Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:19, реферат
К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. В конце XX в. человечество оказалось перед проблемой раз¬работки и выбора новых стратегий. В этих условиях рацио¬нальное постижение мира приобретает решающее значение в поисках наиболее оптимальных путей современного цивилизационного развития. Закономерностью социальной эво¬люции становится опережающее развитие науки по отно¬шению ко всем остальным процессам общественной жизни. В представлениях различных современных философс¬ких школ эти процессы оцениваются отнюдь не однознач¬но.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Познание как процесс отражения мира………………..…………..……3
2. Виды научного познания………………………………………………….7.
3. Творческая природа познания…………………………………………..8
4. Структура творческого процесса……………………………………....10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Юридический факультет
ДОКЛАД
по философии
Творческая природа познания
Выполнил:
Студент 1 курса
Очной формы обучения
Бородкин А. В.
Научный руководитель:
Манакова И. Ю.
ВОРОНЕЖ
2011
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Познание как процесс отражения мира………………..…………..……3
2. Виды научного познания………………………………………………….7.
3. Творческая природа познания…………………………………………..8
4. Структура творческого процесса……………………………………....10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....14
Введение
К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. В конце XX в. человечество оказалось перед проблемой разработки и выбора новых стратегий. В этих условиях рациональное постижение мира приобретает решающее значение в поисках наиболее оптимальных путей современного цивилизационного развития. Закономерностью социальной эволюции становится опережающее развитие науки по отношению ко всем остальным процессам общественной жизни. В представлениях различных современных философских школ эти процессы оцениваются отнюдь не однозначно.
Рациональное постижение мира выступает необходимым и определяющим условием целенаправленной позитивной деятельности человека и общества. Мир познаваем, а познание в различных формах есть процесс обогащения человека новым знанием, которое может быть определено как совокупность идей о мире, теоретическое овладение его предметами, их идеальная форма. Познание есть диалектический процесс, в ходе которого мысль человека об объекте все более приближается к нему. Этот процесс бесконечен, как бесконечен в своих свойствах и проявлениях объективно существующий мир. В системе познавательной деятельности ведущую роль играет научное познание, как наиболее глубокое и адекватное проникновение в сущность вещей. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения.
Познание как процесс отражения мира
Познание — высшая форма отражения. это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. «Гносеология» — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин «теория познания» ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.
Раскрывая законы действительности, оно в идеальной форме воссоздает предметы и явления во всем многообразии их свойств. Это оказывается возможным потому, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно-чувственной, материальной, практической деятельности. Человек ничего не может знать о предметах и явлениях внешнего мира без того материала, который он получает от органов чувств, поэтому чувственное познание является необходимым условием и неотъемлемым аспектом познания вообще.
Чувственное познание включает в себя три основные формы отражения: ощущение, восприятие и представление. Ощущение — это субъективный образ объективной действительности, оно всегда одноаспектно. Восприятие — это уже целостный образ предмета, комбинация ощущений, благодаря которой объект воспринимается как нечто целое. Представление позволяет воспроизвести его мысленно, когда он перед нами отсутствует. Специфика чувственного познания заключается в том, что оно формируется в результате непосредственного взаимодействия с внешним миром: сами чувственные образы выступают как нечто непосредственно данное. В чувственных образах объективное содержание и субъективная форма даны в их непосредственном единстве. Чувственное познание содержит информацию той биологической эволюции, которая привела к появлению высших животных и человека.
Второй неотъемлемой частью процесса человеческого познания является абстрактное мышление, которое осушествляется в формах понятия, суждения и умозаключения. Понятие как отражение существенных свойств изучаемых объектов, благодаря своей знаковой форме, не обладает наглядностью, объединяя в себе абстрактные признаки вещей (например, «элементарная частица» в физике; «вид» — в биологии; «товар» — в политэкономии и т. д.). Определенная связь понятий представляет собой суждение. Умозаключение — это получение новых суждений на основе уже имеющихся, что достигается путем применения законов логики.
Качественная специфика абстрактного мышления состоит в том, что оно опосредовано, т. е. связано с отображаемой действительностью только через чувственные формы, которые служат для него исходным содержанием. В нем отображаются, прежде всего, связи и зависимости общих свойств, процессов и явлений объективного мира. По своей форме абстрактное мышление качественно отлично от чувственного познания тем, что оно существует в форме знаковых систем или языка, являющихся материальной формой процесса логического мышления. Благодаря тому что язык или знаковая форма становится средством переработки и передачи накопленной информации, возникает некоторая самостоятельность абстрактного мышления по отношению к исходному чувственному материалу, который лежит в его основе. Поэтому абстрактное познание несводимо к простому оперированию чувственными образами. В реальном процессе познания эти две стороны всегда образуют единство, хотя их соотношение и относительная роль изменяются на разных уровнях и в различных формах познавательной деятельности.
Переход от чувственного уровня познания к логическому совершается посредством операций абстрагирования, обобщения и идеализации. При абстрагировании выделяется какое-либо одно свойство объекта из целого набора свойств. На основе обобщения данное выделенное свойство распространяется на многие другие вещи, которые мы, возможно, никогда и не видели. Идеализация — это логическая операция, определяющая предел того или иного свойства.
Специфика абстрактного мышления состоит в том, что путем использования указанных операций преобразуется чувственный образ, а результаты преобразования связываются затем знаковой формой.
Поскольку сущность познания заключается в том, что оно есть отражение объективного мира и все его формы являются снимками, копиями соответствующих объектов, то центральным вопросом теории познания является вопрос об отношении наших знаний к объективному миру. Этот вопрос рассматривается в теории истины. Истина — это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания. Это соответствие имеет следующие главные характеристики.
В теории истины особенно важное значение имеет вопрос о критериях, которые позволяют установить истинность. Основным критерием истинности является практика, но ее понимание в различных философских направлениях тоже различно. Она существует в трех главных формах: как производственная, социально-политическая деятельность и научный эксперимент. Практика служит источником познания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способны к его практическому освоению и преобразованию. В то же время практика ставит перед познанием определенные цели и поэтому выступает как побудительная, движущая причина познавательной деятельности. И, наконец, практика является критерием истинности наших знаний. Только на практике человек может доказать истинность своих знаний. Но она не создает эту истинность, а только позволяет ее установить. Если выводы, полученные на основании наших знаний, подтверждаются практикой, а деятельность оказывается успешной, то эти знания истинны.
Таким образом, теория познания раскрывает закономерности и пути диалектического процесса отражения мира в сознании человека. Она формулирует общие принципы и теоретические положения, описывающие и объясняющие этот процесс. Не случайно сегодня теория познания опять оказалась в центре многих наук о человеке, начиная с психологии и кончая биологией и исследованиями истории науки. Это отчетливо проявляется при анализе типов самой теории познания: классического и неклассического. Если для теории познания классического типа характерны такие черты, как критицизм, фундаментализм и нормативизм, субъектоцентризм, наукоцентризм, то для складывающейся в последние десятилетия XX в. неклассической теории познания характерны: посткритицизм, отказ от фундаментализма, субъектоцентризма и наукоцентризма.
Разные науки, вполне понятно, обладают своими специфическими методами и средствами исследования. Философия, не отбрасывая такую специфику, тем не менее сосредоточивает свои усилия на анализе тех способов познания, которые являются общими для большинства опытных и теоретических (формальных) научных дисциплин: наблюдение, эксперимент, моделирование и т. д.
Виды научного познания
Познавательное отношение человека к действительности является необходимым элементом всей системы его отношений к миру. Конечным результатом такой деятельности является всегда новое знание о мире. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах.
Первый вид познавательной деятельности — это так называемое обыденное, или индивидуальное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимого знания. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует.
Второй вид познавательной деятельности — научное познание. Оно отличается от повседневного, обыденного, индивидуального прежде всего своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. в науке доминирует логическое, понятийное знание и, более того, системное понятийное знание.
Третий вид познания — философское, которое тоже является видом научного познания, но отличается двумя важными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, т. е. существенная универсальность. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не содержать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемого — это обязательный элемент данного вида познания.
Четвертый вид — художественное, творческоое познание. Специфика его состоит в том, что оно в своей основе является образным и наглядным и поэтому близко к обыденному знанию. Однако по своему предмету оно содержит общее и необходимое, т. е. типическое, и этим сближается с наукой, ограничиваясь при этом сферой своего предмета — человеком и человеческими отношениями. С философским познанием его сближает оценочный характер. Более того, для художественного, творческого познания оценка имеет первостепенное значение.
Все эти виды познавательной деятельности тесно взаимосвязаны. Так, научное знание невозможно без философского, а философское базируется на частнонаучном, и, наконец, художественное творчество, художественное познание активизирует все формы знания и является важным моментом, не всегда осознаваемым, но обязательным для всех видов познавательной деятельности. В основе всех лежит обыденное, повседневное знание. Без связи с повседневным, обыденным опытом не имеет смысла никакое другое знание.
Творческая природа познания
На основе познавательных способностей человека и его практики развертывается творческая деятельность индивида, раскрывается его созидательная сущность.
Творческие компоненты имеются у человека и в составе чувственных представлений, и в системе понятийных образов, как в живом созерцании, так и в эмпирическом и теоретическом познании. В мышлении человека функционируют многие понятия типа идеального, нацеленные на будущее. Но имеются и чувственные представления, являющиеся продуктом абстрактного мышления, которые содержат образ будущего, выступают как представления цели, как творческая природа процесса познания. На них замыкаются многие представления только отражательного типа; иначе говоря, чувственное отражение в немалой степени определяется практикой, будущим, теми новыми творческими представлениями, в которых воплощается будущее.
В познании нет двух параллельных, не зависящих друг от друга механизмов, один из которых обслуживает отражение, а другой — творчество; выделить подобные «механизмы» оказывается невозможным, поскольку творчество пронизывает весь познавательный процесс.
В философской литературе встречается следующее определение: творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Творчество изучается многими науками: философией, психологией, науковедением, кибернетикой, теорией информации, педагогикой и др. В последние десятилетия встал вопрос о создании особой науки, которая исследовала бы творческую деятельность человека - эвристики (считается, что термин «эвристика» происходит от слова «эврика» — «Я нашел!» - восклицания, приписываемого Архимеду. Философия изучает мировоззренческую сторону творческой деятельности человека, проблемы гносеологического и общеметодологического характера. В ее компетенции такие проблемы, как творчество и сущность человека, отражение и творчество, отчуждение и творческие способности, гносеологическая специфичность творческого процесса, творчество и практика, соотнощение интуитивного и дискурсивного, социокультурная детерминация творческой деятельности, соотнощение индивидуально-