Виды познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:41, контрольная работа

Краткое описание

ПОЗНАНИЕ - процесс духовного освоения мира, направленный на поиск истины. Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей своей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы познания. Человек - существо любознательное. Он способен удивляться миру. Человеку всегда важно знать, какими познавательными возможностями он располагает: способен ли он выработать адекватное знание, позволяющее ему жить и действовать в реальном мире?

Оглавление

I.Введение…………………………………………………………………….2


II.Специфические формы знания…………………………………………….5


III. Виды познания……………………………………………………………..7


IV. Заключение……………………………………………………………….10


V. Список литературы………………………………………………………..11

Файлы: 1 файл

философия вся.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

    Содержание: 
     
     

    1. Введение…………………………………………………………………….2
 
    1. Специфические формы знания…………………………………………….5
 

     III. Виды познания……………………………………………………………..7

     
    IV. Заключение……………………………………………………………….10
     

    V. Список литературы………………………………………………………..11 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Введение
 

   ПОЗНАНИЕ - процесс духовного освоения мира, направленный на поиск истины. Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей своей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы познания. Человек - существо любознательное. Он способен удивляться миру. Человеку всегда важно знать, какими познавательными возможностями он располагает: способен ли он выработать адекватное знание, позволяющее ему жить и действовать в реальном мире? Существуют ли какие-то препятствия для получения такого адекватного знания? Каковы границы познавательной деятельности или же процесс познания безграничен? Какими средствами осуществляется познавательный процесс? Разумеется, жестокая реальность, диктует свои законы, которые лучше бы побыстрее освоить. Однако познание имеет другие, более глубинные истоки. Не только практическая надобность, но и что-то более значимое заставило человека напрягать свой ум, мучительно постигать окружающую нас реальность. Прежде чем осваивать мир, надо было его полюбить. Мир предстал перед человеком во всей его чарующей привлекательности. Любовь, считают многие философы, вот что оказалось предпосылкой и началом процесса познания. Подлинное познание вовсе не является продвижением к абстрактным холодным истинам, жестоким утверждениям. В познании участвует не только ум, но и наши эмоции. Знание сообразуется с нравственными предписаниями.

     Познание  как отражение действительности. Структура познавательной деятельности обнаруживает свою синхронность с динамикой практики. Первым важным условием познания является наличие, прежде всего познающего субъекта с его потребностями, интересами, с его целями и того, что познается, - объекта познания. Объект же познания есть то, на что направлено познание, о чем нужно получить знание. Познание в этом смысле есть "перенесение" содержания объекта в сознание, точнее преобразование предметного содержания в содержание сознания.

     Существенным  условием познания выступает то, что  связывает субъект и объект познания. Познавательное отношение субъекта к объекту предполагает наличие некоторой общей основы, на которой происходит их взаимосвязь и взаимодействие, т.е. такого связующего их звена, которое делает познание возможным. Познание возникло и существует благодаря тому, что обслуживает определенным образом процесс жизнедеятельности людей, т.е. имеет социальную ценность. Общественной функцией познания определяется его необходимость как особенного вида человеческой деятельности. Таким образом, цель, ради которой осуществляется познание (т.е. его общественная роль), является определенным условием познания. Этот момент тем более важен тем, что им, по существу определяется и собственная цель познания - истина. 
 

     Общество  является потребителем истины и заблуждения, однако потребление именно истины лежит в основе самого существования общества, каковой является производство и воспроизводство материальной жизни. Связь человека с миром осуществляется непосредственно через органы чувств. Поэтому чувственный опыт (чувственное познание) составляет неотъемлемую сторону познавательного процесса. Нельзя исключать из познания и теоретическую ступень, состоящую в соответствующей логической обработке чувственных данных, результатом которой является проникновение в скрытые, существенные связи вещей. Познание невозможно также без использования определенных средств - методов познания, которые служат решению различных познавательных задач.

     Благодаря им осуществляется движение познания от единичного к общему, от непосредственного  к опосредственному, от явления к сущности. Человеческое познание невозможно и без языка. Это вытекает из роли познания внутри общественной практики. Язык обеспечивает фиксацию результатов познания (т.е. доводит их до общественной формы, делает общественным достоянием). Язык обеспечивает так же преемственность процесса познания, а значит, и возможность его как социально ценного феномена. И, наконец, как всякое общественное явление, познание претерпевает процесс развития, соответствующий, в общем, историческому развитию практики. Обогащение, приращение познания является результатом этого развития. Историческое развитие познавательного процесса составляет его существенный момент, неотделимые от его природы и общественной функции.

     В процессе взаимодействия людей с  природой происходит формирование органов и способностей человеческого познания. Формирование субъекта происходит как самопорождение человека в процессе практической деятельности. Проблема связи субъекта и объекта также разрешается через практику. Взаимосвязь человек-мир осуществляется, прежде всего посредством практической деятельности.

     Важное  значение имеет практика для проверки объективности познания. Критерий истины устанавливает (обнаруживает, доводит  до нашего сознания) адекватность (или  неадекватность) знания его объекту. Он же одновременно устанавливает и то, на сколько знание соответствует своей собственной цели, своему назначению, своему "понятию". Критерий истины обосновывает познание особым образом - с точки зрения его собственной высшей меры, каковой является истина. Совпадает ли содержание знания с объективно-предметным содержанием, можно проверить в деятельности, которая, включая в себя момент всеобщности, одновременно имеет статус непосредственной действительности. Познание неразрывно связано со свободой. Свобода есть проявление самой природы человека - того, что он собой являет и на что он способен, преодолевая преграды, ограничения, коренящиеся в его конечности. Свобода не столько факт, сколько возможность - возможность противостоять судьбе, возможность перешагнуть границы реального бытия. Человек всегда окружен множеством ограничений. Однако он как бы отталкивается от них для реализации своей свободы.

     В человеке, в присущей ему извечной незавершенности и свободе выбора заключено то, что его реальность - это потенциальная возможность. Он не является еще таким, каков он есть, таким он лишь должен стать, его жизнедеятельность - это непрерывный процесс становления и развития человеческой сущности. Ставшее как результат сразу же превращается в предпосылку дальнейшего развития, дальнейшего поступательного движения в будущее. Поэтому человек, только развивая свои познавательные способности, средства, возможности и реализуя результаты процесса познания в свободной творческой деятельности, может стать действительным субъектом социальной действительности, творцом собственного счастья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. Специфические формы знания  
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом. Весьма убедительно звучат слова Л. Шестова о том, что, "по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно".  
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость.  
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания , признаваемого в качестве научного , например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к ведомству вненаучного знания , объединяются общим понятием- эзотеризм.  
 Выделяют следующие формы вненаучного знания:  
• ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;  
• донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;  
• паранаучное - как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;  
MRNI "лженаучное - как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают "маньяком", "сумасшедшим". В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное; • квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.п.  
• антинаучное - как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;  
• псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III. Виды познания 

     Античная  традиция отвечала на вопрос о том, что такое знание, сравнивая его  с мнением. Считалось, что мнение строится на чувстве, поэтому оно  касается единичных предметов и характеризуется изменчивостью и относительностью. В отличие от мнения, знание рационально по своему происхождению. В нем схватываются не единичные, а общие свойства в силу чего знание обладает всеобщим характером и неизменностью. Знание, понимаемое таким образом, было фактически отождествлено с истиной.

     В новое время под влиянием успехов  естественных наук знание трактуется как научное знание. Понятия знания, истины и науки были фактически отождествлены. В рамках этой традиции подняты проблемы специфики научного знания и критериев его отличия от вненаучного. В настоящее время этими вопросами занимается философия науки. Вместе с тем современная философия постепенно преодолевает традицию отождествления знания с наукой. Сегодня в качестве относительно самостоятельных способов познания наряду с наукой рассматриваются и другие формы духовной деятельности. В соответствии с этим помимо науки выделяют такие виды знания, как обыденное, художественно-образное, игровое, мифологическое, религиозное, философское.

     Еще на ранних этапах человеческой истории  существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о  природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющих, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений.  
 Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизненных отношений и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживающими прогресс преградами. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания.  
 Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Иногда знание повседневного опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто и молчаливо руководит действиями субъекта.  
 Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания. Заметим что ученый, используя узкоспециализированный арсенал научных понятий и теорий для данной конкретной сферы действительности, всегда внедрен также и в сферу неспециализированного повседневного опыта, имеющего общечеловеческий характер. Ибо ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком. Иногда обыденное знание определяют посредством указания на общие представления здравого смысла или неспециализированный повседневный опыт, который обеспечивает предварительное ориентировочное восприятие и понимание мира. В данном случае последующей дефиниции подвергается понятие здравого смысла.  
 К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Игровое познание дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о практической выгоде и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. В игровом познании возможно сокрытие истины, обман партнера. Игровое познание носит обучающеразвивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.

     Игровое познание - важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатство культуры – деловые игры, спортивные игры и т.п.

     Особую  разновидность знания, являющегося  достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Оно ставился в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил построения знания. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, признается необходимой и реально существующей компонентой знания. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди и что искусству или познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в общении с мастером.

     Важную  роль, особенно на начальном этапе  истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т. д. В последнее время было выяснено (особенно в философии структурализма), что мифологическое мышление - это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. Так, Леви-Строс указывал на конкретность и метафоричность мифологического мышления, его способность к обобщению, классификациям и логическому анализу.

     Некоторые современные исследователи полагают, что в наше время значение мифологического познания отнюдь не уменьшается. Так, П. Фейерабенд убежден, что достижения мифа несравненно более значительны чем научные: изобретатели мифа, по его мнению, положили начало культуре, в то время как рационалисты только изменяли ее, причем не всегда в лучшую сторону.

     Уже в рамках мифологии зарождается  художественно-образный вид познания, который в дальнейшем получил наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Более того, например, в герменевтике искусство считается важнейшим способом раскрытия истины. Хотя, конечно, художественная деятельность несводима целиком к познанию, но познавательная функция искусства посредством системы художественных образов -одна из важнейших для него. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т. д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т. д..

Информация о работе Виды познания