Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 07:05, реферат
Грек Платон родился в 428-427 годах до н. э. В самый разгар междоусобной, так называемой Пелопоннесской войны, губительной и для демократических Афин, и для аристократической Спарты, соперников в гегемонии над эллинскими государствами-полисами.
Семья Платона и весь его род были тесно связаны с прошлым и настоящим Афин, где история и предание переплетались в трудно различимом единстве. Таким образом, Платону суждено было вырасти в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей истории Афин как историю своего рода.
Введение…………………………………………3
Глава 1. Учение Платона о государстве……….5
Глава 2. Учение Платона об обществе…………11
Заключение………………………………………18
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: ФИЛОСОФИЯ
На тему: Учение Платона о государстве
и обществе
Выполнила: Борисова Л.П.
Студентка I курса ДО
Якутск-2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………
Глава
1. Учение Платона о государстве……….5
Глава
2. Учение Платона об обществе…………11
Заключение……………………………………
2
Введение
Грек Платон родился в 428-427 годах до н. э. В самый разгар междоусобной, так называемой Пелопоннесской войны, губительной и для демократических Афин, и для аристократической Спарты, соперников в гегемонии над эллинскими государствами-полисами.
Семья Платона и весь его род были тесно связаны с прошлым и настоящим Афин, где история и предание переплетались в трудно различимом единстве. Таким образом, Платону суждено было вырасти в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей истории Афин как историю своего рода.
Однако Платон государственными делами не занимался. Он стал великим философом, сочинения которого, однако, отличались поэтичностью стиля, драматичностью ситуаций и убедительностью ораторской речи.
Платон
с молодости мечтал быть человеком,
полезным обществу и государству. Он
жил постоянно в окружении
сильных политических страстей. Ближайшие
родичи его принимали самое активное участие
в олигархической борьбе за власть 411 и
404 годов. По молодости лет Платон был убежден,
что именно эти люди отвратят государство
от несправедливости. Но когда он стал
наблюдать за их действиями, то убедился,
что за короткое время эти люди заставили
всех увидеть в прежнем государственном
строе золотой век. Однако приход к власти
демократов нанес новый удар Платону,
когда он стал свидетелем их несправедливости
в отношении Сократа. Вот тогда-то Платон
увидел, что для него невозможно заниматься
государственными делами. Старые обычаи,
законы и нравы поразительно извратились
и пали. Сам Платон, уже будучи стариком,
признавался в одном из писем, что у него,
исполненного рвения служить обществу,
все пошло вразброд и в конце концов потемнело
в глазах. Как человек думающий, Платон
не перестал, однако, размышлять, каким
путем можно улучшить нравы и
3
вообще государственное устройство. Странствуя по разным странам и наблюдая их жизнь и законы, Платон пришел к выводу, что все существующие государства управляются плохо. Излечить их законодательство невозможно, а помочь им может только удивительное стечение обстоятельств. Для Платона философия явилась тем единственным источником, который питает государственные законы и жизнь частного человека. Все более и более Платона убеждался в мысли, что избавить от зол человеческий
род
могут только истинные и
занявшие
государственные должности, или
же властители государств, которые по
какому-то божественному определению
станут подлинными философами.
4
Глава
1. Учение Платона о государстве.
Бедственное положение государства, граждане которого погружены в роскошь, обжорство, пьянство, любовные утехи и не прилагают ни к чему никаких усилий, было страшной очевидностью, Платон с горечью осознает, что подобные государства неизбежно меняют формы правления, впадая в крайности—то в тиранию, то в олигархию, то в демократию.
Размышления Платона о
Когда же аркадяне и фиванцы основали свою колонию Мегалополь, город, ставший большим и богатым, прославленный своим великолепным театром на 40 тысяч зрителей, они, по преданию, обратились за советом к Платону. Философ предложил им свой любимый образец государства. Но когда выяснилось, что на всеобщее равенство перед законом устроители нового города не согласны, Платон вынужден был с горечью отказаться от своего проекта. На компромиссы он не был готов, и добровольный отказ граждан от благодетельного ограничения крайностей свободы посредством добровольного служения закону поверг его в горестное изумление.
Платон в 50-е годы IV века пишет огромное произведение «Законы», в котором пытается представить не то идеальное общество, которое нашло отражение в его сочинении «Государство», а государственное устройство, доступное, как он думает, реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам. Хотя «Законы» обычно носят наименование диалога, но это скорее внутреннее размышление Платона о чисто практическом воплощении высшей государственной идеи в сниженное и полное житейских забот человеческое существование.
Мировоззрение
можно иметь не платоночисекое и
даже антиплатоническое, но научная
методология, выдвигаемая Платоном,
неопровержима. В своей
5
общественной философии Платон проводил свое учение об идеях с такой же верой в человеческий разум, с таким же упованием на всемогущую силу идеального мира и с наивной убежденностью, что достаточно только правильно созерцать идеи, как уже вся общественная жизнь тоже станет идеальной. Поэтому во главе проектированного им идеального государства стоят не кто иные, как именно философы, которые созерцают свои вечные идеи и на основании этого созерцания управляют всем государством.
У Платона это была пока еще только наивность веры во всемогущество максимально общих, то есть предельно обобщающих идей-законов. И в своем субъективном построении Платон чувствовал себя здесь самым передовым философом, асвою проповедь этой неподвижной идеальной общественности считал только естественным результатом разумного господство идеи. Законы природы идеями и общества тоже можно не называть идеями природы и общества, но от самих этих законов отказаться невозможно; и законы природы и общества, которые формулируются количественно, хотя они и относятся к природе и обществу. Со времен Платона резко изменилось само содержание нашей науки и нашей философии. Но логическая и методологическая структура науки и философии, открытая Платоном, останется в культурном человечестве навсегда.
В
408 г. до н. э. Платон встречает Сократа
и становится его учеником. Он обрел
наконец учителя, которому оставался верен
всю жизнь и которого прославил в своих
сочинениях, став поэтическим летописцем
его жизни. Отныне Платон забросил
все свои прежние занятия философией,
знания который он почерпнул у Кратила,
доведшего до крайности учение Гераклита
о текучести всего сущего и пришедшего
к выводу о недостоверности и относительности
знания вообще. Сократ дал Платону то,
чего так ему не хватало: твердую веру
в существование истины и высших ценностей
жизни, которые познаются через приобщение
к благу и красоте трудным путем внутреннего
самосовершенствования. Он научил Платона
уважать человека, стремящегося к знанию
и нравственному идеалу.
6
После смерти Сократа Платон не мог оставаться в Афинах. Настоящему философу по старинной традиции полагалось набраться мудрости у тех, кто хранил ее с древнейших времен. Значит, надо было отправиться путешествовать по свету, познавая науки, философию, религию и нравы чужеземцев. Здесь наши сведения из античных источников расходятся. Одни утверждают, что Платон посетил Вавилон, изучая астрономию, и Ассирию, где приобщился великой мудрости магов. Некоторые утверждают, что он даже собрался до Финикии и Иудеи, собирая сведения о законах и религии их обитателей. Большинство сходится на том, что Платон не мог миновать Египта. Платон, конечно, хорошо знал знаменитые описания Египта в геродотовской истории. И как же было Платону не пройти по следам своего предка Солона.
Если
пойти еще дальше и взглянуть
на два самых больших сочинения
Платона «Государство» и «
занимает почти по целому толстому тому, то приходится признать такую деформацию диалога, которая уже трудно совместима с любимым жанром Платона. Форма вопросов и ответов в «Государстве» удобна для Платона как проверка собственных мыслей и теории. И он то и дело заставляет робких собеседников подавать реплики, чтобы создать повод для дальнейшего развития идей Сократа. Размышления в «Государстве» с трудом поддаются системе, и поскольку все сочинение есть как бы рассказ Сократа о бывшей давно встрече, то это очень хорошее основание для того, чтобы Сократ один пересказывал все реплики и один вел беседу за всех.
Платон был неисправимый мечтатель. Всю жизнь он стремился не только созерцать возвышенные идеи в стенах Академии, но отважно пускался в путь, часто с опасностью для жизни, чтобы претворить свои идеи в образец справедливого, просвещенного Государства. Однако практические усилия Платона уже по одному тому, что они опирались на сиракузскую тиранию, так и остались бесплодными мечтаниями.
Платон
был настоящим теоретиком и создателем
философских идей, как это понимали
именно греки. Он уверенно возводит здание
своей мечты о совершенной
7
красоте, в чем бы она ни воплощалась в науке, обществе, морали, законодательстве. Его миф устремлен в будущее вопреки всем стародавним традициям, которые всегда мифологизировали и идеализировали прошлое.
Платон высоко оценивает заложенные в человечестве силы, но его мечта--чтобы они творили благо и красоту, проявляя хотя бы частицу своего бессмертного начала. Пока же вокруг себя Платон видел слишком много несправедливостей и преступлений общественных и частных. Он готов помочь человеку избавиться от своего несовершенства, но, как мы уже знаем, его готовность остается в пределах утопии и мифа.
В своем огромном сочинении «Государство» Платон строит модель вот такого исправленного и улучшенного человеческого общества.
Во главе идеального государства стоят философы, созерцатели чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.
Философы и воины не имеют никакой частной собственности и беспощадно караются за хранение золота и серебра, Собственность привилегия крестьян и мастеровых, ибо она не мешает работать, будучи губительной для тех, кто предан высоким
размышлениям, В этом государстве нет замкнутой семьи, отягощенной бытом, Здесь совместные браки, и дети воспитываются на общественный счет, зная, что их общий родитель-само государство, которому люди преданы с малых лет. Из идеального города изгнаны размягчающие душу мелодии и песни. Здесь допускается только бодрая, воинственная музыка, душу укрепляющая. И воспитание направлено на укрепление ума и прекрасного тела.
Сколько раз в новой Европе, каждый раз на свой манер, варьировалась эта вечная тема платоновского идеального государства.
Как
не вспомнить Ямбула с его государством
Солнца или философа Плотина, строившего
счастливый город в честь Платона.
А в эпоху Возрождения мечтают
великие утописты Томазо
8
Кампанелла («Город Солнца»), Томас Мор («Утопия»), Фрэнсис Бэкон («Новая Атлантида»). И начало XIX века все еще полно утопических мечтателей, таких, как Роберт Оуэн, Сен-Симон и Шарль Фурье.