Творческая природа познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:19, реферат

Краткое описание

К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. В конце XX в. человечество оказалось перед проблемой раз¬работки и выбора новых стратегий. В этих условиях рацио¬нальное постижение мира приобретает решающее значение в поисках наиболее оптимальных путей современного цивилизационного развития. Закономерностью социальной эво¬люции становится опережающее развитие науки по отно¬шению ко всем остальным процессам общественной жизни. В представлениях различных современных философс¬ких школ эти процессы оцениваются отнюдь не однознач¬но.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Познание как процесс отражения мира………………..…………..……3
2. Виды научного познания………………………………………………….7.
3. Творческая природа познания…………………………………………..8
4. Структура творческого процесса……………………………………....10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....14

Файлы: 1 файл

Творческая природа познания реферат.doc

— 86.50 Кб (Скачать)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

 

Юридический факультет

 

 

 

ДОКЛАД

по философии

 

 

 

Творческая природа познания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

Очной формы обучения

Бородкин А. В.

 

 

 

Научный руководитель:

Манакова И. Ю.

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ

2011

 

 

Содержание.

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1.      Познание как процесс отражения мира………………..…………..……3

2.      Виды научного познания………………………………………………….7.

3.      Творческая природа познания…………………………………………..8

4.      Структура творческого процесса……………………………………....10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. В конце XX в. человечество оказалось перед проблемой раз­работки и выбора новых стратегий. В этих условиях рацио­нальное постижение мира приобретает решающее значение в поисках наиболее оптимальных путей современного цивилизационного развития. Закономерностью социальной эво­люции становится опережающее развитие науки по отно­шению ко всем остальным процессам общественной жизни. В представлениях различных современных философс­ких школ эти процессы оцениваются отнюдь не однознач­но.

Рациональное постижение мира выступает необходимым и определяющим условием целенаправленной позитивной дея­тельности человека и общества. Мир познаваем, а позна­ние в различных формах есть процесс обогащения челове­ка новым знанием, которое может быть определено как совокупность идей о мире, теоретическое овладение его предметами, их идеальная форма. Познание есть диалекти­ческий процесс, в ходе которого мысль человека об объекте все более приближается к нему. Этот процесс бесконечен, как бесконечен в своих свойствах и проявлениях объектив­но существующий мир. В системе познавательной деятель­ности ведущую роль играет научное познание, как наиболее глубокое и адекватное проникновение в сущность вещей. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения.

Познание как процесс отражения мира

Познание — высшая форма отражения. это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. «Гносеология» — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин «теория познания» ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.

Раскрывая за­коны действительности, оно в идеальной форме воссоздает предметы и явления во всем многообразии их свойств. Это оказывается возможным потому, что познавательная дея­тельность человека основывается на его предметно-чувствен­ной, материальной, практической деятельности. Человек ничего не может знать о предметах и явлениях внешнего мира без того материала, который он получает от органов чувств, поэтому чувственное познание является необходи­мым условием и неотъемлемым аспектом познания вообще.

Чувственное познание включает в себя три основные формы отражения: ощущение, восприятие и представле­ние. Ощущение — это субъективный образ объективной действительности, оно всегда одноаспектно. Восприятие — это уже целостный образ предмета, комбинация ощуще­ний, благодаря которой объект воспринимается как нечто целое. Представление позволяет воспроизвести его мысленно, когда он перед нами отсутствует. Специфика чувственного познания заключается в том, что оно формируется в результате не­посредственного взаимодействия с внешним миром: сами чувственные образы выступают как нечто непосредственно данное. В чувственных образах объективное содержание и субъективная форма даны в их непосредственном един­стве. Чувственное познание содержит информацию той био­логической эволюции, которая привела к появлению выс­ших животных и человека.

Второй неотъемлемой частью процесса человеческого познания является абстрактное мышление, которое осушествляется в формах понятия, суждения и умозаключения. Понятие как отражение существенных свойств изучаемых объектов, благодаря своей знаковой форме, не обладает на­глядностью, объединяя в себе абстрактные признаки ве­щей (например, «элементарная частица» в физике; «вид» — в биологии; «товар» — в политэкономии и т. д.). Определенная связь понятий пред­ставляет собой суждение. Умозаключение — это получение новых суждений на основе уже имеющихся, что достигается путем применения законов логики.

Качественная специфика абстрактного мышления состо­ит в том, что оно опосредовано, т. е. связано с отображаемой действительностью только через чувственные формы, кото­рые служат для него исходным содержанием. В нем отобра­жаются, прежде всего, связи и зависимости общих свойств, процессов и явлений объективного мира. По своей форме абстрактное мышление качественно отлично от чувственного познания тем, что оно существует в форме знаковых систем или языка, являющихся материальной формой процесса ло­гического мышления. Благодаря тому что язык или знако­вая форма становится средством переработки и передачи на­копленной информации, возникает некоторая самостоятель­ность абстрактного мышления по отношению к исходному чувственному материалу, который лежит в его основе. По­этому абстрактное познание несводимо к простому опериро­ванию чувственными образами. В реальном процессе позна­ния эти две стороны всегда образуют единство, хотя их соот­ношение и относительная роль изменяются на разных уровнях и в различных формах познавательной деятельности.

Переход от чувственного уровня познания к логическо­му совершается посредством операций абстрагирования, обоб­щения и идеализации. При абстрагировании выделяется какое-либо одно свойство объекта из целого набора свойств. На основе обобщения данное выделенное свойство распрост­раняется на многие другие вещи, которые мы, возможно, никогда и не видели. Идеализация — это логическая опера­ция, определяющая предел того или иного свойства.

Специфика абстрактного мышления состоит в том, что путем использования указан­ных операций преобразуется чувственный образ, а результа­ты преобразования связываются затем знаковой формой.

Поскольку сущность познания заключается в том, что оно есть отражение объективного мира и все его формы являются снимками, копиями соответствующих объектов, то центральным вопросом теории познания является воп­рос об отношении наших знаний к объективному миру. Этот вопрос рассматривается в теории истины. Истина — это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания. Это соответствие имеет следующие глав­ные характеристики.

В теории истины особенно важное значение имеет воп­рос о критериях, которые позволяют установить истин­ность. Основным критерием истинности является практи­ка, но ее понимание в различных философских направле­ниях тоже различно. Она существует в трех главных формах: как производственная, социально-политическая деятельность и научный эксперимент. Практика служит источником по­знания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способ­ны к его практическому освоению и преобразованию. В то же время практика ставит перед познанием определенные цели и поэтому выступает как побудительная, движущая при­чина познавательной деятельности. И, наконец, практика является критерием истинности наших знаний. Только на практике человек может доказать истинность своих зна­ний. Но она не создает эту истинность, а только позволяет ее установить. Если выводы, полученные на основании на­ших знаний, подтверждаются практикой, а деятельность оказывается успешной, то эти знания истинны.

Таким образом, теория познания раскрывает законо­мерности и пути диалектического процесса отражения мира в сознании человека. Она формулирует общие принципы и теоретические положения, описывающие и объясняющие этот процесс. Не случайно сегодня теория познания опять оказалась в центре многих наук о человеке, начиная с психологии и кончая биологией и исследованиями истории науки. Это отчетливо проявляется при анализе типов са­мой теории познания: классического и неклассического. Если для теории познания классического типа характерны такие черты, как критицизм, фундаментализм и нормати­визм, субъектоцентризм, наукоцентризм, то для складыва­ющейся в последние десятилетия XX в. неклассической теории познания характерны: посткритицизм, отказ от фун­даментализма, субъектоцентризма и наукоцентризма.

Разные науки, вполне понятно, обладают своими специфичес­кими методами и средствами исследования. Философия, не отбрасывая такую специфику, тем не менее сосредоточивает свои усилия на анализе тех способов познания, которые являются общими для боль­шинства опытных и теоретических (формальных) научных дисциплин: наблюдение, эксперимент, моделирование и т. д.

Виды научного познания

Познавательное отношение человека к действительности является необходимым элементом всей системы его отношений к миру. Конечным ре­зультатом такой деятельности является всегда новое зна­ние о мире. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах.

Первый вид познавательной деятельности — это так называемое обыденное, или индивидуальное познание, ко­торое формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимого знания. По форме оно является преимущественно образным, хотя эле­мент логического, рационального в нем тоже присутству­ет.

Второй вид познавательной деятельности — научное по­знание. Оно отличается от повседневного, обыденного, ин­дивидуального прежде всего своим предметом. Наука изу­чает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания являет­ся знание законов. в науке доминирует логическое, поня­тийное знание и, более того, системное понятийное знание.

Третий вид познания — философское, которое тоже яв­ляется видом научного познания, но отличается двумя важ­ными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, т. е. суще­ственная универсальность. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не со­держать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемо­го — это обязательный элемент данного вида познания.

Четвертый вид — художественное, творческоое познание. Специфи­ка его состоит в том, что оно в своей основе является образ­ным и наглядным и поэтому близко к обыденному знанию. Однако по своему предмету оно содержит общее и необходи­мое, т. е. типическое, и этим сближается с наукой, ограни­чиваясь при этом сферой своего предмета — человеком и человеческими отношениями. С философским познанием его сближает оценочный характер. Более того, для художествен­ного, творческого познания оценка имеет первостепенное значение.

Все эти виды познавательной деятельности тесно взаимо­связаны. Так, научное знание невозможно без философско­го, а философское базируется на частнонаучном, и, наконец, художественное творчество, художественное познание акти­визирует все формы знания и является важным моментом, не всегда осознаваемым, но обязательным для всех видов познавательной деятельности. В основе всех лежит обыден­ное, повседневное знание. Без связи с повседневным, обы­денным опытом не имеет смысла никакое другое знание.

Творческая природа познания

На основе познавательных способностей человека и его прак­тики развертывается творческая деятельность индивида, раскры­вается его созидательная сущность.

Творческие компоненты имеются у человека и в составе чув­ственных представлений, и в системе понятийных образов, как в живом созерцании, так и в эмпирическом и теоретическом по­знании. В мышлении человека функционируют многие понятия типа идеального, нацеленные на будущее. Но имеются и чувст­венные представления, являющиеся продуктом абстрактного мышления, которые содержат образ будущего, выступают как представления цели, как творческая природа процесса познания. На них замыкаются многие представления толь­ко отражательного типа; иначе говоря, чувственное отражение в немалой степени определяется практикой, будущим, теми но­выми творческими представлениями, в которых воплощается бу­дущее.

В познании нет двух парал­лельных, не зависящих друг от друга механизмов, один из которых обслуживает отражение, а другой — творчество; выделить подоб­ные «механизмы» оказывается невозможным, поскольку творчест­во пронизывает весь познавательный процесс.

В философской литературе встречается следующее определение: творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духов­ные ценности.

Творчество изучается многими науками: философией, психо­логией, науковедением, кибернетикой, теорией информации, пе­дагогикой и др. В последние десятилетия встал вопрос о создании особой науки, которая исследовала бы творческую деятельность человека - эвристики (считается, что термин «эвристика» проис­ходит от слова «эврика» — «Я нашел!» - восклицания, приписы­ваемого Архимеду. Философия изучает мировоззренческую сторону творческой деятельности человека, проблемы гносеологического и общеметодологического характера. В ее ком­петенции такие проблемы, как творчество и сущность человека, от­ражение и творчество, отчуждение и творческие способности, гно­сеологическая специфичность творческого процесса, творчество и практика, соотнощение интуитивного и дискурсивного, социо­культурная детерминация творческой деятельности, соотнощение индивидуально-гносеологического и социологического уровней творчества, этика ученых и творческая деятельность, гносеологиче­ский и этический аспекты научных дискуссий и др.

Информация о работе Творческая природа познания