Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:57, реферат
Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.
Введение
1. Общее представление о законе
1.1. Понятие закона
1.2. Признаки закона
1.3. Классификация законов в Российскойи Федерации
2. Общее представление о справедливости
2.1. Подходы понятия щ справедливости
2.2. Анализ принципов справедливости
3. Место закона и справедливости в древних мифах
3.1. Мифология Древней Греции
3.2. Мифология Древнего Египта
Заключение
Античные представления о справедливости. Платон.
Для процесса развития права и юриспруденции со времен Платона было характерно постоянное смешение вышеназванных двух значений понятия справедливости. Двусмысленность часто возникала, когда "справедливость" употребляли не в том смысле, который предполагался ее дефиницией. Вопрос о том, что считать справедливостью в области социальных и политических отношений, встает сразу же, как только люди отказываются от боязливого и безусловного повиновения господствующим правилам. Платон определяет справедливость как высшую добродетель в государстве, построенном на принципах блага. Справедливость подвергается долгому и глубокому рассмотрению в его диалоге Государство, оказавшем огромное влияние на западную культуру. В Государстве обсуждается второй, или моральный, уровень справедливости; Платона интересует моральная справедливость, и согласны мы или нет с его дефиницией, суть его позиции совершенно ясна. С его точки зрения, справедливое общество - то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности. Правитель, или правитель-философ, от природы наделен способностью понимать, что такое справедливость и как ее достичь. Его задачей является распределение функций в государстве на основе принципа справедливости, определение с его помощью места в обществе обычного человека, природа которого не позволяет ему самостоятельно понять свое истинное назначение. Платоновская концепция справедливости оказалась настолько убедительной, что ее вновь и вновь выдвигали в разных формулировках в разные периоды истории. Она была отчетливо выражена и в традиции гегельянства (например, у Ф.Брэдли в его Этических исследованиях, 1877). Определив понятие моральной справедливости, Платон в более поздних Законах обратился к рассмотрению справедливости в первом, или "процессуальном", смысле. Здесь он объясняет, какого рода социальной структуры можно ожидать, если процессуальная справедливость становится в руках элиты инструментом реализации ее представления о моральной справедливости. Судебная власть прямо опирается на принципы такой "моральной" справедливости; деятельность учителей, поэтов и музыкантов подлежит цензуре; ослушников, преступивших "моральный" закон, подвергают изгнанию. Что касается рабов, то им положены свои законы, соответствующие их положению: "Должно наказывать рабов по справедливости и не изнеживать их, как свободных людей, увещаниями". Аристотель также придерживался концепции "естественных" классов и зависимости справедливости от социального и политического статуса: "Некоторые люди рабы, а другие свободные граждане потому, что так назначено природой... Правильно и справедливо, что одними следует править, а другие должны осуществлять правление, к которому они пригодны от природы; и коли так, власть господина над рабом тоже справедлива". Кроме того, Аристотель предложил различать типы справедливости, что оказало сильное влияние на последующие ее трактовки. Справедливость может быть коррективной, или коммутативной, направленной на сохранение общественного порядка и общее благосостояние, и может быть дистрибутивной, связанной с распределением, - это принцип, согласно которому каждый человек должен иметь причитающуюся ему долю. В этих определениях, по-видимому, учитывается различие между процессуальной и моральной справедливостью, но их следует понимать в контексте политической философии Аристотеля, основанной на моральной предпосылке, высказанной в приведенной выше цитате.
Представления стоиков.
Стоикам принадлежит заслуга дальнейшего
развития идей о справедливости. Через
римское право они оказали сильнейшее
влияние на политическую философию и теорию
права. Конечно, этим влиянием они были
во многом обязаны тому историческому
обстоятельству, что стоическое понятие
естественного права получило поддержку
со стороны религии и далее существовало
в рамках теологии. Стоическая философия
исходила из предпосылки, что Вселенной
присущет рациональное устройство и она
функционирует согласно универсальным
рациональным законам, или принципам.
Поскольку человек - рациональное существо,
он может познать эти законы. Поэтому ему
доступен идеал абсолютной, универсальной,
рациональной справедливости, к которому
и следует, насколько это возможно, стремиться
в законодательстве. Эта концепция закона,
какими бы ошибками ни грешила ее формулировка,
могла бы стать началом эпохи Просвещения
в стремлении человечества достичь справедливости
с помощью закона. По сути дела, это было
обращение к разуму как критерию справедливых
отношений между людьми в сфере политики
и права, и достижения римского права,
проникнутого стоической философией,
являются поворотным пунктом в историческом
развитии человечества. Ульпиан, один
из выдающихся юристов того времени, назвал
юриспруденцию наукой о справедливом
и несправедливом, цель которой заключается
в наделении каждого человека его правом;
он заявил, что рабство является человеческим
изобретением, противным "закону природы".
Философия, стоявшая за римским правом,
оказалась эффективным инструментом и
в последующие столетия, особенно в трудах
Гуго Гроция и Пуфендорфа, повлиявших
на Локка и Руссо.
Кант
. Итоги философского
развития идеи справедливости
в 16, 17 и 18 столетиях были подведены
в трудах И.Канта. Кант
ПРИНЦИПЫ
СПРАВЕДЛИВОСТИ
Теория
ДВА
ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ
Я теперь могу установить
предварительный вид двух принципов справедливости,
на которые, с моей точки зрения, согласились
бы в исходном положении. Первая формулировка
принципов будет носить экспериментальный
характер. По ходу дела мы рассмотрим несколько
формулировок и приблизимся, шаг за шагом,
к окончательному их виду, который будет
приведен много позднее. Я полагаю, что
такая процедура делает изложение весьма
естественным.
Первая
Первый
Второй
Есть две
Эти принципы применяются
главным образом, как я уже
говорил, к базисной структуре общества
и управляют приписыванием прав
и обязанностей, а также регулируют
распределение социальных и экономических
преимуществ. Их формулировка предполагает,
что, для целей теории справедливости,
социальная структура может рассматриваться
как состоящая из двух частей, к одной
из которых применяется первый принцип,
а к другой — второй принцип. Таким образом,
мы можем различить аспекты социальной
системы, которые определяют и гарантируют
равные основные свободы, и аспекты, которые
специфицируют и устанавливают социальные
и экономические неравенства. Тут существенно
отметить, что основные свободы задаются
перечнем таких свобод. В нем важное место
занимают: политическая свобода (право
голосовать на выборах и занимать официальную
должность), свобода слова и собраний;
свобода совести и свобода мысли; свобода
личности, включающая свободу от психологического
подавления, физической угрозы и расчленения
(целостность человека); право иметь личную
собственность и свободу от произвольного
ареста и задержания, как то определено
правлением закона. Эти свободы должны
быть равными, согласно первому принципу.
Второй
Эти принципы должны
быть упорядочены так, что первый
принцип первичен по отношению ко
второму. Это упорядочение означает,
что не могут быть оправданы нарушения
основных свобод, защищенных первым принципом,
или же компенсация нарушения большими
социальными и экономическими преимуществами.
Эти свободы занимают центральное положение
в применениях и могут быть ограничены
или стать частью компромисса только при
конфликте с другими основными свободами.
Поскольку эти свободы могут быть ограничены
при столкновении друг с другом, ни одна
из них не является абсолютной; но будучи
приспособлены друг к другу, они все подчинены
одной и той же системе. Трудно, вероятно,
даже невозможно дать полную спецификацию
этих свобод независимо от конкретных
обстоятельств данного общества — социальных,
экономических или технологических. Гипотеза
заключается в том, что общая форма такого
перечня должна быть изобретена с достаточной
точностью, так чтобы поддерживать эту
концепцию справедливости. Конечно, свободы,
не входящие в перечень, например, право
владеть определенными видами собственности
(в частности, средствами производства)
или свобода договоров, как она понимается
доктриной laissez-faire, не являются основными;
по этой причине они не защищены первым
принципом. Наконец, в отношении второго
принципа, распределение богатства и дохода,
власти и ответственности, должно быть
совместимым как с основными свободами,
так и с равенством возможностей.
Два принципа весьма
специфичны по своему содержанию, и принятие
их основывается на определенных предположениях,
которые я по ходу дела постараюсь объяснить.
Пока же необходимо заметить, что эти принципы
являются специальным случаем более общей
концепции справедливости, которая может
быть выражена следующим образом.
Все социальные ценности
— свобода и благоприятные
возможности, доходы и богатство, социальные
основы самоуважения — все это
должно быть равно распределено, кроме
тех случаев, когда неравное распределение
любой, или всех, из этих ценностей дает
преимущество каждому. Несправедливость,
тогда, есть просто неравенства, которые
не дают преимуществ каждому. Конечно,
эта концепция чрезвычайно расплывчата
и требует интерпретации.
В качестве первого
шага сделаем предположение, что
базисная структура общества распределяет
некоторые первичные блага, т. е. вещи,
которые каждый рациональный человек
хотел бы иметь. Эти блага являются частью
обихода, независимо от того, каков рациональный
план жизни человека. Для простоты предположим,
что главные первичные блага в распоряжении
общества — это права, свободы, благоприятные
возможности, доходы и богатство. (Позднее
в части третьей первичное благо самоуважения
займет центральное место.) Они являются
социально первичными благами. Другие
первичные блага, такие как здоровье и
энергия, интеллект и воображение, — естественные
блага. Хотя на обладание ими влияет базисная
структура, они не находятся прямо под
ее контролем. Вообразим тогда гипотетическое
исходное устройство, в котором все социально
первичные блага равно распределены: каждый
имеет одни и те же права и обязанности,
и доходы и богатство поделены одинаково.
Это положение дел устанавливает точку
отсчета, которая позволяет судить об
улучшениях. Если определенные неравенства
в богатстве и различия во власти сделают
ситуацию каждого лучше, чем она была в
гипотетической ситуации, тогда эти неравенства
согласуются с обшей концепцией.
Вполне
Информация о работе Торжество закона и справедливости в древней мифологии