Учение Аристотеля о добродетелях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 16:45, реферат

Краткое описание

Аристотель различает разумные и нравственные добродетели, или, иными словами, добродетели ума и добродетели характера. Первые развиваются в человеке благодаря обучению; таковы мудрость, сообразительность, рассудительность. Вторые рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Добродетель представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком.

Файлы: 1 файл

Этика - Шпоры по этике.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Спиноза. (24.11.1623 – 21.02.1677)

Написал произведения «Короткий трактат». «Теологополитический трактат», «Этика». Занимался схоластикой, философией, математикой, естественными  науками. Работал шлифовщиком линз. Спиноза о добродетели: стремление познать мир. Учение Спинозы объединяет Бога и природу. Человеческая жизнь состоит в анализе аффектов, жить надо разумом, а не чувствами. Свобода человека – освобождение от аффектов. «Блаженство – это не награда за добродетель, а сама добродетель и радуются ей не потому, что держат страсти в узде, а потому радуются, что держат …………………..» Ассоциативная психология – учение о душе, как о механизме каузалитости (…………-обусловленные). Спиноза отрицает запреты. Только духовные блага единят людей, чувственные разъединяют. Души завоевываются не оружием, а любовью и великодушием. Все люди несовершенны, поэтому должны любить Бога.  
 
 
 
 
 

В.С.Соловьев

(1853-1900). Поэт, богослов, основоположник символизма. «Теократическая философия», «Оправдание  добра», «Нац. вопрос в России».  Познание человеком мира носит  односторонний характер. Наука и  философия ценны только вместе  с религией. Знания о реальном мире -  наука, об идеальном – философия, о Боге – религия. Цельное знание – синтез философии, науки и религии => на разработку универсальной теории формируются принципы единства мира. Олицетворение всеединства – Бог. Материальное многообразие одухотворено божественным началом – мировая душа - софия. По-своему интерпретировал эволюционное учение Дарвина: 2 этапа: 1) природная эволюция (до человека); 2) история. Конечный результат развития мира – установление царства Божьего. Человек принадлежит к двум мирам: природному и божественному. Из первого он вышел, ко второму стремится. Смысл истории – постепенное одухотворение, нравственное совершенствование человека путем христианских принципов. В обществе идея всеединства реализуется с созданием всемирной теократии, т.е. церковно-монархического гос-ва во главе с католическим Римом. 1-й шаг – воссоединение православной и католической церквей. Теократическое гос-во будет проводить христианскую политику и заповедь о любви к ближнему распространится на другие народы. В историческом процессе 2 противоположных стороны: национальность, народность и национализм. Национальность – все положительные явления и достоинства народа, а с национализмом – плохие; национализм – отстаивание интересов только своей нации, культивирование идей исключительно своего народа. С противопоставляет принципы христианского самопожертвования и самоотречения. Примеры самоотречения в истории России: призвание варягов, реформы Петра I, на современном этапе развития самоотречение – в отказе от православной исключительности и установление контактов с католической церковью.    

Л.Н.Толстой

Самый правдивый писатель. Вначале Т. был  близок к идеалам просвещения, но дальше иск-во высших классов непонятно народу. В 80-х гг Т.: философия ненасилия, которая близка к буддизму. Т. считал, что насилие должно быть исключено из жизни общества. Т. предусмотрел систему мер, нейтрализующую насилие посредством власти. Это было близко к программам гражданского неповиновения. Считая главным средством соверш. нравств. к общественному совершенствованию, Т обращается к религии (нравственная сторона). Т офиц. критиковал церковь за забвение этики Евангелия, за то что она отстранилась от человека. Образ жизни, формирующийся наукой, не выходит за пределы внешнего благополучия, он лишен нравственной опоры. Оценив роль религии, Т по-своему интерпретирует ее, отказывается от многих догматов. Т оставил религию и веру в Бога. Основные философские работы: «Исповедь», «В чем моя вера», «Религия и нравственность». 

Этика

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх — природный аффект, память — свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость — свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

В IV веке н.э. в латинском  языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» — разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) — изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. В целом попытки закрепить за словами «этика», «мораль», «нравственность» различный содержательный смысл и соответственно придать им различный понятийно-терминологический статуе не вышли за рамки академических опытов. В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые.

  В рамках учебной дисциплины «этикой» мы будем, называть науку, область знания, интеллектуальную традицию, а «моралью» или «нравственностью», употребляя, эти слова как синонимы, — то, что изучается этикой, ее предмет.

Не  существует единого, бесспорного определения  морали, что имеет прямое отношение  к своеобразию данного феномена. Размышления о морали оказываются  различными образами самой морали вовсе  не случайно. Мораль — больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению. Она выступает одновременно как задача, которая требует для своего решения, помимо всего прочего, также и теоретического размышления. Мораль — не просто то, что есть. Она скорее есть то, что должно быть. Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением и объяснением. Этика также обязана предложить свою собственную модель нравственности: философов-моралистов в данном отношении можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания.

Мораль: а) как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, например, правдивость, честность, доброта; б) как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Христианство

Этику Иисуса Христа кратко можно определить как этику любви. На вопрос о том  что является для него главной  заповедью, Иисус ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Включение Иисуса Христа в ряд великих моралистов может вызвать внутренний протест у верующих. И тем не менее оно вполне оправданно. Как повествуют Евангелия, Христос является сыном Бога, родившимся, как считается, в результате непорочного зачатия. На землю он послан Богом с миссией подготовить людей последнему страшному суду, своей жертвенной судьбой указать "путь к спасению, который сами они в силу глубокой греховности найти не способны. С собственным учением Иисус выступил в 30 лет. Непосредственным знаком для начала миссии Иисус посчитал пророческую деятельность его родственника по материнской линии, молодого пустынника Иоанна Крестителя, в котором он увидел своего предсказанного в священных книгах предтечу. Проповедовал Иисус три года, после чего он был обвинен синедрионом в богохульстве и казнен (распят на кресте). Решение было принято синедрионом и утверждено римским прокуратором Понтием Пилатом. Казнь осуществили римские власти. Примененная к нему форма казни считалась самой позорной, предназначенной для рабов и разбойников. Иисус Христос был распят за слово, за мысль, за учение. И сделали это две силы: государственная власть (светская и духовная) и разъяренная толпа. Не сама по себе идея небесного царства составляет смысл учения Иисуса Христа. Она была известна до него. Иисус более конкретен: он говорит, что небесное царство близко. И миссию свою он видит в том, чтобы сообщить об этом людям. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Иисус переворачивает сложившийся порядок ценностей. Чем меньше человек имеет здесь, на земле, тем больше он будет иметь там, на небесах. Чем меньше он привязан к материальному, тем больше он думает о духовном. Человек-сын уподобляется Богу-отцу через любовь. Как отрешение от мира является негативным выражением идеала Иисуса Христа, так любовь — его позитивное содержание. Этика Христа есть этика любви. Последнее наставление ближайшим ученикам которое дает Иисус перед своей смертью, есть наставление любить друг друга.«Как я возлюбил вас...»

Человеку  свойственно обманывать и обманываться. И это относится также к любви: любовь также не застрахована от искажений. Как уберечься от этого? Вся проповедническая деятельность Иисуса была ответом на этот вопрос. Своей жизнью и смертью он показывал, что значит любить. Хорошо зная людей, их слабость, лукавство, лицемерие, понимая, что в истолковании закона любви могут возникнуть разного рода затруднения, предвидя, что появятся лжепророки, прикрывающиеся его именем, словно волки овечьей шкурой, Иисус дополняет древний закон любви новой заповедью: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» Грань, отделяющая любовь от насильственного осчастливливания, является тонкой. Тем важнее уметь удержаться на ней. Предлагаемый Иисусом критерий — готовность мыть ноги другому — позволяет это сделать. Любовь бескорыстна. Она, как и вообще добро, содержит свою награду в себе. Обмененная на выгоду, славу, наслаждения, вообще на что бы то ни было, любовь теряет свое качество. У бескорыстной любви есть безошибочный и самый бесхитростный признак. Любовь тогда бескорыстна, когда она направлена на тех, от кого не может быть никакой корысти, — на обездоленных, изгнанных. Именно такого рода люди, гонимые властями, презираемые общественным мнением, отвергнутые религией, смутьяны, грешники, чужестранцы составляли постоянный круг общения Иисуса. Именно любовь к врагам является божественной высотой человека. Путь любви невероятно труден. Но ему нет альтернативы. Если не любовь, не духовное единение, то ненависть, насилие. А это уже моральная капитуляция, признание того, что согласие невозможно, вражда неистребима. От справедливости к милосердию. Бог Иисуса — милосердный Бог. Этим он отличается от сурового и справедливого Бога Ветхого Завета. Ветхозаветному Богу тоже присуще милосердие. В Торе он часто именуется человеколюбивым, милосердным. Основная добродетель ветхозаветного Бога, то качество, которое делает его Богом, — это справедливость. Иисус переставил акценты: если Бог является суровым, то только потому что он является любящим. Его Бог — это любящий Отец. Бога делает Богом именно любовь, милосердие. Справедливость предполагает оценку человека по поступкам, воздаяние по заслугам, для чего требуются, по крайней мере. ). Милосердие не имеет меры. Милосердие — единственное, что будет приниматься в расчет на последнем суде. В милосердии не может быть никаких условий, ограничений. Нет такого человека и нет такого греха, которые не подлежали бы прощению. Сама эта безмерность есть мера милосердия. Справедливость оказывается выше милосердия.

Информация о работе Учение Аристотеля о добродетелях