Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:09, реферат
Цель реферата: сформировать представление о философском понятии «материя».
Задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и развития понятия «материя».
2. Дать определение понятию «материя» в различных смыслах и разобраться в иерархии уровней организации материи.
3. Рассмотреть атрибуты материи: движение, пространство, время.
4. Подобрать и изучить литературу по затронутой проблеме.
Введение…………………………………………………………………..….3
Глава I. Историческое развитие понятия «материя».…………….…….....4
Глава II. Определения понятия «материя»...……………….………….…..6
§1. Гносеологический аспект рассмотрения понятия…………………………………………………..………….………...6
§2. Философско-онтологическая сторона понятия материи..…………………………………………………..…………….…....7
§3. Социально-аксиологический и праксеологический аспекты………....9
Глава III. Структурность материи…...........................................................10
Глава IV. Атрибуты материи………………………………………………12
§4. Движение…………………………………………………………….…..12
§5. Пространство………………………………………………………….....14
§6. Время………………………………………………………………....…..15
Заключение……………………………………………………………….…17
Библиографический список……………………………………...………....18
Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы, происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями.
Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость, как в количественном, так и в качественном отношении. 13
§6. Время.
Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем. В обыденной жизни и в практической деятельности понятие времени образуется благодаря сравнению, сопоставлению различных процессов движения. Например, мы говорим: лекция длится 1,5 часа. Это значит, что сложные, развертывающиеся один за другим качественно специфические процессы, взятые как единое целое, сравниваются, сопоставляются с другим процессом – колебаниями маятника часов и вызванным этими колебаниями движением часовой и минутной стрелок.
Человеку свойственно
интуитивное чувство времени, не
всегда им осмысливаемое. Его можно
зафиксировать экспериментально
К всеобщим свойствам времени относятся:
Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.
Специфические свойства времени:
Но, не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее.
Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:
Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.
Весь опыт человечества,
в том числе данные научных
исследований, говорит о том, что
нет вечных предметов,
Заключение.
Задачей философии в рамках, выбранной мною темы, является исследование всеобщих свойств материи, обеспечивающих единство объектов мира и, главное, делающих возможным их качественное многообразие вплоть до появления таких высших форм организации, как жизнь, разум, общество, культура, дух, ценности.
Работая над рефератом, я сформировала представление о философском понятии материи. Это принципиально важно, т.к. понятие «материя» является одним из основополагающих, фундаментальных понятий философии. Оно напрямую связано с мировоззрением человека, а, следовательно, и с его личным бытием и отношением к миру. Поэтому рассмотрение этой темы помогло мне расширить свой кругозор, взглянуть на мир с иной точки зрения и в какой-то мере познать себя.
Библиографический список.
1 Философия: Учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001. С. 354.
2 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 1997. С. 358, 359.
3 «Энциклопедия философских наук». М., 1974. Т. 1. С. 413.
4 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 1997. С. 342.
5 Спиркин А.Г. «Основы философии». М., 1988. С. 132.
6Спиноза Б. «Избранные произведения» М., 1957. Т. 1. С. 361.
7 Маркс К., Энгельс Ф. «Сочинения». Т. 20. С. 546.
8 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 1997. С.347-353.
9 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 1997. С. 356-357.
10 Спиркин А.Г. «Основы философии». М., 2000. С. 117.
11 Фролов «Введение в философию». М., 2007. С. 366-372.
12 Фролов «Введение в философию». М., 2007. С. 372-376.
13 Фролов «Введение в философию». М., 2007. С. 379-380.
14 Фролов «Введение в философию». М., 2007. С. 379-380.
15 Фролов «Введение в философию». М., 2007. С. 381-383.