пользе общества, воспевая в хороводах мудрость законов. И это еще одна утопия Платона, жестко и насильно ограничивающая человека.
Платон, отчаявшись в практическом преобразовании несправедливого тиранического государства, то зовет к далекой старине, где вся ответственность ложится на плечи мудрых старейшин, а то укрепляет мораль и устои государства насильственным путем, теми же самыми жестокостями, что были в обычае у тиранов.
Почтительный страх перед богами и законами, будто бы освещенными божественной волей, оказывается основой счастливого общества. Безвыходность такой утопии вполне очевидна. И сам Платон ее великолепно чувствует, когда называет и «Государство» и «Законы» не чем иным, как «мифами», осуществление которых он относит к неведомому будущему, сам не очень-то веря в то, что оно настанет.
Прошлое
для античного человека было притягательно
и заманчиво. Платон первый обратил
свои мысли к счастливому будущему.
Но мы видим, как сурово строилось в
государстве это предписанное законами
счастье. Платон плохой политик и
9
прекрасный поэт- то с надеждой строит идеальный город будущего, то ищет его образец в отдаленном прошлом, и там и здесь обращаясь к мифу как сплаву поэзии и мысли.
Идеальное государство Платона, всемерная святость средневековья, универсальное эстетическое совершенство эпохи Возрождения, всезнание науки Нового времени- все это идеалы, связанные с доведением положительной оценки того или иного явления человеческой жизни до предела.
Нет
такого философского направления, принципы
которого не использовались бы - разумеется,
не всегда с одинаковой степенью успешности
– для раскрытия тайн общества.
Например, в платоновском «Государстве»
учение об обществе разработано в
тесной связи с теорией идей.
10
Глава
2. Учение Платона об обществе.
Размышляя об обществе, Платон вновь стремится использовать концепцию идей. Многообразие потребностей человека и невозможность удовлетворения их в одиночку является побудительным мотивом для создания государства. По Платону, величайшим благом является справедливость. Несправедливость-- это зло. Последнее он относит к следующим типам государственного устройства: тимократии (власти честолюбцев), олигархии (власти богатых), тирании и демократии, сопровождающейся произволом и анархией.
Справедливое государственное устройство Платон «выводит» из трех частей души: разумной, аффективной и вожделеющей. Одни разумны, мудры, они способны и, следовательно, должны управлять государством, Другие – аффективны, мужественны, им суждено быть стратегами, военачальниками, воинами . Третьи, обладающие по преимуществу вожделеющей душой, сдержанны, им надо быть ремесленниками, земледельцами. Итак, имеются три сословия: правители; стратеги; земледельцы; и ремесленники. Далее Платон дает Массу конкретных рецептов, например, чему кого надо учить и как воспитывать, предлагает лишить стражей собственности, установить для них общность жен и детей, вводит различного рода регламентации (порой мелочные). Строгой цензуре подвергается литература, все, что способно опорочить идею добродетели. В загробном мире -- а душа человека как идея продолжает существовать и после его смерти – добродетельных ждет блаженство, а порочных – ужасные муки.
Платон
мысленно строит идеальное государство,
которое по его мнению, могло бы предотвратить
многочисленные несправедливости. Он
исходит из идеала и строит идеальное
государство, которое было бы столь же
неизменным, как и его идея. Платон хотел
бы достигнуть идеала, а получилась, как
свидетельствует более чем двухтысячелетняя
послеплатоновская история, утопия, к
которой исследователи разгадали идеализацию
представление
11
общественных отношений древней Спарты более совершенными, чем они на самом деле были. После Платона будут созданы новые утопии и всякий раз – из самых благих устремлений.
В своем учении об обществе Платон как бы дублирует те же философские представления, что и в учении о природе: начинает с идей, идеи понимаются как порождающие модели и вместе с тем как идеалы. А сами идеалы строятся умозрительно, на основе исторически ограниченного знания. В итоге получается утопия. Нам предстоит дать философскую оценку такого рода методологии, в данном случае на примере учения Платона об обществе. В этой связи обратимся к критике платоновских воззрений крупнейшим современным философом, постпозитивистом К. Поппером.
Поппер ни много ни мало обвиняет Платона в том. Что он враг открытого, демократического общества, предтеча тоталитарного , то ли социалистического, то ли фашистского, общества. Корни ошибок Платона Поппер видит в учении об идеях. Идеи, мол, фикции, а поэтому от них ничего, кроме утопии, нельзя ожидать. Согласно Попперу, надо исходить из реальных жизненных ситуаций и шаг за шагом трансформировать их к лучшему, Было бы, наверное, неразумно пренебрегать выводами Поппера, во многих отношениях великолепного философа. И все-таки думается, в критике Платона Поппер излишне суров, более того, недостаточно гибок. Неужели великий философ древности, каковым несомненно является Платон, должен быть действительно назван врагом современного общества?
С высот сегодняшнего дня Платона критиковать довольно просто: что это, например, за рецепт – ввести общность жен и детей? Но ведь современному автору должно быть совершенно очевидно, что не устаревшие воззрения Платона должны нас интересовать в первую очередь.
Платон
начинает с идеи, это правильно. Далее
он исходит из идеала. И это верно.
Все самые умные авторы поступают
таким же образом, используя представления
об идее и идеале. У Платона идеал –
12
справедливость, у Поппера – свобода. Идеал справедливости вполне уместен, а вот идеал свободы был, к сожалению, чужд Платону. Кроме того, Платон конкретизирует идеал справедливости крайне умозрительно, без опоры на реальные факты. Именно это – путь к утопии.
Таким образом, идейная основа платоновских размышлений заслуживает самой высокой оценки, без нее нельзя представить современного человека. Мы имеем в виду проблематику идей и идеалов. Этому следует учиться у Платона и, кстати, добиться успеха на этом поприще отнюдь не просто. Что же касается ошибок Платона, то они как бы скорректированы современным знанием, исправлены, и нет никакой необходимости следовать им. Отметим еще раз: вклад выдающихся философов в развитие мировой цивилизации должен оцениваться комплексно, с выделением главного и второстепенного в их творчестве. На философских весах положительные стороны философии Платона, несомненно, перевешивают ее отрицательные аспекты.
Мы не современники и не потомки Платона, жившие после него всего через каких-нибудь несколько столетий. Мы живем в начале ХХI века нашей эры. Почти два с половиной тысячелетия отделяют нас от эпохи греческой классики и от Платона. С этой вершины мы можем представить себе жизнь и учение великого человека далекого прошлого гораздо объективнее, более непредвзято, чем те , кто находился рядом и часто судил, движимый эмоциями, а не беспристрастным изучением фактов, не только биографических, но и фактов творческой жизни.
Новой
эпохой был эллинизм, период крупного
рабовладения с его огромным военно-монархическими
империями, поглотившими старый классический
полис. Платон ничего не знал о наступающей
огромной эпохе. Но как и все принципиальные
люди его времени, он судорожно искал выход
из окружавших его социально- политических
отношений. Выходом для него оказалась
утопия. Платону рисовалось идеальное
государство во главе с философами, созерцателями
чистых и вечных идей, которых защищают
воины и которым все жизненные ресурсы
доставляют
13
свободные земледельцы и ремесленники. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая «идеальная» утопия? На примере сицилийских поездок Платона видно, что практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.
Многие исследователи Платона ломали себе голову по поводу положения класса земледельцев и ремесленников в «идеальном « государстве Платона. Многие думали, что это просто рабы и что именно это означает у Платона увековечение рабовладельческого государства. Однако его ремесленники не рабы, они свободны, но, конечно, лишь в меру той свободы, которая допускается в «идеальном» государстве.
В
«Государстве» Платона, исходя из самых
добрых побуждений и намерений относительно
идеальной жизни, построил государственную
систему, которая настолько идеальна и
настолько абсолютна, что в ней не мыслятся
никакие сдвиги, никакое движение вперед,
с ней несовместим никакой историзм. Но
если здесь все принесено в жертву неподвижному
и вечному царству идей и философ на этом
основании еще до некоторой степени мог
взывать к постоянству и неподвижности,
то в «Законах» дело обстоит гораздо хуже.
Здесь уже не проповедуется никакого царства
идей, которому государство должно было
бы служить; Платон сам заявляет, что здесь
он намерен строить государство «второе
после наилучшего», обещая к тому же, что
после этого он намерен построить еще
одно государство-«третье после наилучшего».
Это третье государство Платон так и не
успел нарисовать, но второму государству
после наилучшего он посвятил огромный
многолетний труд, так как «Законы» писались
все последние семь лет жизни Платона
и так и остались незаконченными, Основная
мысль его проектов заключалась в том,
чтобы по возможности облегчить людям
переход у идеальному государству, Ту
утопию, которой посвящен диалог «Государство»,
Платон считает теперь уже слишком трудной
и неосуществимой. Он хочет несколько
приблизить свою новую утопию к действительности.
14
«Законы» поражают мелочной регламентацией всех без исключения проявлений человеческой жизни вплоть до брака и семейных отношений. Здесь отсутствует теория идей, но и социально- политические оценки Платона.
Хорошо зная из своего жизненного опыта, он нарисовал нам в VIII книге «Государства» отвратительнейший образ тирана. Но вот в «Законах» опять появляется этот зловещий образ. Здесь на первый план выступают не идеи, а некая внешняя сила, которая сдерживает государство от распадения. Изображается некий полумифический законодатель, который вместе с тираном осуществляет все законодательные и исполнительные функции при полном невнимании к потребностям личности и даже общества.
Платон построил образец жесточайшего государства с насильственным земельным уравнением, со всеобщим шпионажем и с узаконенным рабовладением. В «Государстве» почти не упоминались рабы; земледельцы же и ремесленники там экономически были свободны. Зато в «Законах» у Платона рабство пронизывает все. Правда, идеалом раба признается спартанский илот, однако илот-это государственный крепостной, чье социальное положение, по существу, мало чем отличалось от положения раба. Кроме того, Платон и в «Законах» все еще продолжает уговаривать господ и рабов жить согласно между собой и не нарушать общих моральных правил. Но при всех оговорках самый факт рабства признается в «Законах» открыто, и без рабства Платон вообще не мыслит здесь своего идеального государства. О небывало жестоких наказаниях как свободных, так в особенности и рабов трактует вся IX книга «Законов».
Платон
вдруг начинает проповедовать, что
война всех против всех относится к
самой природе общества, для которой характерны
обнаженный и озлобленный инстинкт жизни
и коренные противоречия как в отношении
одного человека к другому, так и в отношении
к самому себе. Та же вечная война существует
и между отдельными людьми в доме. Все
находятся в войне со всеми как в общественной,
так и в частной жизни, и каждый находится
в войне с самим
15
собой. Вместо идеальных основ жизни здесь проповедуется звериная борьба всех против всех.
Это смещение прекрасного и трагического Платон еще лучше выразил в том месте своих «Законов», где в ответ на предложение иностранных актеров поставить трагедию он считает нужным сказать, что его государство и без того есть трагедия и что граждане государства творцы трагедии прекраснейшей, сколь возможно, и наилучшей.