Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 16:45, реферат
Аристотель различает разумные и нравственные добродетели, или, иными словами, добродетели ума и добродетели характера. Первые развиваются в человеке благодаря обучению; таковы мудрость, сообразительность, рассудительность. Вторые рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Добродетель представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком.
Древнекитайский мыслитель Конфуций предложил нормативную программу достойной жизни, которую можно кратко охарактеризовать как этику ритуала. По его мнению, именно ритуал способен соединить добродетель и счастье, волю отдельного человека и согласную жизнь всех в обществе. Учение Конфуция изложено в небольшой по объему книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»).
Родился в 551 г. до н.э. в Китае, в небольшом царстве Лу (нынешняя провинция Шаньдун). Он происходил из древнего обедневшего аристократического рода. Человек, прославившийся как певец ритуала, родился в браке, нарушавшем нормы ритуала. Конфуций быстро получил признание как учитель. Но это само по себе не могло его удовлетворить. Он считал, что добродетель неразрывно связана с политикой, знания должны вести к процветанию государства, а наиболее достойным поприщем для ученого человека является сановная деятельность. Конфуций является духовным отцом китайской нации.
Жень: человечность. Конфуций открыл человека, постиг своеобразие его бытия и места в мире. Центральная категория его учения — жень, что обычно на русский язык переводится как «человеческое начало», «милосердие», «человеколюбие», «гуманность». Жень обозначает и специфический признак человека, и программу его деятельности. Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. «Только обладающий человеколюбием («жень») может любить людей и может ненавидеть людей» Отношения между людьми наполняются нравственным смыслом, принимают гармоничный характер по мере того, как они становятся взаимными.
Ли: ритуал. В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Ритуал соединяет людей, но соединяет так, что применительно к каждому типовому отношению обозначает оптимальную дистанцию. Очень важно понять соотношение «жень» и «ли». «Жень» не существует над или наряду с «ли», а только через «ли». Но и Ли теряет свое нравственное качество вне соотнесенности с жень. Этика Конфуция утверждает гуманизм конкретных человеческих взаимоотношений. Она исходит из убеждения, что человечески согласие важнее абстрактных истин. «Люди с разными принципами не могут найти общего языка». Ритуал сам является нравственной мерой поведения, поскольку он обеспечивает согласное существование людей, дает им общие символы. Его нельзя крушить, исходя из абстрактных принципов; даже если таким принципом является жалость к животным. Разумеется, ритуал подвижен, изменчив, но на своей основе и по своим законам. В содержательном плане конфуцианский ритуал держится на пух основаниях: сыновней почтительности (сяо) и исправлении имен (чжен мин).Было бы неверно утверждать, будто сыновняя почтительность вторична по отношению к морали, является ее конкретизацией. Она и есть сама, мораль, рассмотренная в аспекте взаимоотношения поколений. Отец является для сына последней (ив этом смысле абсолютной) нравственной инстанцией.
Вэнъ: воспитанность. Более высокое положение в человеческой и социальной иерархии означает также более высокий уровень нравственной ответственности. Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнъ» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.
Цзюнь-цзы: благородный муж
Понятие
благородного мужа имеет у Конфуция
два взаимосвязанных смысла: принадлежность
к аристократии и человеческое
совершенство. Принадлежность к аристократии
сама по себе не гарантирует человеческого
совершенства. Благородный
муж — средоточие всех
высоких качеств, идеальная
личность, как ее понимает Конфуций.
Он стремится познать правильный
путь (дао); всегда и во всем человеколюбив;
думает о том, чтобы во всем следовать
ритуалу, быть искренним и правдивым в
словах, честным и почтительным в поступках;
он постоянно учится. То, как благородный
муж строит взаимоотношения с другими
людьми, можно выразить в трех предложениях:
он относится ко всем
ровно, одинаково; заимствует
у окружающих только
хорошее и сближается
с лучшими; судит только
самого себя. Предмет особой заботы
благородного мужа — соответствие слова
и дела. Благородный муж — нравственно
самостоятельная и самодостаточная
личность. Ему в учении Конфуция противостоит
низкий человек (сяо
жень). Низкий человек смотрит не вверх,
а вниз; думает только о том, как бы извлечь
выгоду.
Моральное измерение личности
Мораль, начиная с греческой античности, понималась, как мера. господства человека, над самим собой, показатель того, насколько, человек ответствен за себя, за. то, что он делает.
Вопрос о господстве человека над самим собой есть прежде всего вопрос о господстве разума над страстями. Мораль, как это видно уже из этимологии слова, связана с характером, темпераментом. Если в человеке выделять тело, душу и разум (дух), то она является качественной характеристикой его души.. Человеческие аффекты (страсти, желания) могут осуществляться с учетом указаний разума или вопреки им. В первом случае, когда страсти находятся в согласии с разумом и человек действует с открытыми глазами, мы имеем добродетельный, совершенный строй души. Во втором случае, когда страсти действуют слепо и сами господствуют над индивидом, мы имеем порочный, несовершенный строй души.
Мораль в этом отношении всегда выступает как умеренность, она ближе к аскетичности, способности человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Она противостоит чувственной разнузданности. Во все времена и у всех народов мораль ассоциировалась со сдержанностью. Речь идет, разумеется, о сдержанности в отношении аффектов, себялюбивых страстей. Среди моральных качеств одно из первых мест непременно занимали такие качества, как умеренность и мужество, — свидетельство того, что человек умеет противостоять чревоугодию и страху, этим наиболее сильным инстинктивным позывам своей животной природы, умеет властвовать над ними.
Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель, — цель, которая считается безусловной (абсолютной), признается в качестве высшего блага.
Разумная рассудительность поведения изначально и органично нацелена на высшее благо. Этим она отличается от изобретательности, которая состоит в простом умении находить средства для определенной цели, а еще более от изворотливости, которая ставит разум на службу деструктивным, порочным целям. Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле. В мире нельзя найти ни одного поступка, который был бы совершен по исключительно моральным основаниям, по одной лишь доброй воле. В мире реальных поступков добрая воля не существует сама по себе, она всегда вплетена в другие, вполне конкретные, эмпирически объяснимые и понятные мотивы. Ее можно обнаружить только в результате специальной процедуры.
Такой процедурой может быть мысленный эксперимент, в ходе которого человек пытается ответить себе на вопрос, совершил ли бы он данный поступок, если бы его не толкали к нему определенные утилитарно-прагматистские мотивы или если бы этот поступок противоречил его склонностям и интересам. Суть эксперимента состоит в том, чтобы из мотивации, сопряженной с тем или иным поступком, мысленно вычесть все, что связано с приятными ощущениями, выгодой, прочими прагматическими соображениями, и тем самым выяснить, мог ли бы быть совершен данный поступок сам по себе, только по тому единственному основанию, что он является добрым. Разумеется, искреннее желание человека быть нравственным и его готовность быть честным перед самим собой является условием продуктивности такого экперимента.
Под доброй волей имеется в виду то, что обычно принято называть чистым сердцем. Понятие доброй воли и призвано разграничить то, что человек делает от чистого сердца, от того, что он совершает с какой-то конкретной целью. Таким образом, мы видим, что моральное измерение человека вязано с его разумностью, его разумность связана с ориентацией на высшее благо, ориентация на высшее благо связана с доброй волей. Тем самым получается как бы круг: от утверждения, что человек морален в той мере, в какой он разумен, мы пришли к выводу, что человек разумен в той мере, в какой он морален. Разум является основой морали в качестве морального разума.
Моральное измерение общества
. Мораль как волевое отношение есть сфера поступков, практически-деятельных позиций человека. Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали — отношения между людьми. Человеческое общежитие поддерживается не только моралью, но также и многими другими институтами: обычаем, правом, рынком и т.д. Все умения, навыки, формы деятельности человека, а не только моральные качества, связаны с общественным характером его бытия. Поэтому мало сказать, что мораль ответственна за человеческое общежитие. Следует добавить, что она ответственна за него в совершенно определенном смысле: она придает человеческому общежитию изначально самоценный смысл. Мораль есть такая нацеленность людей друг на друга, которая мыслится существующей до каких-либо конкретных, многообразно расчлененных отношений между ними и делает возможными сами эти отношения. Разумеется, опыт сотрудничества детерминирует мораль точно так же, как вражда разрушает ее. Но без морали не могли бы состояться ни опыт сотрудничества, ни опыт вражды. Все расчленения отношений, в том числе их расчленение на отношения сотрудничества и вражды, являются расчленениями внутри задаваемого моралью пространства человеческих отношений. Мораль можно назвать общественной (человеческой) формой, делающей возможной отношения между людьми, во всем их конкретном многообразии.
Единство свободы воли и всеобщности (объективности, общезначимости, необходимости) составляет характерную особенность морали
Сократ сводил добродетель к знанию. По его мнению, путь к счастью и человеческому согласию в обществе лежит через познающий разум. Найти этот путь — основная задача философии. С разграничения между жизнью как таковой и жизнью хорошей начинается мораль и этика. Оно, это разграничение, является также исходной основой морального мировоззрения Сократа. Жизнь как таковая или жизнь сама по себе — жизнь в ее естественном и социальном выражении; она складывается под воздействием обстоятельств, которые могут быть для индивида роковыми или удачными, но всегда остаются по отношению к нему внешними. Жизнь хорошая или достойная — человеческий образ жизни, т.е. такое качество жизни, которое задается ей сознательными усилиями самого человека и выражается в понятиях доброго, прекрасного, справедливого. Добродетель есть знание. Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным комбинациям, которые называются пользой, счастьем. Это — аксиома человеческого существования. Сократ говорит:«Благо — не что иное, как удовольствие, и зло — не что иное, как страдание» Выделяя то новое, что Сократ внес в этику, Аристотель говорит «Он приравнял добродетель к знаниям» .Сократ установил: люди говорят о справедливости, мужестве, прекрасном, считают их самыми важными и ценными вещами в жизни, но они не знают, что это такое.
Я знаю, что ничего не знаю. Когда я знаю, что ничего не знаю, и при этом знаю также, что от знания добродетели зависит добродетельность жизни, то у меня есть направление и пространство правильного поиска. Знания есть тот канал, через который человек осуществляет контроль над своим выбором. Они обозначают зону ответственного поведения. Таким образом, тезисом «добродетель есть знание» Сократ определяет нравственность как пространство ответственного поведения индивида, а тезисом «я знаю, что ничего не знаю» возвышает ее до личностно формирующего фактора, боле важного, чем власть, деньги, другие внешние и телесные блага.
Ницше был самым необычным из всех моралистов. Он утверждал мораль через ее критику, даже радикальное отрицание. Он исходил из того, что исторически сложившиеся и получившие господство в Европе формы морали стали основным препятствием на пути возвышения человека и установления между людьми искренних отношений.
Ницше
понимал философию как этику.
Источниками его этики являются
не только книги, в названиях которых содержатся
моральные термины — «Человеческое, слишком
человеческое», «По ту сторону добра и
зла», «К генеалогии морали», но и все основные
фг4лософские тексты, прежде всего самые
программные из них — «Рождение трагедии
из духа музыки», «Так говорил Заратустра».
Мораль рабов. Ницше расширил саму
задачу философской этики, конкретизировав
ее как критику морального сознания. Прежней
«науке морали», как пишет он, «недоставало
проблемы самой морали, недоставало подозрения,
что здесь есть нечто проблематичное»
За словом «мораль» скрываются существенно
различные реалии и поэтому требуется
более строгое определение предмета анализа.
говоря о распространившейся в Европе
и столь ему ненавистной морали, Ницше
подчеркивает, что это — «только один
вид человеческой морали, кроме которого,
до которого и после которого возможны
многие другие, прежде всего высшие
«морали»» Существует много разных моралей,
самое общее и самое главное различие
между ними состоит в том, что они подразделяются
на два типа: мораль
господ и мораль
рабов. Если тем не менее попытаться
суммировать с неизбежным огрублением
особенности рабской морали, как их понимает
Ницше, то они могут быть резюмированы
в следующих основных характеристиках.
1. Прежде всего рабской делает мораль
сама ее претензия
на безусловность, абсолютность. В этом
случае мораль идентифицируется с идеалом,
совершенством, последней истиной, словом,
неким абсолютным началом, которое бесконечно
возвышается над реальными индивидами
и в перспективе которого их природное
существование выглядит исчезающе малым,
ничтожным. 2. Рабская мораль есть мораль
стадная. Она выступает как стоящая
на страже стада, общества, а не личности.
Понимаема \
изначальная солидарность, братство людей,
она прежде всего направлена на поддержание
слабых, больных, нищих, неудачников. 3.
Рабская мораль имеет отчужденный
характер. Она реализуется во внешне
фиксированных нормах, призванных усреднить,
уравнять индивидов. В самом человеке
она представлена репрессивной функцией
разума по отношению к человеческим инстинктам.
4. Рабская мораль замыкается
областью духа, намерений.5. Пожалуй,
наиболее полно и рельефно рабская сущность„
морали выражается в ее тартюфстве,
лицемерии. Внутренняя лживость всех
манифестаций морали, ее выражений, поз,
умолчаний и т.п. является в логике рассуждений
Ницше неизбежным следствием ложности
ее исходной диспозиции по отношению к
реальной жизни. Мораль претендует на
то, чтобы говорить от имени абсолюта.
6. Квинтэссенцией стадной морали является
ressentiment. Ницше любил называть себя психологом.
Его исследования мораль-м психологии
во многих отношениях действительно являются
уникальными. Но даже на этом фоне выделяется
открытие феномена названного им ressentiment
(буквально: вторичное переживание). Это
французское слово используется философом
для обозначения совершенно особого и
исключительно сложного психологического
комплекса, являющегося специфическим
мотивом, своего рода вирусом морали. Словом,
Ницше додумался до простой вещи: мораль,
которую создают рабы, может быть только
рабской моралью. Или наоборот: рабскую
мораль могли создать только рабы. для
понимания ницшеанской критики морали
существенно важное значение имеют следующие
два момента. Во-первых, Ницше
критикует мораль всегда
с моральной точки зрения. Основной
и постоянный аргумент, на котором Держится
моральный нигилизм Ницше, состоит в том,
что мораль умаляет, унижает человека.
Более того, он даже апеллирует к понятиям
сострадания, любви к человеку. Во-вторых,
эта критика осуществляется 6
рамках концептуально
осмысленного взгляда
на историческое развитие
морали Мораль за весь период существования
человечества, считает Ницше, прошла три
больших этапа. На первом — Ценность поступка
связывалась исключительно с его последствиями.
На втором этапе поступок стали оценивать
по его причинам, т.е. по намерениям. В настоящее
время начинается третий этап, когда обнаруживается,
что намеренность поступков составляет
в них лишь «поверхность и оболочку». Если
второй этап считать моральным в собственном
смысле слова (а именно таким было его
самоназвание и самосознание), то первый
будет до моральным, а третий — внеморальным.
Выделение этих этапов, их содержательная
характеристика и обозначение — огромная
заслуга и открытие Ницше, нуждающееся
в специальном исследовании. В данном
случае следует подчеркнуть только тот
момент, что ницшеанская критика морали
является сугубо исторической и направлена
на преодоление ее определенной формы
и этапа.При всем радикально-негативном
отношении к морали
Ницше не ставит под
сомнение ее основополагающую и незаменимую
роль в деле возвышения форм общественной
жизни и самого человека Он
настаивает только на
том, что такое возвышение
достигается именно
через аристократически-