Учение о материи и ее атрибутах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:09, реферат

Краткое описание

Цель реферата: сформировать представление о философском понятии «материя».
Задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и развития понятия «материя».
2. Дать определение понятию «материя» в различных смыслах и разобраться в иерархии уровней организации материи.
3. Рассмотреть атрибуты материи: движение, пространство, время.
4. Подобрать и изучить литературу по затронутой проблеме.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..….3
Глава I. Историческое развитие понятия «материя».…………….…….....4
Глава II. Определения понятия «материя»...……………….………….…..6
§1. Гносеологический аспект рассмотрения понятия…………………………………………………..………….………...6
§2. Философско-онтологическая сторона понятия материи..…………………………………………………..…………….…....7
§3. Социально-аксиологический и праксеологический аспекты………....9
Глава III. Структурность материи…...........................................................10
Глава IV. Атрибуты материи………………………………………………12
§4. Движение…………………………………………………………….…..12
§5. Пространство………………………………………………………….....14
§6. Время………………………………………………………………....…..15
Заключение……………………………………………………………….…17
Библиографический список……………………………………...………....18

Файлы: 1 файл

фило реф.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Поскольку кроме материи  ничего более нет, а материя включает в себя сознание и дух, постольку «материя духовна», «материя одухотворена».

Рассмотрение материи  в субстанциальном аспекте показывает, что сознание и генетически, и  актуально оказывается материальным. Здесь имеется отношение не причины и следствия, а органа и его функций, материального субстрата и его свойства. Противоположность сознания и материи не абсолютна, а относительна, причем в степени, позволяющей увидеть материальность сознания.

В мире нет ничего, кроме  материи (и ее свойств, которые тоже включены в материю). Материя в онтологическом аспекте есть субстанция, и кроме нее в мире ничего нет. Подход к материи через понятие «субстанция» позволяет развернуть ее атрибуты, модусы и более четко уловить демаркацию с идеалистическим субстанциализмом.

Помимо этого, при таком подходе устанавливается неразрывная связь философско-онтологического понятия материи с частнонаучными представлениями о его структуре, и прежде всего с физическими видами материи – они даются не столько в противопоставлении друг другу, сколько в единстве.8

 

§3. Социально-аксиологический и праксеологический аспекты.

 

В последние  годы высказано предположение подойти  по-новому к содержанию основного  вопроса философии, расширить состав его сторон.

Традиционная  для марксистской литературы трактовка основного вопроса философии восходит к Ф. Энгельсу, к его произведению «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». И оно верно, поскольку в нем отражено основание для полярности главных мировоззренческих ориентаций – материализма идеализма, эпистемологического реализма и агностицизма. Оно верно также в плане генезиса философской формы мировоззрения, которая конституировалась в качестве рефлексии над научно-познавательным отношением субъекта к объекту. Но будет упрощением ограничить основную проблему философии только онтологической и гносеологической его сторонами.

Фокус мировоззрения  составляет система «человек - мир», или система «дух - природа». Сама же система «человек - мир» расчленяется на две субстратные подсистемы (человек  и мир) и четыре подсистемы релятивного типа(онтологическую, гносеологическую, аксиологическую и праксеологическую). Так что если брать отношения субъектно-объектного характера и ориентироваться на специфичность, функциональное предназначение мировоззрения, то, конечно, в составе основного вопроса философии надо выделять также аксиологический и праксеологический аспекты. При этом гносеологически абсолютная противоположность материи и сознания снимается онтологической и предметно-практической относительностью этих противоположностей.

Аналогичное имеется  и в аксиологическом аспекте  их соотношения. Эмоции, например, составляющие одну из важнейших структур духовного  мира человека и обеспечивающие его  ценностно-оценочное отношение к  миру, вовсе не являются по своему содержанию абсолютно противоположными объекту и материи в целом.

Таким образом, существует определенный предел противоположности  материи и духа. Забвение этого  предела обедняет ту историческую форму  материализма, которая стремится  к духовности, ее раскрытию и утверждению в мире.9

 

 

 

 

 

Глава III. Структурность материи.

 

 

Мир и все в мире - это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Допустим, что материя бесструктурна. Это значит, что она абсолютно однородна, не содержит в себе никаких качественных различий. Существовать же могут только взаимодействующие объекты, а взаимодействовать могут лишь в чем-то различные объекты или стороны, свойства объектов.10

Материя имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит  из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Элементарные частицы различаются по массе покоя и в соответствии с этим разделяются на лептоны (легкие частицы), мезоны (средние частицы) и барионы (тяжелые частицы). Наряду с этим существуют частицы, не обладающие массой покоя, например фотоны. Атомы построены из положительно заряженных ядер и отрицательно заряженных электронных оболочек. Ядра состоят из протонов и нейтронов, вместе именуемых нуклонами. С «прерывными» формами материи неотделимо связаны «непрерывные» формы. Это разные виды полей - гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Так, без полей тяготения ничто не связывало бы звезды в галактики, а само вещество - в звезды. Не было бы ни Солнечной системы, ни самого Солнца, ни планет. Вообще все тела перестали бы существовать: без электрических и магнитных полей ничто не связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра - в атомы.

Упорядоченность материи  имеет свои уровни, каждый из которых  характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем. Основные, структурные уровни материи таковы: субмикроэлементарный уровень - гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы (атомный уровень), а из них - молекулы (молекулярный уровень), из молекул формируются агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их спутниками, планеты с их спутниками, звездные системы, объемлющие их метагалактики (космический уровень).

Кроме сконденсировавшегося в виде небесных тел вещества во Вселенной имеется диффузная  материя. Она существует в виде разобщенных атомов и молекул, а также в виде гигантских облаков газа и пыли различной плотности. Космические тела возникают из материальной среды в результате внутренних закономерностей движения самой материи.

Постепенное усложнение молекул углеродистых соединений привело к образованию органических соединений (органический уровень). Постепенно образовывались все более сложные органические соединения. Наконец, возникла жизнь (биологический уровень). Жизнь явилась необходимым итогом развития всей совокупности химических и геологических процессов на поверхности Земли. Примерно два миллиарда лет назад началось постепенное «растекание» живого по поверхности Земли. Эволюция живого шла от примитивных, доклеточных форм существования белка к клеточной организации, к формированию сначала одноклеточных, а потом многоклеточных организмов со все более и более сложной структурой -- беспозвоночные, позвоночные, млекопитающие, приматы. Наконец, мы видим самих себя стоящими на самой последней ступени лестницы поступательного развития (социальный уровень). Правомерно допущение, что за пределами земной цивилизации существуют гигантские космические цивилизации, созданные разумными существами (метасоциальный уровень).11

Понятие структуры применимо  не только к различным уровням  материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием единой структурной организации материи, что вытекает из тесной взаимосвязи всех известных ныне уровней структурной организации.

Различные структурные  образования материи - это не случайное скопление ничем не связанных между собой частиц, это структурные образования разных ступеней и степеней сложности. Одни из них, более простые и мелкие, являются составными частями других, более крупных и сложных, и предшествуют их образованию. Совсем недавно наука проникла в структуру элементарных частиц и вплотную начала исследование физического вакуума - особого поля, представляющего собой своего рода резервуар, из которого рождаются и в который превращаются элементарные частицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Атрибуты материи.

 

 

§4. Движение.

 

Под движением  материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение – это взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Материя не может  существовать вне движения. Любой  ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Движение так же абсолютно, как абсолютна материя. Понятие покоя представляет собой  обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Покой относителен.

Правомерно  говорить о двух основных типах движения. Первый – это движение, связанное  с сохранением устойчивости предмета, его качества. В предмете всегда происходят некоторые изменения, и он никогда не бывает тождественен самому себе во времени. Но можно ли говорить об устойчивости предметов, их тождественности себе, если предметы изменчивы? Это очень древняя философская проблема. Известно изречение Гераклита: в одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды.

Другой философ  античности, Кратил, довел этот тезис  до крайней степени относительности, утверждая, что один раз нельзя войти  в одну и ту же реку вследствие ее постоянной изменчивости. Кратил полагал, что текучесть вещей не позволяет их даже назвать, поскольку они в момент наименования уже становятся другими. Поэтому, считал он, выделить вещь можно, только указывая на нее пальцем. Идеи относительности в понимании существования вещей не раз воспроизводились в истории философской мысли. В подобных рассуждениях мы сталкиваемся с противопоставлением вещи и процесса, устойчивости и изменчивости.

Обыденное человеческое мышление, как правило, расчленяет действительность на устойчивые вещи с жестко фиксированными границами и на процессы, которые рассматриваются как взаимодействие устойчивых вещей. Но философский анализ, опирающийся на научные данные, убеждает нас в том,  что любая вещь есть тоже процесс. Когда даже о таких простых предметах, как стол, стул, дом, говорится, что они сохраняют свое качество, тождественны себе, то это не значит, что в них не происходят многообразные изменения. Однако при всех изменениях сохраняется, воспроизводится некоторый набор признаков, который позволяет говорить о столе как об определенном предмете, отличном от других предметов.

Итак, первый тип  движения - это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют новый объект.

В практике мы постоянно  сталкиваемся с этими процессами. В ходе развития производства человечество научается синтезировать из материалов природы все более и более  сложные системы. Сквозь призму наших  практических взаимодействий с миром  можно рассматривать и процессы, происходящие независимо от нас в самой природе. Здесь имеются процессы, связанные с такими качественными преобразованиями, когда происходит усложнение предметов, появление более сложных состояний объекта из более простых. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития – это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. При этом можно выделить две разновидности процессов развития. Первая разновидность – это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая – процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

В рамках биологической  материи также можно обнаружить рассматриваемый тип. Пример тому –  формирование новых видов животных и растительных организмов. В общественной жизни в качестве образца этой разновидности развития выступает  смена различных ступеней развития общества.

Наряду с  данной разновидностью развития материи  можно выделить вторую разновидность, связанную с переходом от качественных состояний, характерных для одного уровня организации материи, к качественному  состоянию другого уровня организации. Формирование из элементарных частиц атомов и молекул, переход от неорганической природы к биологическим уровням организации, становление человека и его общественной жизни – все это примеры развития, сопровождающиеся усложнением уровней организации материи, появлением новых уровней организации, новых видов материи.12

 

 

§5. Пространство.

 

 

Для обыденно-житейских  представлений пространство и время  – нечто привычное, известное  и даже в какой-то мере очевидное.

Пространство и время - это всеобщие формы бытия материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространства Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени.

Понятие пространства имеет  смысл  лишь постольку, поскольку  сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он нее расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь, не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

 

К всеобщим свойствам пространства относятся:

  1. протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;
  2. связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;
  3. относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Информация о работе Учение о материи и ее атрибутах