Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:09, реферат
Цель реферата: сформировать представление о философском понятии «материя».
Задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и развития понятия «материя».
2. Дать определение понятию «материя» в различных смыслах и разобраться в иерархии уровней организации материи.
3. Рассмотреть атрибуты материи: движение, пространство, время.
4. Подобрать и изучить литературу по затронутой проблеме.
Введение…………………………………………………………………..….3
Глава I. Историческое развитие понятия «материя».…………….…….....4
Глава II. Определения понятия «материя»...……………….………….…..6
§1. Гносеологический аспект рассмотрения понятия…………………………………………………..………….………...6
§2. Философско-онтологическая сторона понятия материи..…………………………………………………..…………….…....7
§3. Социально-аксиологический и праксеологический аспекты………....9
Глава III. Структурность материи…...........................................................10
Глава IV. Атрибуты материи………………………………………………12
§4. Движение…………………………………………………………….…..12
§5. Пространство………………………………………………………….....14
§6. Время………………………………………………………………....…..15
Заключение……………………………………………………………….…17
Библиографический список……………………………………...………....18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии
Реферат на тему:
Учение о материи и ее атрибутах.
Самара 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Историческое развитие понятия «материя».…………….…….....4
Глава II. Определения понятия «материя»...……………….………….…..6
§1. Гносеологический аспект рассмотрения
понятия…………………………………………………..……
§2. Философско-онтологическая
сторона понятия материи..…………………………………………………..
§3. Социально-аксиологический и праксеологический аспекты………....9
Глава III. Структурность материи…......................
Глава IV. Атрибуты материи………………………………………………12
§4. Движение…………………………………………………………
§5. Пространство………………………………………………
§6. Время……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………...………....
Введение.
С понятия материя начинается формирование мировоззрения человека, но далеко не в каждом индивидуальном мировоззрении оно имеется. Но если уж оно есть, то выступает результатом, прежде всего самостоятельного мироосмысления. Ведущим началом в процессе формирования мировоззрения личности, а значит, и понятия материи является жизненный опыт индивида, его чувства, переживания, понимание внешнего мира в связи со своим личным бытием. Именно через этот опыт преломляется знание о мире и об отношении к внешнему миру. Поэтому, выбранная мной тема являлась и является актуальной на любом этапе исторического развития общества.
Цель реферата: сформировать представление о философском понятии «материя».
Задачи:
Глава I. Историческое развитие понятия «материя».
Понятие «материи», по-видимому, родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе. Допустим, мы знаем массу разнообразных деревянных или глиняных предметов. Они могут быть бесконечно разнообразны, но объединяет их исходная основа, материал, из которого они сделаны. И у всего мира в целом, то есть у всех без исключения предметов и явлений есть какая-то единая основа, некий первичный материал, из чего все состоит.1
Из истории философии мы помним, что на роль такой первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), а то и все эти стихии разом (Эмпедокл). Это было первым этапом (наглядно-чувственным) исторического развития понятия «материя». Все существующее считалось модификацией этих стихий.
Второй этап - этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости. Наибольшего развития такое физикалистское (сциентистское) понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIII столетия Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.
Третий этап – философско-гносеологическое представление о материи. Сформировавшись в условиях кризиса вещественно-субстратного понимания материи в начале XX столетия, оно развивалось в русле марксистского мировоззрения в разных странах и прежде всего в СССР.
Четвертый этап – этап философского
субстанциально-
А.Ф. Лосев крайне отрицательно относился к сциентистскому и гносеологистскому представлениям о материи, считая их мертвыми абстракциями. Однако, тот факт, что на базе физикалистского понимания в течение нескольких столетий развивались науки о природе, что гносеологистская концепция фактически не исключала понимания материи как субстанции и на новом уровне взаимоотношений не тормозила развитие естественных наук, свидетельствует о необходимости несколько иного подхода ко всем упомянутым выше трактовкам материи.
Все они в «снятом» виде представлены, или должны быть представлены, в субстанциально-аксиологической концепции материи. Как исторически вторая зародилась в недрах первой (Демокрит), а исторически третья – в недрах второй, так и современное понимание материи имеет свои теоретико-познавательные корни в недрах третьей концепции. По содержанию исторически третья концепция непротиворечиво включается в последнюю, которая представляет новый синтез. Контуры этого синтеза еще только намечаются. Какой будет во всей своей многогранности эта новая концепция материи, в которой материя будет понята «с точки зрения категории личности», - покажет ближайшее будущее. Главное, что видится уже сейчас – это движение человеческой мысли к синтезу самых разных стратегий исследования материи.2
Даже краткое рассмотрение истории возникновения и развития понятия материи со всей очевидностью показывает, что оно является результатом длительного и противоречивого процесса мироосмысления, основанного на деятельности человека по познанию и преобразованию окружающего мира.
Глава II. Определения понятия «материя».
Нет, наверное, ни одной сколько-нибудь существенной проблемы в философии, по которой бы не имелось столкновение позиций среди специалистов. Однако немало было и таких дискуссий, в ходе которых развертывался спор о разных предметах, особенно при заявках каждой из сторон на единственно верное понимание или на единственно истинное определение понятия, ставшего предметом обсуждения. Сознание работало на исключение многообразия в области дефиниций; оно не принимало мысли, что дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах. Гегель писал: «Правильность даваемого определения…зависит от характера тех восприятий, которые послужили его исходным пунктом, и от тех точек зрения, с которых его давали. Чем богаче подлежащий определению предмет, т.е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции»3. Понимание этого обстоятельства могло бы стать одним из факторов выявления и усиления общезначимых сторон и в подходе к понятию материи в наши дни.
Определений понятия материи множество. Можно составить их перечень и в нем окажется, наверное, более сотни таких, которые будут пригодны для применения в тех или иных познавательных ситуациях.
§1. Гносеологический аспект рассмотрения понятия.
Многие философы считают, что в качестве исходного определения понятия материи следует взять следующее: материя – это объективная реальность. Существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Исходный пункт мировоззрения неотделим от особенностей человеческого существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мир оказывается расколотым на две части: на мое «Я» и остальное «не - Я», включая природу, общество, других людей. Мировоззрение индивида построено на противоречивости взаимоотношений его внутреннего мира с миром внешним, а потому оно по сути своей антиномично: отталкивание «не - Я» сопряжено со стремлением к единству, стремление к тождеству с ним рождает его отрицание. В индивидуальном мировоззрении «Я» равновесно «не - Я». Если для биологии или космологии человек – только одно из многих явлений в ряду других, то в мировоззрении «Я» и «Мир» сопоставимы друг с другом, что служит основанием для положения об антропоцентричности мировоззрения.
В центре мировоззрения
- проблема человека; назначение мировоззрения
– обеспечение человека самыми общими
понятиями, идеалами, представлениями
о ценностях, регулирующими его
взаимоотношения с внешним
В приведенном определении материи фигурирует понятие «сознание». Можно принять, что сущность сознания заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.5 Данное определение относится лишь к сознанию человека как индивидуума и на большее, по-видимому, не претендует. Но философско-гносеологический угол зрения не способен охватить все многообразие понятия материи. Его имплицитный характер ведет к отвлечению от всего остального и, как показывает опыт, к неопределенности существа понятия материи. Имплицитное становится эксплицитным, т.е. явным и развернутым только при переходе от гносеологической стороны к субстанциальной. Гносеологическая сторона является исходной, субстанциальная – базисной.
Такова одна сторона понятия материя.
§2. Философско-онтологическая сторона понятия материи.
С этой стороны материя есть субстанция. Вопрос о характере субстанции – главный в определении сущности основных направлений философии.
Через всю историю философии прошла конфронтация монизма идеалистического и монизма материалистического. Именно в этой ретроспективе можно лучше представить сейчас значение и смысл материалистического субстанциализма. «Под субстанцией, - писал Б. Спиноза, - я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться»6. Здесь термин «субстанция» оказался родственным латинскому слову substantivus – «самостоятельный». И такое понимание вело к недопустимости представления о духовном как объяснительном принципе по отношению к субстанции: материя есть единственная субстанция, кроме нее нет ничего в мире.
Такая трактовка материи не получила впоследствии сколько-нибудь широкого развития в европейской философии. Более того, сам термин «субстанция» был модифицирован под влиянием бурно развивающихся естественных наук в материю как вещественную основу вещей, как некий строительный материал многообразных предметов и явлений. Термин «субстанция» оказался производным от «substantia» - «сущность», «то, что лежит в основе». Он стал обозначать неизменную основу сменяющихся явлений, носителя качеств.
Но в философии все же целесообразно употреблять термин «субстанция» прежде всего во всеобщекатегориальном значении, связанным с противоположностью материалистического монизма и идеалистического субстанциализма. Получается своеобразный материалистический дуализм: субстанция есть основа конкретного многообразия мира, основа конечных материальных систем, основа атрибутов материи. Субстанция – это одно, а все остальное – другое, первое порождает второе, оставаясь как бы строительным материалом, из чего созидается сама конкретность.
С другой стороны, существует точка зрения, согласно которой нужно вообще отказаться от представления о материи как субстанции. Итак, трактовка субстанции лишь как основы конкретных вещей ведет к новым конфронтациям, на этот раз – среди сторонников материалистического мировоззрения.
С точки зрения материализма, принимающего данные наук о природе, материя неуничтожима не только в количественном, но и в качественном отношении, поскольку она обладает способностью к порождению любых форм отражения, включая сознание. «У нас есть уверенность в том, что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет -мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время»7.