Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:41, контрольная работа
ПОЗНАНИЕ - процесс духовного освоения мира, направленный на поиск истины. Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей своей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы познания. Человек - существо любознательное. Он способен удивляться миру. Человеку всегда важно знать, какими познавательными возможностями он располагает: способен ли он выработать адекватное знание, позволяющее ему жить и действовать в реальном мире?
I.Введение…………………………………………………………………….2
II.Специфические формы знания…………………………………………….5
III. Виды познания……………………………………………………………..7
IV. Заключение……………………………………………………………….10
V. Список литературы………………………………………………………..11
Одними из древних
форм познания, генетически связанными
с мифологией, являются философское
и религиозное познание. Особенности
последнего определяются тем, что оно
обусловлено непосредственной эмоциональной
формой отношения людей к господствующим
над ними земными силами (природными и
социальными). Будучи фантастическим отражением
последних, религиозные представления
содержат в себе определенные знания о
действительности, хотя нередко и превратные.
Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей
религиозных и других знаний, накопленных
людьми веками и тысячелетиями, являются,
например, Библия и Коран. Однако религия
(как и мифология) не воспроизводили знание
в систематической и, тем более, теоретической
форме. Она никогда не выполняла и не выполняет
функции производства объективного знания,
носящего всеобщий, целостный, самоценностный
и доказательный характер.
«Все люди от природы стремятся к знанию» – так начинает Аристотель свой знаменитый труд, получивший название «Метафизика». Но каковы цели познания? Отвечая на этот вопрос, философия выработала теоретическую альтернативу. Многие философы склоняются к прагматической, в широком смысле слова, позиции: знание полезно человеку, оно помогает ему жить, и конечный смысл познания заключен в его практической реализации. Несмотря на очевидную убедительность этой позиции, не менее многочисленную группу составляют философы, полагающие, что практика, безусловно, стимулирует познание, но не является его подлинной целью, знание ценно само по себе, независимо от того, приносит ли оно практическую пользу человеку.
Специфическими формами или методами познания являются наблюдение, описание и т. д. На этой ступени познавательного процесса происходит сбор фактов, фиксирующих внешние проявления, свойства предметов. Теоретическая форма познания- это углубление человеческой мысли в сущность явлений действительности. При этом научное познание пользуется такими методами, как моделирование, создание гипотез, теорий и т. д. Действительность отражается человеком с помощью различных форм познавательной деятельности.
Таким
образом человек ничего не может
знать о предметах и явлениях
внешнего мира без того материала, который
он получает от органов чувств в
формах чувственного созерцания (ощущение,
восприятие, представление). Они дают чувственно
наглядное воспроизведение предметов,
их отдельных свойств. Существенные связи
между предметами, закономерности их развития
отражаются в формах абстрактного мышления
- понятиях, суждениях, умозаключениях.
В процессе познания человек использует
также различные логические приемы (анализ
и синтез, дедукцию, индукцию и т. д.), позволяющие
ему теоретически воссоздавать изучаемый
предмет.