Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа
Цель данной работы – изучение темы Философские воззрения Конфуция.
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть жизнь великого Конфуция;
выявить социальный идеал Конфуция;
обозначить и изучить учения Конфуция;
изучить Конфуцианство и рассмотреть его письменные источники.
2) Чувство ответственности.
3) Чувство доброты при
4) Чувство справедливости. Это чувство
должно быть развито особенно
у людей, от чьей
Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.
Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.
Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества.
2.2. Конфуцианство. Его письменные источники
Конфуцианство - китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «Школа образованных людей»); таким образом, традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного-единственного мыслителя. Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.20
После смерти Конфуция его
ученики и последователи
Во времена правления императора Цинь Шихуанди конфуцианство было поставлено на грань исчезновения: значительная часть учёных - конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, 460 оппозиционеров были закопаны живьём, а конфуцианские книги были уничтожены. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II веке до н. э..
Благодаря деятельности Дун Чжуншу в правление императора У-ди конфуцианство приняло статус господствующей идеологии Ханьской империи.
Сделав уступку народным верованиям допущением культа различных божеств (в основном шаманских), конфуцианство заняло совершенно изолированное и спокойное положение относительно своих, так сказать, внешних врагов — буддизма и даосизма, предоставило последним вести борьбу между собой и, мирно уживаясь с ними, продолжало идти по той же дороге, по которой направили его первые деятели, всё более и более захватывая в свои руки весь строй китайской жизни.21
Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем (Императором) — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях).
Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».
Конфуцианство явилось прагматичным
ответом на запросы окружающего
мира. Оно пытается выработать ряд
форм нравственного поведения, позволяющих
людям достойно приспособиться к
тому положению, в котором они
оказываются. Посредством такого рода
нравственного поведения
Конфуцианство располагает рядом письменных источников, составляющих основу его верований. Прежде всего, к ним относят так называемые «пять канонов» (кит. «У цзин»). Некоторые из них, а возможно, и все, были написаны ещё до Конфуция. Среди них «Книга перемен» («Ицзин»), «Книга песен» («Ши цзин»), летопись «Вёсны и осени» («Чунь цю»), «Книга исторических писаний» («Шу цзин») и «Записки о правилах благопристойности» («Ли цзи»). Сюда относят ещё так называемое «Четверокнижие» («Сы шу»), куда входят «Изречения» (Лунь юй), «Мэн-цзы» и 2 главы «Ли цзи» в качестве самостоятельных текстов: «Великое учение» («Да сюэ») и «Учение о середине» («Чжун юн»).
«Ицзин» была написана задолго до Конфуция, но он дал её толкование. Сама книга предлагает способы предсказания грядущих событий. Бросаются стебли растений или монеты, и на основе того, как они упали, строятся гексаграммы (фигуры из 6-и прерывистых и сплошных чёрточек). Книга истолковывает получившиеся образы, помогая людям решить неясные для них вопросы.
Заключение
Проведенное в рамках данной работы исследование позволяет сделать следующие выводы.
Учение Конфуция, появившись на основе древнекитайских религиозных и философских учений, тем не менее, очень сильно отличается от них, а по некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними. Одним из таких противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их приоритете перед природой. Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и, как следствие, идеальным все, что создано не трудом человека, то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке.
Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество, и, как его составная часть, конкретный живой человек. Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам, движущим человеком. Давая это объяснение, он ввел ряд совершенно новых понятий, неизвестных ранее. Некоторые из них, такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь, на долгое время определили не только параметры развития политической культуры, но во многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации.
Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального человека, оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации.
В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том, что главное в жизни есть то, к чему должен стремиться человек, не замыкается на достижении личной гармонии с природой, а включает в себя, прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом. Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что главное для человека - гармония с себе подобными. Высказав это предположение, он связал воедино совершенно разные до него области человеческой исследовательской деятельности - государство, общество и, наконец, самого человека. Три его учения связаны едиными понятиями, переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении новые свойства.
Одним из первых, Конфуций создал реальную модель государственного устройства, способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества. Таким образом, создав свое учение, Конфуций стал первым человеком, который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества.
Последние годы жизни он провел в
Лу, занимаясь развитием своего учения,
преподаванием и
В заключение можно обобщить и выделить основные особенности конфуцианского учения:
В отношении конфуцианства трудно решить, следует ли воспринимать его как религию или же исключительно как учение о нравственном поведении. Конфуций обладал верой с представлением о небесах, а также о божественной сущности, хотя истинная природа ее подробно не объясняется. Мы находим у него веру в благостную и нравственную природу божественного. Конфуций к тому же имел ясное представление о природе религиозного поведения. Он не думал, например, что в него должно входить использование обрядовых предметов. Не ясно, воспринимал ли Конфуций собственное учение как религиозное в своей основе.
Его интересовали главные вопросы:
Список литературы:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007, 592 стр.
2. Дао. Гармония Мира. – М.: ЭКСМО, 2002.
3. Демененко И.И. Конфуций. - М., 1995 г., 240 стр.
4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М.,1979
5. Конфуций. Конфуций. Изречения (авторский сборник) – М.: АСТ, 2007, 400 стр.
6. Конфуций. Суждения и беседы. – М.: Азбука – классика, 2009, 224 стр.
7. Конфуций. Уроки мудрости (авторский сборник). – М.: ЭКСМО, Фолио, 2008, 958 стр.
8. Малявин В.В. Конфуций. М., 1992 г., 366 стр.
9. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993 г., 478 стр.
10. Переломов Л.С. – Слово Конфуция. М., 1992 г., 526 стр.
11. Всемирный энциклопедический словарь. Под ред. В.В. Адамчика, Минск, 2004, 1652 стр.
1 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007, 592 стр.
2 Всемирный энциклопедический словарь. Под ред. В.В. Адамчика, Минск, 2004, 1652 стр.
3 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М.,1979
4 Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993 г., 478 стр.
5 Конфуций. Уроки мудрости (авторский сборник). – М.: ЭКСМО, Фолио, 2008, 958 стр.
6 Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993 г., 478 стр.
7 Конфуций. Конфуций. Изречения (авторский сборник) – М.: АСТ, 2007, 400 стр.
8 Конфуций. Суждения и беседы. – М.: Азбука – классика, 2009, 224 стр.
9 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007, 592 стр.
10 Всемирный энциклопедический словарь. Под ред. В.В. Адамчика, Минск, 2004, 1652 стр.
11 Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993 г., 478 стр.
12 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М.,1979
13 Дао. Гармония Мира. – М.: ЭКСМО, 2002.
14 Переломов Л.С. – Слово Конфуция. М., 1992 г., 526 стр.
15 Дао. Гармония Мира. – М.: ЭКСМО, 2002.
16 Демененко И.И. Конфуций. - М., 1995 г., 240 стр.
17 Малявин В.В. Конфуций. М., 1992 г., 366 стр.
18 Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993 г., 478 стр.
19 Дао. Гармония Мира. – М.: ЭКСМО, 2002.
20 Всемирный энциклопедический словарь. Под ред. В.В. Адамчика, Минск, 2004, 1652 стр.